Коворкинг для учителей и личные Youtube-каналы: как педагоги работают в условиях пандемии

Сейтказин Ардак
30.10.2021, 11:17

Как изменились условия работы за последние годы, узнаем из первых уст

Фотоколлаж AR

В первой части интервью учительница школы-лицея № 143 имени Суюнбая в Алматы Ляззат Мусанова рассказала, как им приходилось работать уборщицами и садовниками. В этом материале педагог поведает без прикрас о дополнительных функциях учителей – вдобавок ко всему они были еще и охранниками и курьерами. Ушли ли в прошлое такие «должностные обязанности», как преподавателям приходится работать в новых условиях и чем помог закон «О статусе педагога», читайте в интервью Azattyq Rýhy

– Ляззат, для начала расскажите, как, в целом, педагоги пережили онлайн-обучение?

– Наша школа на начальном этапе пережила некоторые трудности. Ведь мы не думали, что подобное может случиться. Поэтому ни учителя, ни ученики и ни родители к этим обстоятельствам готовы не были, как в целом и вся страна.

У многих детей, живущих в пригородах Алматы – это Бесагаш, Кайрат, Красное поле – у них вообще не было доступа к интернету. Но по мере работы в нашей школе онлайн обучение было поставлено на нужное русло.

В этом нам помогли такие программы как Zооm, онлайн-мектеп, Кунделік.кз. Наши учителя даже дали уроки на телеканалах «Ел-Арна» и «Бөбек». Свои видеоуроки создавали. Я создала свои видеоуроки, открыла свой Youtube-канал для детей. Насколько успевала, настолько создавала увлекательные и интересные, на мой взгляд, короткие видеоролики по теме «русский язык и литература в казахской школе».

– Тяжело ли было перестроиться после онлайна на офлайн?

– Да, нам было тяжело, потому что дети уже привыкли к онлайну, отвыкли от занятий в школе и сложно было привлечь их к дисциплине. У нас велась кропотливая работа, мы разговаривали и отдельно с учениками, и с классами велась работа психологов, педагоги-предметники разговаривали с ребятами. Но сейчас дети опять адаптировались к условиям офлайна, хотя некоторые ученики до сих пор учатся онлайн. И вот сейчас мы работаем индивидуально с теми учениками, кто находится онлайн и с теми, кто учится офлайн. То есть, двойную работу ведем.

– Когда вы все успеваете? 

– Это очень тяжело, потому что надо и уроки офлайн провести, и онлайн тоже – двойная работа получается.

– Продолжим нашу беседу о законе «О статусе педагога». Ранее мы уже говорили о нагрузке на учителей, финансах и несвойственной работе. Теперь хотелось бы узнать, прописали ли в законе бесплатное питание для учителей?

– У нас в школе частники столовую арендуют и устанавливают свои цены. Мы за свой счет питаемся. Я за то, чтобы учеников младших классов кормили бесплатно. Всех, вне зависимости от того, многодетная семья, малообеспеченная или нет. Надо учитывать физиологические потребности организма растущего ребенка. Но, к сожалению, у нас пока кормят только многодетных.

Также в павильонах школы поставили coworking-и для отдыха учеников и учителей, где они могут почитать книжки. Ну, учителям некогда сидеть читать книжки, а ученики сидят, читают. Это очень удобно и приятно, что все делают с любовью к ученикам.

Еще хотела бы добавить, что после принятия закона отменили дежурства учителей по праздникам, что было незаконно.

Наши учителя раньше дежурили на любой праздник, будь то 8 марта, Наурыз, Новый год дежурили с интервалом три часа по списку. Дежурили мы круглые сутки. То есть, в праздничные дни мы сидели в школе за сторожей.

Хотя такой трудовой нагрузки у нас не должно же было быть. Даже Новый год наши учителя, если дежурство выпадало на время после 23 часов, встречали в школе на дежурстве. А охранников в те дни не было. Я сама, помню, первого января в восемь утра, когда вся страна только спать ложилась, заступила на дежурство в школе. Сидела на вахте три часа, пока меня не сменил следующий педагог.

Также учителя больше не ездят курьерами в районный отдел образования по заданию администрации отвозить какие-то документы.

Хотя я не знаю, какая раньше надобность была, ведь можно было по факсу или через курьеров передать. Но и такое было. Если ты дежурный по школе в этот день, вместо того, чтобы за учениками смотреть, чтобы ничего с ними не случилось, еще и плюс к этому ты должен был в районо съездить, которое находится не близко.

– Помог ли закон повысить престиж учителей? Изменилось ли отношение к учителям в обществе?

– Закон однозначно помог повысить престиж учителя. Об этом можно судить по тому факту, что произошли финансовые изменения в заработной плате учителя, проходной балл в педагогические вузы стал немного выше. Наверное, это сделали как раз для того, чтобы повысить уровень знаний учителя, а значит, и его престиж. Ведь чем квалифицированнее учитель, чем больше он знает, тем больше знаний он может дать своим ученикам, и тем более уважаемой и престижней станет его профессия.

Я думаю, что отношение в обществе к человеку, будь он учителем или другой профессии, зависит прежде всего от самого человека.

В обществе отношение к учителю изменилось, скорее всего, в лучшую сторону. За эту четверть я почувствовала это. Пандемия диктует свои правила и поняли все, что каждый из нас как работник, как специалист очень ценен для нас. Что мы общество, что мы одно целое. Ну и родители, я считаю, немного помучились с детьми и, наверное, стали больше ценить труд учителя. Ведь это ненормально, когда родители сидят дома с детьми и вместо того, чтобы работать, заставляют своих школьников учиться. Ведь далеко не все дети дома самостоятельно могут заниматься. Дети должны ходить в школу, получать образование в социуме. Поэтому и родителям было сложно и учителям тяжело. Ведь каждый должен заниматься своим делом. 

Обучать детей – это дело учителей, педагогов. И я считаю, что в обществе люди поняли, что учителя – обучают детей лучше, чем они, не педагоги. В этом плане, наверное, изменилось отношение.

Хотелось бы, чтобы все это закончилось быстрее, чтобы мы вернулись к прошлой жизни, чтобы не думали о том, что есть какая-то опасность для нашей жизни, для жизни наших детей. Дети – наше будущее и хотелось бы, чтобы они жили и работали в лучшем обществе, чем мы. Ну вот как мы их учим по сказкам, где добро побеждает зло. Я думаю, что не только в сказке, но и в жизни добро должно всегда побеждать зло. И вот этот урок, который они вынесут из школьного урока, он должен быть на всю жизнь, а не так, чтобы ребенок разочаровывался, что, оказывается, все в жизни не так. Поэтому большую роль играют педагоги  в обществе. 

Вот как раз в законе «О статусе педагога» есть еще и обязанности учителей, например, незамедлительно сообщать правоохранительным органам, руководству, организациям образования о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий, содержащих признаки уголовного или административного правонарушения, в том числе ставших известными ему в связи с профессиональной деятельностью.

От личности учителя зависит многое, потому что дети наши могут оказываться в разных ситуациях и, если учителя знают об этом, они должны сообщать правоохранительным органам. Настоящий педагог всегда должен интересоваться и быть в курсе о жизни и интересах своих учеников.

Я считаю, что закон «О статусе педагога» своевременно был разработан, потому что за тридцать лет своей педагогической деятельности я знаю, что были моменты, когда ребенок сообщал в школу о своих проблемах, но все это укрывалось, было такой тайной за семью печатями, чтобы не лишиться своих директорских кресел. Ребенок не находил помощи и его просто переводили в другую школу. Нет ребенка в этой школе – у школы нет проблем. Сейчас в новом законе и этот момент прописан. Не только права педагога, но и его обязанности. Поэтому хотелось бы, чтобы в школу шли люди с большим человеческим сердцем.    

– Благодарю Вас за интересную беседу.

Вам будет интересно: