Инклюзивное образование в период пандемии: как дети и воспитатели справляются с новой реальностью
Какие реформы помогают развиваться инклюзивному образованию в детских садах?
Несколько десятков лет слово «инклюзия» было знакомо не каждому. Сейчас же совместное обучение деток с разными диагнозами вместе с остальными ребятами стало нормой. Эту проблему перестали игнорировать и что самое важное, за нее взялись. Причем основательно. О том, какие реформы помогают развиваться инклюзивному образованию в детских садах, корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с заведующей детским садом №1 «Байтерек» города Нур-Султан Гульнарой Бектургановой.
Первая часть беседы доступна по этой ссылке.
– После карантина ваши воспитанники вновь вернулись в стены детского сада. Как повлиял этот период на воспитанников, их родителей, воспитателей? Какие изменения произошли? Какие меры защиты предприняты?
– Наверное, вы заметили, что вся наша карантинная и посткарантинная жизнь регламентируется постановлениями главного санитарного врача. Так вот и у нас тоже постановления, которые мы обязаны выполнять. Наш сад открылся в сентябре. Тогда мы впервые за последнее время открылись со штатным количеством детей.
Если во время карантина у нас в группе было по 15 детей, то сейчас по 25 детей. Практически полтора года мы работали в режиме дежурных групп и когда мы открылись, представляете, сколько родителей смогли вздохнуть и смогли спокойно работать на своих работах. Единственное, для нас остался нерешенный вопрос – это то, что сад работает с половины восьмого до шести вечера, а многие родители заканчивают свои работы в шесть вечера. И поэтому в нашем саду были популярны продленки. Мы до семи, до восьми могли работать. Во время карантина мы этого делать не можем.
Мы также работаем с родителями, и они по системе Ashyq заходят в детский сад. А когда детей своих принимаем в группы, то здесь родители не заходят в группы. Это санитарно-эпидемиологическое требование, которое нам выставляет постановление главного санитарного врача, и мы его выдерживаем. А во всем остальном уже работаем в прежнем режиме.
Еще я хотела добавить, что дошкольная система очень гибкая. Закон о дошкольном образовании определяет, что дошкольное образование может осуществляться в семье с одного года до первого класса, и в дошкольных организациях. И вот что еще государство делает – есть понятие «предшкольная подготовка», она обязательна. То есть ребенок до школы должен пройти курс предшкольной подготовки. И тут государство не гарантирует всем детям дошкольное образование, но гарантирует предшкольную подготовку. И она является бесплатной и может проходить как в дошкольной организации, так в организации образования или в семье. То есть ответственность родителей не снимается. Ребенок перед школой должен пройти предшкольную подготовку.
– Как ваши педагоги, родители, воспитанники одолели сложный период карантина? Были ли недовольные? Поддержало вас ли государство?
– Когда был сплошной локдаун, мы сидели дома. Мы, руководители, работали на удаленке. Наши родители сидели дома с детьми, и связь была только через мессенджеры. В это время наши сотрудники находились на простое. По трудовому законодательству есть статья 138 и наши сотрудники не остались без заработной платы – государство гарантирует этот простой не по вине сотрудников, а по вине форс-мажора и организации образования, можно так сказать.
Государство гарантировало, и люди получали заработную плату, причем не минимальную заработную плату, а сохранялись их оклады без надбавок и доплат. И у нас были такие месяцы, когда мы полтора-два месяца сидели на локдауне и государство не оставило нас без заработной платы. Все было вовремя выплачено.
Потом, когда мы открылись в режиме дежурных групп, было очень много со стороны родителей претензий к детскому саду, были письма Министерству образования и науки с претензиями от родителей о том, почему мой ребенок не попал в дежурную группу. И мы давали разъяснения, пытались объяснить родителям, находили какие-то индивидуальные подходы, пытались эти вопросы решить.
Были и такие родители, которые говорили: «Мы, наверное, посидим во время локдауна, имеем возможность не ходить в садик». То есть по-разному эти вопросы решали. Но мы этот период пережили и теперь работаем в штатном режиме.
– Вы говорили, что у вас в детском саду 25 детей с особенными потребностями. С этими детьми нужна постоянная работа, постоянные занятия. Как в период карантина и локдауна вы обучали их?
– Когда мы впервые столкнулись с карантином, никто же не имел определенного опыта, вообще все было впервые. И у нас был приказ о том, что дистанционное обучение к дошкольникам не относилось. Единственное, что мы осуществляли – это была связь через мессенджеры. То есть мы писали родителям, отправляли какие-то задания, делали какие-то ролики. Но это было на наших добровольных началах. То есть нас никто – ни МОН, ни еще кто-то не заставлял, но мы такую работу проводили. Это была наша собственная инициатива.
– Все ли ваши педагоги привиты?
– На сегодняшний день все наши педагоги привиты за исключением тех, у кого есть медотвод по медицинским показаниям. Когда только-только началась кампания по вакцинации, мы сначала к этому спокойно относились, а потом я говорю: «Мы же педагоги, а педагоги и врачи – это опора, это интеллигенция, которая должна объяснять и на своем примере показывать. Да, вы имеете право не прививаться, это ваше личное право. Но вы подумайте о том, в какой системе вы работаете. Вы работаете с детьми. И ребенок не виноват в том, что вы не привиты. А так, как вы с ними работаете, вы несете ответственность за тех детей, которые с вами находятся». Поэтому у нас в этом отношении проблем не было.
Я, медсестра, методист – мы самыми первыми привились. А потом потихонечку все поняли, что это, прежде всего, защита их и детей. Никто не имеет права рисковать ни своими, ни чужими детьми.
Поэтому в этом отношении у нас все спокойно прошло. Персонал весь полностью привит. У нас в городе с этим нет проблем – в детских садах и школах персонал полностью привит. В этом вопросе понимание общее есть.
– А ваш детский сад полностью укомплектован штатом или есть проблемы с кадрами?
– Сколько я себя помню здесь, в городе Нур-Султан, столько дефицит определенный кадровый есть. Здесь играет роль специфика наших городов республиканского значения. Население очень быстро растет. Вы замечаете, что города растут, и численность людей в этих городах увеличивается и требуется больше школ и организаций дошкольного образования.
Так вот, сейчас в городе Нур-Султан 96 государственных детских садов и более 300 частных детских садов. Я знаю, что это меньше, чем в Алматы, но у нас и количество проживающих меньше, чем в Алматы. И поэтому дефицит кадровый, конечно существует. В первую очередь не хватает воспитателей, не хватает помощников воспитателей. Хотя, знаете, какая тенденция. Сейчас потихоньку кадровый дефицит уменьшается. И большую роль в этом сыграл закон «О статусе педагога». Все-таки этот закон нас последние два года очень хорошо поддерживает. Педагоги начали получать заработную плату выше.
– Какие самые значимые моменты в этом законе вы бы отметили?
– Основная роль закона – это, конечно, повышение заработной платы. Дошкольное воспитание и обучение, хоть мы и стоим как первый уровень в законе, но зарплаты у нас всегда отличались от школьных. У нас даже система оплаты немного разная. Заработная плата в детских садах ниже, чем в школе. И меня всегда интересовал этот момент. Как вы считаете, легче организовать 25 детей шестилетнего возраста в первом классе или 25 детей трехлетнего возраста? Наверно, труднее организовать трехлетний возраст.
Дошкольное воспитание – это не только же присмотр. У нас воспитание стоит первым. А потом обучение. То есть с нас обучение никто не снимал. Потому что существует государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения, который определяет требования к знаниям, умениям и навыкам детей. Существует государственный стандарт, который педагог обязан выполнить.
То есть, если ребенок не соответствует своим возрастным показателям, то мы должны довести его до этих возрастных показателей. Не просто пришел, ребенка оставил, он до вечера поиграл, походил, его покормили и отправили домой. Ни в коем случае! Есть определенные занятия, и я всегда говорю – попробуйте организовать двухлетних детей, попробуйте организовать трехлетних детей.
Меня еще раньше немного смущали некоторые моменты. Вот смотрите, нагрузка учителя школы составляет 16-18 часов. У нас нагрузка воспитателя составляет 24 часа. То есть серьезная разница в часах в неделю.
Конечно, закон «О статусе педагога» нас очень поддержал, зарплата у нас в прошлом году на 25% поднялась, в этом на 25% поднялась, и мы ожидаем что в 2022 и 2023 году будет повышение на 25%. То есть заработная плата за 4 года на 100% поднимется.
А еще в прошлом году ввели новые правила аттестации педагогических работников, и получается, если педагог профессионал и может пройти аттестацию в новом педагогическом формате, то это опять коснется его заработной платы. То есть здесь очень хорошо продумана система мотивирования самих педагогов по повышению своего профессионального уровня. Поэтому мне этот закон, конечно, очень импонирует.
А еще помимо того, что есть требования к педагогу, есть и право педагога на материальное обеспечение, права педагогов на поощрения. Это такие серьезные моменты. До этого понятие о педагоге было написано в законе об образовании одной статьей. А теперь все расписано и это замечательно. Как у нас раньше было, например, в советское время.
Я помню, как относились к педагогам в советское время, а потом перестройка, развал, произошла какая-то переоценка ценностей и педагоги из уважаемых попали в категорию тех людей, которых все ругают. И вот теперь педагог имеет право на защиту своих прав и достоинств.
И это очень хороший момент. Родитель, воспитанник теперь не имеет права некорректно себя вести по отношению к педагогу. Вот этот момент мне очень нравится.
Еще один момент – увеличение трудового отпуска. У педагогов в школе было раньше 48 суток, а у нас 42. Теперь же 56. На две недели, на 14 дней увеличили наши отпуска. И это замечательно. Еще педагог имеет первоочередное право получить место в дошкольной организации. И есть требования и обязанности педагога. Много требований и это хорошо.
Помимо статуса педагога в октябре этого года постановлением правительства принят национальный проект. Первой задачей этого проекта стоит доступность и качество образования. Чтобы каждый ребенок имел возможность попасть в детский сад. И вторая часть этой задачи – качество дошкольного воспитания, которое имеет огромное значение. Поэтому правительство выделяет из бюджета средства на строительство новых школ и детских садов. На обучение и подготовку педагогов. И это правильно, потому что большая роль в дошкольном воспитании все-таки лежит на детских садах и воспитателях.
И исследования говорят, что самая большая отдача от экономических вложений в систему образования от дошкольного воспитания. По этому поводу очень много есть исследований и зарубежных статей. То есть ребенок, который получил дошкольное воспитание в детском саду, он в дальнейшем будет гораздо востребованнее. Ему будет гораздо легче и в школе, и во взрослой жизни. То есть роль дошкольного воспитания очень серьезная и весомая.
– Благодарю Вас за содержательную беседу!