Мировое достижение казахстанского пловца. Как это было

Автор: Сейтказин Ардак

Очередной заплыв Виталия Худякова зафиксирован как рекордный

Не каждый спортсмен способен пробежать марафон – 42,2 километра. А казахстанскому пловцу Виталию Худякову удалось за 13 часов 18 минут в одиночку переплыть холодный Иссык-Куль – 56 километров! Символично, что, заплыв проходил 5 августа – в день, когда на Играх в Токио должен был проводиться марафон на 10 километров на открытой воде.

Тренер Национального олимпийского комитета РК Евгений Худяков в интервью Azattyq Rýhy прокомментировал очередное достижение своего сына.

– Евгений Евгеньевич, поздравляю вас с этим большим достижением! Расскажите, как готовились к нему и в каких условиях проходил непосредственно рекордный заплыв?

– Мы разработали подробный план предстоящего мероприятия. Одной из главных задач было избежать финиша ночью. Пришлось стартовать в 5:16 часов утра из Чолпон-Аты, а приплыли на южный берег на пляж Каджи-Сая в 18:33. Секундомер показал, что Виталик пробыл в воде 13 часов 18 минут. Была хорошая погода вначале, над озером – небольшая дымка. По пути команда катера стала уходить чуть вбок. Длина маршрута по прямой составляет 53 километра 800 метров, но приложение, которое работало у меня, показало протяженность пройденного пути в 56 километров. Средняя скорость получилась чуть больше четырех километров в час. Неплохой результат для спортсмена мирового уровня. Как мы знаем, на такой высоте (свыше 1600 метров над уровнем моря – AR) никто таких длительных заплывов в последние годы здесь не совершал. По сути, это достижение мирового уровня.

Во время заплыва пришлось Виталика кормить каждый час с помощью специальной удочки первые восемь часов плавания, остальную часть дистанции – каждые полчаса. Это традиционные белки, жиры и углеводы – сок, детское питание и капсулы. Временного ориентира мы себе не ставили, необходимо было распределить равномерно все силы на всю дистанцию.

– Заплыв на такую грандиозную дистанцию – это затрата огромного количества сил. Рассматривался ли этот вызов в качестве главного старта сезона вместо перенесенных Олимпийских игр?  

– В прошлом году Виталик получил именную лицензию на участие в летних Олимпийских играх в Токио. Азиатская федерация плавания приняла решение провести квалификационный турнир – определить чемпиона Азии 2019 года, кроме этого, победитель на дистанции 10 километров получал лицензию на ОИ. Задачи, поставленные сыном перед тем стартом, мы выполнили полностью. Конечно, в планах было еще участие в предолимпийском турнире, который должен был проходить в Японии. Но в связи с карантином все соревнования были отменены.

В феврале этого года у казахстанских пловцов начались сборы на Иссык-Куле. После того как вспыхнула пандемия, всех наших спортсменов в марте на двух автобусах вывезли домой. Но в это время решения о переносе Олимпиады еще не было. Мы начали готовиться к главным стартам здесь, индивидуально, на Иссык-Куле. Тут для подготовки идеальные условия – высокогорье, озеро, самоизоляция. Мы бегали кроссы, плавали в холодной воде в специальном гидрокостюме. А потом узнали о переносе Олимпийских игр. Именно тогда стали думать, чем мы можем мотивировать спортсмена. Провести мероприятие, которое по своему накалу и значимости могло бы соответствовать Играм. Вот так придумали переплыть Иссык-Куль. Федерация водных видов спорта Казахстана уже зафиксировала наш заплыв как рекордный. Я даже сам не ожидал такой реакции.

До самого финального заплыва мы провели еще контрольные старты на 17, 35 и 25,5 километра. Общий «наплыв» Виталия составил в июне более 200 километров, в июле – под 300 километров! Для сравнения, 200 километров за неделю пробегают марафонцы мирового уровня. Условия для тренировок были полностью обеспечены Национальным олимпийским комитетом РК, за что им наша большая благодарность.

– Отец – тренер, а сын – атлет мирового уровня. Трудно ли тренировать близких?

– В этом есть свои плюсы и минусы. Из положительного – ты знаешь его возможности и характер, как никто другой, вкладываешь в свое чадо всю душу. Ты живешь этим 24 часа в сутки. Это большой плюс. А из минусов – это пресловутый вопрос отцов и детей. Где-то можно дать поблажку, пожалеть, а ему – пожаловаться маме.

– Выходит, сын давно превзошел Ваши достижения в качестве спортсмена…

– Конечно, сам я в спорте больших результатов не добился. Я занимался в Кыргызстане плаванием у хорошего тренера. Но, видимо, не судьба. Теперь сын в мировом плавании не последний человек. Получается, в Казахстан мы перебрались в 2010 году. Три года, пока мы получали гражданство, пришлось о соревнованиях мирового уровня забыть. Только в 2016 году мой сын участвовал в своих первых Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро уже под казахстанским флагом.

– Как начинался ваш общий с сыном путь в спорте?

– Работать тренером по плаванию я начал в начале 2000-х годов. Виталик тогда только пошел в первый класс. Сначала он ходил в секцию дзюдо. Потом решили, что сыну необходимо овладеть не только восточными единоборствами, но и научиться плавать. Полтора года мы пытались совмещать эти две дисциплины. Но потом ребенок самостоятельно принял решение и предпочел бассейн. Первоначально мы не ставили никаких спортивных целей. Как тренер могу вам откровенно заявить, что плавание – это прежде всего здоровье. В 2010 году в кыргызском спорте сложилась критическая ситуация. Все, особенно в плавании, пришло в упадок. Тогда перед нашей семьей встала серьезная дилемма – совершенствоваться дальше в мастерстве или поставить на спортивной карьере Виталика жирный крест. За год до переезда в Казахстан сын начал показывать хорошие спортивные результаты. Он стал бронзовым призером на чемпионате Азии в Токио среди юношей. Поэтому пришлось принять для всех нас непростое решение и покинуть родные края. Теперь сын выступает под флагом Казахстана. Позже ему пришлось перейти в плавание на открытой воде.

– А как вообще приходят спортсмены в этот вид спорта – десятки километров на открытой воде среди волн? 

– В открытую воду все приходят из бассейна. Если в триатлон можно прийти из легкой атлетики, то к нам – только из плавания. Здесь конкуренция порой выше, чем в гладком плавании, отбор на престижные соревнования намного сложнее. Многие великие спортсмены, став олимпийскими чемпионами в бассейне, потом перешли на открытую воду. Поэтому здесь всегда была бешеная конкуренция. Кроме этого, еще это дело вкуса: кому-то нравится плавать в бассейне классические дистанции, а кто–то любит покорять морские широты. В нашем виде необходима, прежде всего, выносливость.

Олимпийский вид программы на открытой воде начинается с дистанции 10 километров. Если сравнивать этот заплыв с легкой атлетикой, то это беговой марафон. На мой взгляд, участие в заплыве на 25 километров на открытой воде на чемпионате мира намного престижнее любых крупных соревнований в бассейне. Если перевести дистанцию по нагрузке на бег, то это 125 километров.

Возвращаясь к истории нашего вида спорта, напомню, что первые Олимпийские чемпионы античной Греции становились победителями именно в морской воде, ведь бассейнов тогда просто не было.

– Где тяжелее плыть – в бассейне или на открытой воде?

– Профессиональные спортсмены очень долго и кропотливо готовятся к любым ответственным соревнованиям, особенно к марафону. Проводится комплексная подготовительная работа. Кроме того, многое зависит еще и от самого пловца. В гладком кроле ты отталкиваешься от бортика на поворотах. А здесь всю дистанцию проходишь в открытом водоеме. Технически сложнее плыть в бассейне, но на открытой воде требуется гораздо больше выносливости, к тому же спортсменам часто мешают волны и ветер. Все это требует дополнительных энергозатрат и специальных навыков.

– В нашем разговоре о большом плавании неизбежна тема допинга. Это сегодня проблема номер один в мировом спорте.

– Да, это очень больная тема. Хотелось, чтобы все спортсмены, выходя на старт, были «чистыми» и выступали в равных условиях. Допингом признаются те препараты, которые дают возможность достичь высокого результата за счет фармакологических средств, но они же и подрывают здоровье человека. Многие известные спортсмены стали участниками допинговых скандалов.

Виталий в 2016 году попал в пул WADA, и с этого времени он постоянно проверяется, тестируется и сдает анализы.  Даже пока мы были на Иссык-Куле, сюда регулярно приезжали офицеры антидопингового агентства. Сейчас, когда принимаем участие во всех крупных соревнованиях, мы все время под пристальным контролем. Еще не успеваем заселиться в гостиницу, как приходят допинг-офицеры. Если тебя нет по указанному адресу, дается предупреждение. После трех таких предупреждений следует дисквалификация. Но мы пока все требования этой организации выполняем. Возьмем пресловутый мельдоний. Этот препарат попал под второй критерий – вред здоровью. Все это объясняется просто: спортсмены перед соревнованиями его употребляли в большом количестве. Так же и кофеин. Он до сих пор в мониторинге. Почему такое к нему пристальное внимание? В одно время из-за него даже были дисквалификации спортсменов, которые принимали его перед стартами.

Конечно, мы с сыном только за честный спорт. Завершая тему, хочу сказать, что человек, который переплыл Иссык-Куль, в плавании может все.

Для справки: Виталий Худяков – мастер спорта международного класса, обладатель лицензии на Игры в Токио, участник Игр 2016 в Рио, четырехкратный чемпион Азии. На чемпионатах мира лучшие результаты – седьмое и девятое места.