Железные игры разума
Даурен Бекмуханбетов рассказал о скандальной ситуации со своим назначением
6 ноября 2021 года прямым голосованием Даурен Бекмуханбетов был избран главным треном сборной Казахстана по тяжелой атлетике. Это решение поддержала присутствовавшая на выборах министр культуры и спорта Актоты Раимкулова. Остался формальный вопрос – издание приказа. Но дальше пошли закулисные игры – вышестоящие чиновники проигнорировали мнение тренеров страны, и отменили решение главы МКС.
Фактически они пошли на поводу группы деятелей, которые собственно довели тяжелую атлетику до позорного нынешнего состояние – бесконечные допинг-скандалы, лишение спортсменов наград, и, как следствие, квота нашей республики всего в два человека на Играх 2022, самоубийство члена сборной Альберта Линдера…
Почему же мнение людей, которых по совокупности «заслуг» следует держать максимально далеко от руководства этим видом спорта, остается решающим?
Много званных, да мало избранных…
В эксклюзивном интервью AR главный тренер сборной Казахстана Даурен Бекмуханбетов рассказал о скандальной ситуации со своим назначением, и о перспективах нашей сборной.
– Даурен, как известно, 6 ноября 2021 года в Талдыкоргане прошла «судьбоносная» встреча тренерского сообщества РК по тяжелой атлетике с министром культуры и спорта (МКС). В каком формате проходила встреча и какие затрагивались вопросы?
– В этот день у нас прошла встреча за круглым столом переговоров с главой МКС Актоты Раимкуловой. На ней также присутствовали: советник министра Ислам Байрамуков, руководитель проекта «Трансформация спорта» Камбар Омаров, представитель Федерации тяжелой атлетики Алдияр Нуралинов, а также НОК, и старшие тренера областей. Рассматривались критически важные проблемы тяжелой атлетики, назревавшие за последние 20 лет, которые в конечном итоге привели к многочисленным допинговым скандалам, внутренним острым конфликтам между прежними тренерами сборной и региональными тренерами. И, конечно, самое ужасное это смерть молодого талантливого тяжелоатлета Альберта Линдера.
Рассматривался также вопрос о главном тренере Национальной сборной. Федерация тяжелой атлетики Казахстана (WFRK) предложила разделить сборную на две отдельные команды - мужскую и женскую. Но представители регионов выступили единогласно против в связи с критической ситуацией в отделении тяжелой атлетики. Мое мнение таково: в перспективе такой вариант возможен, но сейчас, мы, специалисты и тренеры с многолетним опытом, уверены - чтобы стабилизировать положение внутри сборной страны, очистить наш вид спорта и сформировать сплоченную команду с высокими результатами, необходимо работать единой командой под руководством и ответственностью главного тренера.
Хочу особо подчеркнуть, что сегодняшний день состав национальной сборной состоит из молодежи: в основном, это юноши и юниоры, поскольку со многими бывшими членами сборной к сожалению, пришлось расстаться… Если же произойдет раскол команды по гендерному признаку, то это окончательно дестабилизирует обстановку и усугубит внутренние уже имеющиеся конфликтные ситуации.
– А как до этого случая проводились кадровые назначения на пост главного тренера национальной сборной, а также старших тренеров женской и мужской команд?
– Раньше с мнением региональных тренеров не считались, руководство Федерации готовило ходатайство в МКС. Министерство тем временем, по сути, не зная истинного положения дел в тяжелой атлетике, всецело доверяло федерации этот вопрос.
Но когда спортсмены совместно с тренерами областей направили письмо министру, где рассказали о беспределе и своеволии тренеров сборной, МКС отреагировало незамедлительно.
– Каким образом было принято это решение выбирать тренера сборной именно посредством демократичных выборов?
– После смерти Альберта Линдера объединились бывшие спортсмены и действующие члены сборной трех поколений, а также их личные тренеры, тренеры в регионах и решили кардинально изменить ситуацию, поскольку все зашло слишком далеко и было сломано множество судеб спортсменов и региональных тренеров.
Мы единогласно вынесли вотум недоверия к руководству сборной и обратились к министру с просьбой выбрать новый тренерский состав сборной демократичным путем, с учетом голосов всех старших тренеров областей. Актоты Рахматуллаевна детально разобравшись в ситуации и выслушав все стороны, поддержала выборы тренеров сборной путем прямого голосования и с учетом мнения тренерского коллектива. На наш взгляд, это был единственный шанс навести порядок в нашем виде спорта, и прервать эту цепь незаконных и абсолютно беспринципных действий, творившихся в национальной сборной до этого момента.
– И каковы итоги прямого голосования?
– Из представителей 17 регионов, за мою кандидатуру проголосовали 14. Безусловно мне было очень приятно, что коллеги выразили мне такое доверие, это также поддержка моего видения выхода из критической ситуации.
Фейки для министра
– Насколько мне известно, после этого заседания МКС сделало официальное заявление, что Актоты Раимкулова лично утвердила вашу кандидатуру исходя из результатов прошедших выборов. Почему же вас до сих пор не назначили официально на пост главного тренера сборной?
– Да, именно так все и было, решением большинства я был выбран на пост главного тренера, министр согласилась с итогами выборов и отнеслась уважительно к мнению тренерского коллектива.
Однако, после заседания мы начали сталкиваться с рядом проблем искусственно созданными федерацией тяжелой атлетики и некоторыми спортивными структурами. Сначала меня уверяли, что я должен дождаться некоторых бумаг от федерации. Спустя время, понимая, что кто-то намеренно затягивает процесс моего назначения, я обратился напрямую в МКС и отправил заявление о приеме на работу, а также все необходимые документы по перечню в канцелярию комитета по спорту. Меня заверили что заявление передадут министру, ожидайте. Спустя ровно неделю, с моими коллегами связались представители министра. И было сказано ошарашивающее: Актоты Рахматуллаевна попросила уточнить почему я отказываюсь от должности главного тренера!
Кто ей сообщил этот фейк, мне пока неизвестно. Я же тем временем в наивном ожидании своего утверждения министерством, официального вступления в должность, совместно с коллегами составлял план тренировочного процесса сборной команды и план по развитию тяжелой атлетики в стране в целом. Я ответил, что наоборот, я уже почти месяц ожидаю своего приказа о назначении.
Далее, как нам сообщили от лица Актоты Рахматуллаевой, проведя внутреннее расследование в МКС, действительно нашли мое заявления, которое якобы «затерялось» ...
После этого я получил еще более шокирующие новости: вышестоящие госчиновники, курирующие в том числе спорт, признали недействительным результаты выборов главного тренера сборной, а также приказ Министра об утверждении моей кандидатуры.
Как нам сообщили, такое решение было принято по ходатайству представителей НОК и руководства Федерации. При этом, я с их стороны не получил никаких уведомлений, объяснений на основании чего был признан недействительным приказ министра, основанный на результатах честных выборах.
В конце ноября я разговаривал с генеральным секретарем федерации Алдияром Нуралиновым по поводу моего ходатайства. И получил ответ что прежнее решение министра не актуально, и что окончания чемпионата мира 24 декабря состоится расширенное заседание, на котором будут решаться все назначения…
– Почему, на ваш взгляд, произошли эти, мягко говоря странные события, препятствующие вам и вашей команде возглавить национальную сборную?
– Мы, коллективно обсудив эту проблему, предполагаем, что некие силы очень не хотят, чтобы министр навела порядок и очистила казахстанский спорт от накопившегося негатива. А мы для них неугодные лица, потому что выступили с правдой и правом голоса.
Мы будем добиваться справедливости, и прозрачного решения проблемы. В связи с этим мы просим президента страны Касым-Жомарта Токаева помочь в разрешении этой ситуации. Скажу больше, аналогичные проблемы есть во всех видах спорта, и сейчас тренерские коллективы смотрят на нас с надеждой: удастся ли нам добиться справедливости.
Семейка ADAMS
– После лишения Казахстана сразу 4 золотых медалей, завоеванных на Играх в Лондоне и дисквалификации наших ведущих спортсменов, сборная РК оказалась в положении изгоя. Мы получили всего две лицензии на Играх в Токио, и завоевали две медали. И это после того как штангисты наряду с боксерами была главными поставщиками наград на олимпиадах и чемпионатах мира. Можно ли утверждать, что успехи наших штангистов держалась исключительно на допинге?
– На самом деле это далеко не так, и нельзя причислять к нарушителям всех, кто занимается тяжелой атлетикой, но репутация нашего вида спорта в глубокой пропасти. По аналитике последних скажем 10- 15 лет мы видим, что уведомления о нарушении антидопинговых правил к нам приходят регулярно. Хочу отметить, что медалей были лишены также ряд зарубежных спортсменов, в том числе из России и Китая.
Вынужден признать - в олимпийской программе нет ни одного другого вида спорта, допинговые нарушения в котором совершались бы столь же часто, как в тяжелой атлетике. Результаты крупнейших соревнований, включая Олимпиады и чемпионаты мира, в последние 5-6 лет регулярно пересматриваются спустя какое- время.
Десятки скрытых за взятки положительных допинг-проб, более 10% нарушителей от всех выступавших на крупнейших турнирах, президент Международной федерации тяжелой атлетики уличенный в коррупции, массовые недопуски до соревнований, сотни человек, не заполняющих интерактивную систему допинг-контроля ADAMS и еще много чего удручающего...
Не зря руководители олимпийского движения выступили с предложением исключить тяжелую атлетику из программы Олимпиады-2024 в Париже. И это предложение было принято, но с оговорками. Спустя некоторое время МОК пошел на смягчение мер в отношении тяжелой атлетики, включив ее в программу Игр в Париже со временным статусом. Но было заявлено о грядущем сокращении квот главным странам-нарушителям.
– Что вы скажете относительно методики подготовки наших спортсменов – не пришла ли пора ее менять кардинально?
– Я не могу пока сказать по какой именно методике работают тренера в регионах, ведь единой системы подготовки у нас нет. Хорошо ли это или плохо – это пока тоже открытый вопрос, но процесс идет. Вообще выборы любой системы должен быть основан на его результатах. И не одного отдельного спортсмена.
У нас в целом хорошее наследие советской школы – ведущей в мире в свое время, в недавнем прошлом был опыт работы по системе «Абаджиева» (легендарного главного тренера сборной Болгарии Ивана Абаджиева). Плюс болгарской системы с точки зрения сборной в ее жестком отборе – выживают действительно суперкрепкие атлеты, но при этом многие атлеты либо травмируются, либо у них не выдерживает нервная система. Поэтому данная методика в первозданном виде сейчас не актуальна, так как требует сильнейшей фармакологической поддержки формы. Но сама концепция рабочая, просто надо ее грамотно подстроить под время «чистого спорта.
Все в спорте, как и в мире сегодня быстро меняется, нам необходимо искать, обучаться, внедрять инновации, обмениваться опытом (как я ранее говорил, проводить совместные сборы), привлекать специалистов, создать комплексную научную группу.
Что касается нашей сборной, то на мой взгляд, основная проблема методика состоит в действиях по шаблону, нет индивидуального подхода к спортсменам, если он есть, то только для «своих».
– Вы с новым тренерским штабом можете начать с чистого листа. Какие методики подготовки наших спортсменов намерены использовать? Если это не секрет, конечно.
– Пока я не готов обозначить одну методику, но, как я ранее говорил, нужен разумный симбиоз: возьмем лучшее из советской болгарской, китайской школы, но однозначно все это должно иметь научное обоснование. Спортивная адапталогия, специалисты по биомеханике, биохимическое сопровождение, индивидуальное питание, психологическая поддержка, здоровый климат в команде, все это в комплексе даст свои результаты.
И все это возможно при одном условии: если тренерскому сообществу Казахстана удастся отстоять свое право на выбор пути развития этого вида спорта, и руководства национальной сборной.
Марк Айсберг