Ученым требуется 40 миллионов тенге, чтобы апробировать и произвести устройство
Казахстанские ученые из лаборатории молекулярной биологии Института биологии и биотехнологии растений создали тест-систему, способную за час определить коронавирус в организме человека. Этот метод работает по аналогии с ПЦР-тестированием – идет амплификация и выявление РНК вируса, но намного быстрее и дешевле. К тому же он позволяют определить вирус даже во время инкубационного периода. Правда, разработчикам необходимы средства, чтобы запустить производство тестов. Об этом корреспонденту Azattyq Rýhy рассказала заведующая лабораторией Диляра Гриценко.
– Диляра Александровна, расскажите о тест-системе. Как она работает?
– Мы сейчас сделали дизайн системы полностью. Как он делается? Биоинформатический анализ и генетический – изучаются последовательности геномов изолятов коронавируса из разных стран для того, чтобы найти перспективные подходящие участки для разработки праймеров, которые будут связываться с геномом коронавируса. Чтобы система могла определять только коронавирус, для предотвращения ложноположительных результатов. Мы сделали дизайн этих праймеров – 4-6 праймеров.
Если мы получим финансирование, с момента апробации достаточно 4-6 месяцев, и мы сможем ее полноценно внедрить.
Это будет выглядеть как обычная тест-система – коробочка, которую мы приобретаем из-за рубежа. Мы рассчитываем, что одной такой тест-системой можно будет провести диагностику 96 пациентам.
– То есть это обычный экспресс-тест?
– Нет, экспресс-тест определяет антитела. По нему выявляют иммуноглобулин M, иммуноглобулин G и смотрят – только заразился человек или он уже переболел. И дальше уже направляют на ПЦР-анализ и смотрят, в какой фазе находится вирус – активно размножается или нет.
Наша тест-система – аналог ПЦР-теста в реальном времени. Наши главные преимущества – система будет дешевле и намного быстрее. Если ПЦР-анализ может занять до 3-4 часов, то наша тест-система рассчитана на то, что может провести анализ за час.
Эту тест-систему можно использовать в отдаленных городах, аулах, селах. Это самое главное преимущество, когда нет необходимости в дорогостоящем оборудовании или высококвалифицированных кадрах. В тестах будет методичка, с помощью которой лаборант свободно может провести анализ.
Эту систему я подавала в рамках конкурса «Стоп коронавирус» и она была рассчитана для того, чтобы можно было в региональных городах проводить диагностику, чтобы не было необходимости транспортировки образцов из регионов в Алматы или Нур-Султан.
– Насколько точны будут результаты ваших тест-систем?
– У разных методов разная эффективность. ПЦР диагностирует наличие самого вируса, а экспресс-полоски показывают иммунный статус человека относительно коронавируса.
На самом деле методы, которые основаны на исследовании нуклеиновых кислот, такие как ПЦР, являются наиболее точными.
Но ни одна тест-система не работает со 100%-ной точностью, потому что это зависит еще от того, в какой период обращается человек.
Был момент, когда люди болели пневмонией, а результат был отрицательным. Говорили, что много ложноотрицательных появилось. Но я считаю, что диагностику нужно вести всегда, ведь легче предотвратить заражение, вовремя его обнаружить и предотвратить осложнения, нежели гадать – вирусная или бактериальная это пневмония.
– Сколько средств вам необходимо в качестве финансирования?
– Мы заявляли 40 миллионов тенге для того, чтобы произвести около 20-30 наборов по 96 образцов. Соответственно, включена была туда апробация.
На нее уходит достаточно много реагентов, чтобы апробировать и понять, что система работает так, как нужно, сравнивать с коммерческими тест-системами, основанными на ПЦР в реальном времени, для того, чтобы показать, что она качественная и чувствительная. Сейчас я подала этот проект на грант молодых ученых. Надеюсь, что у нас получится выиграть. Это будет та финансовая помощь, с которой мы сможем реализовать эту тест-систему и внедрить ее. Прежде всего, мы хотим остановиться на научных разработках – подтвердить, что они замечательно работают. Или внедрить в пару государственных клиник. Мы хотим ее производить.
Второй вопрос состоит в том, как мы сможем ее лицензировать, сертифицировать. Будут ли какие-то препятствия. Понятное дело, что частные лаборатории закупают все лицензированное и сертифицированное. Не станет ли это препятствием, что просто не будут приобретать наши тест-системы, потому что частные клиники работают только с сертифицированными наборами?
Хотелось бы, чтобы поддерживали отечественное, которое будет в разы дешевле.
– Благодарю за беседу и желаю удачи в поиске спонсора!
Ромина МАКАРИМОВА