«Включали громко музыку, отлынивали от занятий»: дистанционка и качество образования

Автор: Сейтказин Ардак

Учитель без прикрас раскрыл все подробности учебных будней

Фотоколлаж AR

Дистанционка и онлайн-учеба – эти слова у многих родителей без преувеличения вызывают ужас. К счастью, вот уже несколько месяцев, как они забыли про все тяготы домашнего обучения – ученики снова сели за парты. Как же сказались на них полтора года расслабленной учебы дома? Снизилась ли успеваемость? О плюсах и минусах дистанционки, о том, как школьникам дался переход на офлайн и как карантин сказался на цифровом развитии школ, корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с учителем истории алматинской школы № 95 Марленом Есбатырұлы.

– Марлен Маженович, почему вы решили пойти в преподаватели? Работа с детьми тяжела?

– Быть преподавателем, я считаю, это призвание. Должен быть особый склад ума и мировоззрения, чтобы заниматься работой с детьми. В первую очередь, это не только подача каких-либо знаний по определенным предметам, это еще и воспитание ребенка как личности, расширение его мировоззрения. Потому что с 1 по 11 класс большую половину своего свободного времени дети проводят в школе. Там они общаются со своими сверстниками, с учителями, которые непосредственно занимаются их воспитанием.

Закончил я Талдыкорганский педагогический университет имени Ильяса Жансугурова. Работаю в школе уже третий год. Из них полтора года – дистанционная работа, к которой мы адаптировались. Работа мне очень нравится. С учетом того, что до профессии учителя я работал коучером, вел тренинги, то мне было не трудно удержать аудиторию. И, возможно, сказалось то, что у меня мама учитель, и в семье много преподавателей. Я рос в учительской среде и это оставило свой отпечаток. Наверное, поэтому я и решил стать учителем.

Что касается того, сложная ли это работа? Конечно, есть какие-то сложные моменты, но мы их решаем в порядке поступления. Но если брать в целом – работа просто прекрасная и очень интересная. Ведь не только ты учишь детей, но и дети учат тебя. Работа, которой нужно отдаваться стопроцентно.

– Вы говорите, что попали в школу в период пандемии. Или вы все-таки успели поработать, как теперь говорят офлайн?

– Как раз я пришел в начале учебного года и через полгода начался онлайн формат. С момента первых карантинных мер в Китае и Европе мы потихоньку начали готовиться к онлайн обучению. В частности, если брать меня, то я стал изучать интересные для меня учебные платформы. У меня, кстати, очень интересная авторская методика ведения урока, которая подкрепляется видеоматериалами, содержащими исторический контент. И эти видеоматериалы я делаю сам на таких платформах как DaVinci, «Муравей», Google Playlist и многие другие. Поначалу, конечно, было сложно адаптироваться, но, с учетом того, что у нас была бешеная мотивация учить, а у детей была такая же мотивация учиться, да и мы подкрепляли их мотивацию различными видеороликами, работами на различных платформах, как отечественных, так и не отечественных. Например, «Sfera», Bilimland, OnlineMektep. Вот эти платформы очень хорошо нам помогали в этом плане. Поэтому мы быстро адаптировались, как и адаптировались наши ученики.

– А какие именно онлайн-платформы для обучения для вас и ваших учеников оказались более удобными?

– Из отечественных, конечно же, Kundelik, которая нам всегда помогает. Во-первых, там очень удобно отслеживать домашние задания как ученикам, так и учителям. Во-вторых, там можно вести чаты с родителями. То есть мы высылаем им в онлайн формате какую-то информацию, и они так же онлайн могут ответить. Так же платформа «Сфера» – это что-то похожее на такие платформы, как Microsoft Teams. Там так же есть видеодоска для работы. Очень хорошо она поддерживалась. На любой телефон, на любой гаджет и на любой ноутбук она загружалась. Особенно нам нравилось в этой платформе то, что она съедала очень малое количество тарифа и было очень четкое изображение. А изображение – это самый главный аспект онлайн обучения. Ну и плеяда платформ Bilimland, куда входят и OnlineMektep и Bilimland и частично еще пару приложений. OnlineMektep был тоже очень удобной платформой именно для того, чтобы делать какие-то задания вместе с учениками и одновременно давать домашние задания.

– После удаленки школьники вернулись за парты – как теперь проходит учебный процесс? Не снизило ли качество образования дистанционное обучение?  

– После возвращения в школу, благодаря тому, что наши уроки велись в интересном онлайн формате и были увлекательными, это дало свои плоды. А еще на начальном этапе нами был разработан план по ликвидации пробелов в знаниях, которые мы выявили путем тестирования по программе прошлого года. И сейчас этот план до сих пор работает, он расписан на весь год. Опять же, это зависит от преподавателей – как они мотивируют учеников. Я и мои коллеги стараемся дать нашим ученикам стопроцентную мотивацию и то же время делать контент очень удобным для восприятия каждого ученика. Соответственно, мы стараемся найти подход к каждому ученику. Уверен, что в ближайшее время все пробелы в знаниях будут ликвидированы.

Вот во второй четверти мы наблюдаем, что дети после первой четверти уже полностью адаптировались к возвращению в школу.

– Какие шаги ваша школа сделала в цифровом плане и каких успехов достигла?

– Некоторые из моих коллег вели видеоуроки, которые есть на платформе Bilimland. А что касается меня, то я, как и все мои коллеги, проходил курсы на IT-компетентность. Мы обучались использовать и применять в подготовке и проведении уроков различные программы и приложения, как отечественные, так и зарубежные. И теперь можно считать, что наш педсостав на 100% IT-компетентен.  

– Это были бесплатные курсы от школы или вам предложили пройти платно на добровольной основе?

– Нет, это были бесплатные курсы. Администрация школы полностью проработала этот момент и сделала все, чтобы каждый наш преподаватель был IT-компетентен, за что им огромное спасибо. И это дало свои плоды, потому что наши уроки были очень увлекательными, очень интересными и многие дети заходили на наши онлайн уроки и говорили: «О, классно, у нас снова история! О, классно, у нас снова химия!». То есть им очень нравилось. Поэтому у нас не было такого, чтобы кто-то задерживался или не включался в урок.

Я читал в интернете про случаи, когда дети включали громко музыку, отлынивали от занятий. Нас это обошло, в частности, за счет нашей компетентности и профессионализма наших педагогов.

– Педагоги других школ говорили, что благодаря карантину в их школах появилось много нужного оборудования, такого как компьютеры, принтеры, ноутбуки. Как отразился период пандемии на вашей школе? 

– Все, что было сделано в нашей школе – это было сделано, в первую очередь, для учеников. Например, компьютерные классы. Более того, ученикам из малообеспеченных и многодетных семей на бесплатной основе выдавались компьютеры с наушниками, клавиатурой, мышью. Выдавались ноутбуки. Охват оргтехникой, вплоть до сканеров, в нашей школе был стопроцентный.

Что касается учителей, то был проведен высокоскоростной интернет по всей школе. Комнаты отдыха для учителей у нас и до пандемии были, и очень чутко администрация школы относилась ко всему, что касалось нашего нахождения в стенах учреждения.

Снабжение техникой у нас на хорошем уровне – техника вся новая. Даже сейчас, в данный момент, я с вами разговариваю по телефону, а сам сижу за ноутбуком, который как раз-таки состоит на активе школы. И ноутбук очень даже классный. Радует, что все это наша администрация продумала до мелочей.

– Есть ли сейчас на преподавательском рынке кадровый дефицит? У вас в школе наблюдается нехватка преподавателей или штат полностью укомплектован?

– Кадровый дефицит в сфере образования, конечно, существует. Но в нашей школе комплектация стопроцентная, учителя все как на подбор. Не побоюсь так сказать, потому что не первый год работаю со своими коллегами. И нужно понимать, что педагог – это не просто профессия, это призвание.

Что касается кадрового дефицита, то думаю, что с этим дефицитом Министерство образования, в итоге, справится. Потому что сейчас очень много хороших университетов, которые готовят и куют кадры. Один из них – который я закончил. А в следующем году я планирую поступить в магистратуру и совершенствовать себя в профессиональной деятельности.

– Давайте поговорим о законе «О статусе педагога». Что изменил этот документ?

– Изменилось много чего. В первую очередь, конечно, зарплата. Она у нас поднялась, теперь очень хорошая и, главное, стабильная.

Далее появились правовые нормы, которые защищают честь и достоинство педагога. Педагога сейчас нельзя ни в коем случае оскорблять. Насколько я знаю, это чревато какими-то адмштрафами. Так же у нас появились льготы и премии. Но, знаете, самой главной наградой стало то, что поменялось отношение к педагогам. Именно отношение родителей учеников. То есть мы сейчас вернулись к тому отношению, которое было в 70-80 годах. Педагога сейчас уважают. Авторитет педагога заметно вырос. В то же время педагоги во всем совершенствуются и самой главной наградой для учителя, по моему мнению, было и остается грамотность и хорошее настроение его учеников.

– Отношение к учителям поменял закон или это плоды онлайн обучения в период пандемии? Просидев с детьми дома за компьютерами и пытаясь обучать своих детей самостоятельно, многие родители побывали в шкуре педагога. Может в этом и кроется причина?

– Не то, что мы поменялись местами. Да, родители были частично в шкуре педагога. И они увидели, что есть свои сложности в обучении. На самом деле все просто. Не нужно заставлять ребенка учиться. Нужно уметь его заинтересовать, подтолкнуть в правильном направлении и понять, как ему удобно воспринимать ту или иную информацию. Чем в нынешнее время и занимаются наши педагоги.  

Думаю, что это совпало вместе и поменялось отношение родителей к педагогам. Думаю, что они уже поняли, что педагог – это не просто человек, который ведет урок и рассказывает. А это тот человек, который находит ключик к каждому ребенку, который открывает дверь не только в его сознание, но и в него, как в библиотеку, в которую будут вкладываться новые знания и новое мировоззрение. Хорошо или плохо будет он этот мир воспринимать, зависит и от родителей, и от педагогов. И от того, как учитель будет вести свой предмет и какой пример как человек будет подавать ребенку. Ребенок ведь как губка – все впитывает, как позитивное, так и негативное. Главное для педагога и родителей – всегда надо нести позитив и всегда давать четкие грамотные ответы на все вопросы учеников. А вот вопросов у детей должно быть много. Я считаю, что самый главный успех учителя – это чтобы у твоих учеников всегда были вопросы. Если нет вопросов – это не говорит о том, что они все знают. Это говорит о том, что они тебе не доверяют.

– Давайте вернемся к вопросу о пандемии. Дети и преподаватели вышли в офлайн. Все ли учителя в вашей школе вакцинировались?

– У нас все учителя привиты. Причем мы привиты двумя компонентами и уже давно. Мы готовились выйти в офлайн. Более того, привиты не только учителя, но и весь техперсонал. И я с гордостью могу сказать, что в нашей школе проведена стопроцентная вакцинация персонала. Мы работаем с детьми, и главным для нас является здоровье детей. А чтобы дети были здоровы – должны быть здоровы и педагоги.

– Спасибо, Марлен Маженович, за интересную беседу!