Срочная новостьСтало известно число инфицированных коронавирусом в Казахстане за прошедшие сутки

50 минут воспоминаний о Денисе Тене. Сергей Райлян о фильме про человека-эпоху

Сейтказин Ардак

Российский спортивный телеканал выпустил документальный фильм о прославленном казахстанском фигуристе

Фото из открытых источников

«Денис Тен. Тринадцать». Как смерть фигуриста стала личной трагедией миллионов» - так называется документальный фильм, подготовленный «Матч. ТВ». Автор картины Константин Столбовский собрал воспоминания о прославленном казахстанском фигуристе, в том числе, Алексея Ягудина, Розы Рымбаевой, Ильи Ильина.

«Снимать маленький фильм про Дениса Тена, оказывается, очень трудно. Он прожил свои 25 лет как-то так, что в них поместилась целая эпоха. Попробуйте снять короткий метр про эпоху Возрождения, и вы очень быстро поймете, что нельзя объять необъятное. А Денис Тен – эпоха», - говорится в самом начале фильма.

Одним из тех, кто помог создателю фильма был спортивный журналист Сергей Райлян. Впрочем, в самом начале разговора с корреспондентом Azattyq Rýhy коллега открестился от каких-либо заслуг, отметив, что «просто помогал».

- Константин Столбовский, который является главным вдохновителем данной идеи, несколько приукрасил что ли, немного возвысил степень моего участия в этом фильме.

- Честно говоря, у меня были предположения, что вы закрывали, так скажем, некую договорную составляющую по Алматы.

- Нет, у него была идея снять этот фильм. Он в Москве живет, он поделился этой идеей с руководством «Матч. ТВ», и ее одобрили. Он приехал сюда, и ему просто нужен был человек, который здесь бы ему помог. Он приехал сюда на неделю. Он бывает время от времени в Алматы, это родина его, но при этом он немного не очень хорошо ориентируется в спортивном мире: к кому подойти, позвонить, что сделать. Чисто вот такие вещи. Я просто согласился ему помочь. Когда он все это сделал, он мне говорит: Серега, я тебя хочу в этот фильм включить в качестве одного из авторов. Я говорю: Костя, я ничего не сделал, чтобы стоять в одной строчке с тобой, поэтому не стоит.

Поэтому вся основная работа его, я просто ему помогал. Причем, помогал ему не только я, помогали и другие люди. Всех включить в этот список было очень и очень тяжело. Хочу отметить, что люди помогали бескорыстно. Это и сам Столбовский указал в своем посте – он попытался очертить круг людей, которые ему помогали, упомянул и операторов, и Ержана Мукаша, который был закадровым голосом. В общем, обо всем этом он сам сказал.

- Поделитесь впечатлениями от фильма.

- Я, честно говоря, был приятно удивлен тем, какой фильм получился. Когда я сначала посмотрел тизер фильма, а потом уже увидел сам фильм, я могу сказать, что вот эти 50 минут, которые длится фильм… Я, кстати, думал, что он будет стандартные 25 минут, как обычно эти фильмы делаются. Но он получился в 2 раза больше и смотрелся на одном дыхании. Потому что все было очень грамотно подобрано - и спикеры, которые говорили, и монтаж был сделан грамотно, так были подобраны выражения спикеров и объединены в одну общую тему. И это неслучайно, что у Столбовского вот эти 13 глав получились тематические. В общем, я был в полном восторге. Я так и написал Косте, когда он мне скинул ссылку на фильм.

- Мне показалось, что вы достаточно часто встречались с Денисом по разным поводам. Какой след он оставил в вашей душе, в вашем сердце? Ведь не часто так бывает, что у журналиста формируется какое-то трепетное отношение к герою своих материалов…

- Я не скажу, что так часто с ним общался. Может быть раз 5-6 с ним встречался, не знаю, много это или мало. Конечно, хотелось бы, чтобы таких встреч было больше… Я должен сказать, что Денис с самого начала поразил своим интеллектом. Я с ним впервые встретился, когда ему было лет 14-15, то есть, он был еще школьного возраста. Тогда уже в его словах и выражениях чувствовались признаки действительно умного человека. Во время беседы он никогда не отвечал на вопросы какими-то стандартными, шаблонными ответами. Каждый вопрос он обдумывал и отвечал на него развернуто, причем старался ответить так, чтобы был понятен посыл, который он вкладывает в свой ответ.

- Это находка для журналиста, потому что в спортивном мире, к сожалению, такое встретишь не часто.

- Да, это довольно редкое явление, и не только среди спортсменов, а вообще среди людей, с которыми журналисты общаются. И открытость его тоже всегда подкупала. Я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы он хоть раз отказал в интервью. Если мы с ним или с его, скажем, окружением, через маму, например, договаривались о каком-то интервью, о какой-то встрече, даже если она не могла состояться сейчас, то через месяц эта встреча состоялась бы обязательно.

Еще я бы хотел отметить, что в общении Дениса с другими людьми всегда чувствовалось его уважение к человеку, с которым он разговаривает. Это все закладывается в детстве. Очень большое влияние на него оказали родители, именно очень благотворное влияние. Это у Кости в фильме тоже есть: часть, где про маму говорят и про то воспитание, которое она вместе с папой дали Денису. Ни разу не было с его стороны не то, что заносчивости, даже не было недовольства что ли. Журналист ведь все равно по долгу службы хочет узнать ответ на какие-то вопросы провокационные. И ни разу, даже если вопрос мог Денису не понравиться, я могу лишь предполагать, что некий вопрос, возможно, не понравился, он ни разу не выказывал какое-то раздражение или недовольство.

- Многие специалисты перечисляют в чем была уникальность Дениса как фигуриста. Вы для себя как-то определили эту формулу? Почему стараются и пытаются многие, а получилось у него? Почему отдельно взятая личность на своих хрупких, можно сказать, плечах поднимала целый вид спорта в большой стране?

- На этот вопрос я, к сожалению, не смогу ответить профессионально. Я не настолько разбираюсь в фигурном катании, чтобы сказать за счет чего. Я могу только отметить трудолюбие, его настойчивость, и настойчивость его мамы и папы, которые помогали ему. Потому что самому тяжело двигаться с 10-11 лет, нужна помощь ближайшего окружения. И вот эта настойчивость, которую проявляли прежде всего его родители, которые поняли, что ребенку надо расти, и они из Алматы переехали в Россию. В Омске он начинал, по-моему, оттуда уже попал в Москву. Там уже от Водорезовой ушел к Кэрроллу в Америку. Вот это поступательное движение, вот эта трудолюбие, настойчивость – все это помогло ему добиться тех успехов, которых он добился.

- Вы упомянули концепцию фильма: она состоит из 13 ипостасей, можно сказать, 13 направлений личности. Вам довелось ближе познакомиться с Денисом вне спорта? Может, в качестве музыканта, художника…

- Если брать этот фильм, то там все-таки какую-то определенную грань автор не рассматривал. Он не выделял что-то одно из достижений Дениса. Мы его знаем, как замечательного спортсмена, но оказывается он был и музыкантом, и художником, он очень любил фотографировать. Его талант имел очень много граней, и, если бы Денис не реализовал себя в спорте, он реализовал бы себя во множестве других видов деятельности. Но, к сожалению, мы так и не узнали, где он мог себя очень сильно реализовать… Кстати, в фильме об этом говорил и Илья Ильин, и другие люди. Я бы хотел сказать ту мысль, которая проходит через весь фильм: Денис – это был человек очень большого количества талантов. Даже сам Денис в интервью очень часто говорил, что после окончания спортивной карьеры, ему хотелось бы попробовать себя во многих направлениях, тех, которым из-за спортивной карьеры он не может уделить большого внимания.

- Нельзя не учитывать громадного влияния Дениса на казахстанское фигурное катание. Скажите, что сейчас происходит в этом виде спорта? Потому что если по девочкам мы еще слышим про Элизабет Турсынбаеву, то среди парней кажется будто тихо.

- О том, что сейчас происходит с фигурным катанием, я думаю, лучше всего расскажет главный тренер сборной Казахстана. Но когда еще выступал Денис, видно было, что за его спиной в принципе никого нет. Денис был человеком, на которого дети, которые хотели заниматься фигурным катанием, смотрели и тянулись за ним. Одно дело, когда ты смотришь выступление какого-то фигуриста по телевизору на Олимпийских играх, чемпионатах мира, совсем другое, когда ты знаешь, что человек добившийся таких высот рос с тобой в одном городе, в соседнем дворе, и он может тебе мастер-класс преподать. Денис ведь часто проводил в Алматы мастер-классы для детей. Это стимулировало детей к занятию спортом, фигурным катанием. Человек с таким именем, с таким талантом всегда был рядом, всегда являлся ориентиром. Сейчас на примере Элизабет Турсынбаевой, я думаю, происходит то же самое. Не знаю, можно ли назвать это бумом фигурного катания, наверное, нет, но сам факт того, что у нас выросли такие большие две звезды, которые стали примером для подрастающего поколения фигуристов, очень здорово.

- В завершение, Сергей, задам вопрос где-то даже философский: мы извлекли урок из этой трагедии или нет?

- Это действительно такой философский вопрос. Я, честно, над ним не задумывался… Я просто не знаю, какие мы должны извлечь уроки…

- Прочтите комментарии вод видео с участием Дениса. Каждый второй пользователь пишет: Прости, что не уберегли. Значит, в будущем мы должны извлечь какие-то уроки, чтобы все же беречь таких людей, такие таланты. Мы – это общество, это государство в лице правоохранительных органов.

- Мне очень сложно ответить на этот вопрос. Если говорить о безопасности наших граждан в общем, если такие мы должны уроки извлечь, то это дело правительства, МВД. Мне очень сложно ответить…  

В заключение позвольте напомнить вам, уважаемые читатели, слова самого Дениса Тена. Один из последних его постов в Instagram. Слова, которые он подарил нам по случаю своего 25-летия:

«Не знаю, о чем написать в этот ординарный для многих день. И зачем писать? 25 лет назад, я родился в эту же самую дату. Так вышло. Это заслуга родителей. Мой брат выбрал мне имя. А позже, мама отдала на всякие кружки и секции. Папа содержал семью. Я лишь просто был в центре внимания, окутанный ласками и заботой. На коньках я катался, потому что мне подарили эту возможность. Ходил в музыкальную школу, потому что меня туда отводили каждый будний вечер. Я делал все то, что преподносилось мне родителями или мимолетными шансами. В моих генах корейская и еврейская кровь. Я и здесь ни при чем. Знания, которыми я руководствуюсь, их я где-то прочитал или услышал извне. Т.е. это даже не мои мысли по сути.

Кто же я? И что я сделал?

Не знаю. Но все эти последствия сделали меня счастливчиком.

Я люблю жизнь. Люблю родителей. Люблю людей. Люблю любить. Я хочу этим делиться. Точнее не я, а мой персонаж. В 25 мир стал ощущаться иначе...».

Матвей ЗУЕВ

Вам будет интересно
Бекнур Кисиков: Рад, что антитабачные инициативы «Nur Otan» были услышаны
Галым Байтук: У нас не осталось неприкасаемых людей
Строгий карантин Казахстану не нужен, и вот почему