Как долго сохраняется иммунитет к COVID-19 и можно ли им заразиться повторно?
Ведущий врач-иммунолог республики ответил на важные вопросы о коронавирусе
По информации Министерства здравоохранения, рост распространения коронавирусной инфекции в Казахстане остановлен. Ситуация стабилизировалась и находится под полным контролем властей. При этом увеличивается число выздоровевших от COVID-19 казахстанцев. Таковых на конец 10 августа в стране насчитывалось уже 73,7 тысячи человек. Однако уже сегодня многие соотечественники, в первую очередь переболевшие, задаются вопросами: «Можно ли заразиться коронавирусом повторно?», «Как долго сохраняется иммунитет к КВИ?» и так далее. С этими и другими вопросами корреспондент Azattyq Rýhy обратился к профессору кафедры детских болезней АО «Медицинский университет Астана», врачу-иммунологу Рафаилу Розенсону.
– Как работает иммунитет у человека, заразившегося коронавирусом?
– К сожалению, пока мы этого точно не знаем. Пока установлены три основные закономерности.
Во-первых, с точки зрения механизмов развития иммунитета, выявлено участие всех трех отделов иммунной системы, отвечающих за защиту против вирусов. Так, первой с вирусами обычно встречается система интерферона. И ученые четко установили, что если она срабатывает быстро и эффективно, как у детей детсадовского и школьного возраста, то болезнь или не видна совсем (мы тогда говорим о бессимптомных формах), или она протекает достаточно легко. Наоборот, у многих людей, заболевших тяжело, были потом установлены дефекты выработки интерферонов.
Вторая часть иммунитета – это выработка антител. Здесь вопросов очень много. У некоторых людей они или не вырабатывались, несмотря на тяжелую КВИ, или титр быстро снизился. Но человек выздоровел! Значит, часть защиты обусловлена третьей системой защиты – клеточным иммунитетом. Его роль пока что уточняется.
Во-вторых, установлено, что сам вирус влияет на иммунитет человека подавляющим образом, при этом снижается как число лейкоцитов, так и число главных клеток иммунитета – лимфоцитов. В среднем у человека 7 тысяч лейкоцитов и 35% из них – лимфоциты, то есть около 2,5 тысячи. А во время инфекции уровень лейкоцитов падает до 2,5 тысячи, при этом лимфоциты снижаются до критических цифр – ниже 800. В таких ситуациях обязательно присоединяется так называемая вторичная инфекция, и нужно ее подавлять антибиотиками. Увидеть эти изменения может любой человек просто по анализу крови, но оценивать их лучше все-таки специалисту.
В-третьих, коронавирус с необычной частотой для вирусов активирует нападение собственных иммунных факторов на организм хозяина. То организм начинает вырабатывать слишком много молекул-переносчиков информации, так называемых интерлейкинов, а один из них является причиной слишком сильной, не соответствующей температуре, и долгой слабости и потливости. То защитных молекул выработается слишком много – это так называемый «цитокиновый шторм», и легкое начинает заполняться не воздухом, как у здорового человека, а кровью.
– Выходит, что за иммунитет к КВИ отвечают не только антитела?
– Нет, это только часть защиты. Иммунитет у человека устроен по системе многократной подстраховки. Если не сработали самые первые механизмы, их называют врожденным иммунитетом, то начинают работать защитные молекулы типа лизоцима. А если инфекция преодолевает и эту линию обороны, то включаются системы интерферона, клеточного и гуморального иммунитета.
– Остановимся на антителах: как они работают?
– На самом деле видов антител очень много. Одни из них указывают дорогу клеткам-пожирателям, так называемым фагоцитам. Другие активируют систему расщепления инородных агентов – систему комплемента, третьи нейтрализуют токсины. В целом же антительный иммунитет, его еще называют гуморальным, помогает организму избавиться от инфекции.
Все антитела делятся на пять классов, но при ковидной инфекции для нас важны два из них.
Первыми во время инфекции вырабатываются антитела класса М. Их можно выявить уже через три-четыре дня от начала заболевания. Поэтому, если у пациента найдены антитела класса М, то с высокой долей вероятности он заболел совсем недавно, и еще можно выявить и наличие вируса, то есть будет положительным ПЦР-тест.
А вот если найдены антитела класса G (IgG), то инфекция явно уже длится не менее двух недель. И ПЦР-тест может быть отрицательным, а клиника – либо выраженной в максимальной степени, либо уже затухающей. Как долго можно выявлять антитела IgG, зависит от многих факторов. Но это явный признак уже имевшейся встречи организма с коронавирусом, во-первых, и наличия определенной степени защиты, во-вторых.
– Антитела вырабатываются в организмах всех людей?
– У подавляющего большинства людей в ответ на инфекцию антитела вырабатываются. Но известны случаи вторичного и даже третичного заражения коронавирусом людей с первичными иммунодефицитами. К счастью, таких людей очень мало.
– Как долго может сохраняться иммунитет к коронавирусу?
– На сегодня ответить точно на этот вопрос невозможно. В индивидуальном плане у большинства людей титр антител снизился в два раза через три месяца после перенесенного заболевания. Но мы точно знаем, что по крайней мере у нас в Казахстане повторно никто не заболел.
В популяционном плане этому заболеванию всего лишь девять месяцев, и можно только ориентироваться на «дедушку» второго коронавируса – на первый коронавирус. Там, где он пронесся в 2002 году, повторных случаев нет, а уж в чем причина этого, мы пока точно сказать не можем. И поэтому лучше подготовиться к весьма вероятной «второй волне».
– Может ли сильный иммунитет противостоять вирусу, сделать человека невосприимчивым к нему?
– Да, может. Проблема вся в том, что заранее никто не знает про эту свою силу, и она очень в этом случае специфична. Мы только знаем, что есть люди, более восприимчивые к тяжелым формам заболевания. Многие уже слышали о группах риска – людях пожилого возраста, больных диабетом, гипертонией, перенесших онкологические заболевания. Но, с другой стороны, мы знаем много случаев, когда сумел выздороветь человек 100-летнего возраста со всем перечнем проблем, и сгорел за несколько дней молодой спортсмен, который и гриппом не болел ни разу. Это похоже на игру в рулетку, но лучше не пробовать.
– Сколько существуют штаммов коронавируса? Какова вероятность того, что переболевший одним из них может заразиться другим штаммом КВИ?
– Коронавирусов сотни. Они делятся на четыре группы – альфа, бета, поражающие млекопитающих, гамма и дельта – вирусы птиц. Проблемы возникают, когда они получают межвидовой потенциал. Первый коронавирус научился передаваться человеку от цивет – это такая полулисичка-полукошка. Было это в 2002 году, и считается, что причиной явилось применение на фермах для ускоренного роста этих животных антибиотиков и гормонов. Но тогда заболели лишь 8 тысяч человек, умерли 10%.
Второй коронавирус, ближневосточный, научился прыгать на человека с одногорбых верблюдов. Было это в 2012 году, и из 2,5 тысячи заболевших умерли почти 40%.
Третий коронавирус – SARS-2 – явился причиной заболевания уже более 20 миллионов человек, из которых погибли 740 тысяч. Правда, похоже на войну. Они в чем-то похожи, но разные. И те коронавирусы, которыми болели до сих пор наши дети и внуки, мы их всех называем одним словом «ОРЗ» (острое респираторное заболевание – AR), от СOVID-19 не защищают.
– Повторно заразившиеся так же опасны?
– Конечно! Вирусу нет разницы, кто его выделил, первичный или повторный пациент. Главное для вируса – долететь до восприимчивого человека или спрятаться на поверхности и подождать, когда его возьмут на руку и засунут потом в нос или в глаз. Поэтому наша задача – носить маски, соблюдать дистанцию, мыть руки.
– Посоветуйте, как себя нужно вести тем, кто уже переболел КВИ.
– Первое – отключить Интернет. Не читайте, пожалуйста! У меня такое впечатление, что сейчас все хотят максимально сделать себе рекламу – это раз, и выпросить деньги у Правительства – это два. Кардиологи пугают миокардитами и отсроченными инфарктами, пульмонологи – фиброзами, эндокринологи – диабетом, гастроэнтерологи – панкреатитом, ангиохирурги – аневризмами и тромбозами, психоневрологи – депрессией. Все правы. Но лучше было бы говорить приятные вещи: «Спасибо, я уцелел. Теперь все будет хорошо. Все решим, все починим».
Однозначных советов у меня нет. Как иммунолог с 40-летним стажем я советую тем, кто переболел, только одно: жить дальше, радоваться каждому дню, кушать по-прежнему вкусную пищу, любить своих родных, умеренно заниматься физкультурой, кому это нравилось до болезни. Весьма вероятно, что те, кто выздоровел, проживут на 10-15 лет дольше! Прецедент есть: в Хиросиме, где живут люди, пострадавшие от взрыва атомной бомбы, срок жизни на 10 лет дольше, чем в среднем по Японии. Желаю здоровья всем нам!
– Благодарю Вас за интервью!
Алтыншаш СМАГУЛОВА