Мавзолей Саккулак бия, потомка Богенбай батыра, взяли под защиту

Почти полтора века священное место не было огорожено

Мавзолей Саккулак бия, потомка Богенбай батыра, взяли под защиту

В Ерейментауском районе Акмолинской области недалеко от оживленного автобана есть место, о котором знают разве что увлеченные историей родного края казахстанцы. Речь идет о мавзолее Саккулак бия, где захоронены потомки Богенбай батыра.

Само строение конца XIX века несколько раз исследовалось специалистами по реставрации. Увы, время его не щадит. Потому было принято решение построить рядом новый мазар из кирпича и камня, а исторический мавзолей оставить в первозданном виде.

Недавно решилась и другая многолетняя проблема. Дело в том, что почти полтора века это священное место не было огорожено. И вот местный предприниматель Азамат Капашев решил оказать спонсорскую помощь. На его деньги здесь возвели ограждение длиной 600 метров и высотой не менее двух метров.

Для справки: Саккулак би (1800-1880) - би, оратор. Правнук Богенбай батыра. Уроженец Акмолинской области. С 12 лет сопровождал своего отца Бапан бия, принимал участие в управлении народом, совершенствовал ораторское искусство. Заметив незаурядные способности сына, отец с 15 лет поручал ему решение небольших споров.

В 16 лет после состязания с великим оратором Байдалы бием был прозван Саккулак. Известны многочисленные ораторские речи Саккулак бия: «Саққұлақтың Шоқанға берген батасы», «Ақыл туралы», «Төрт нәрседен қашық қыл», «Мұсаның өліміне айтқаны», «Орман-тоғай жер сыны» и другие. Его ораторские речи содержат глубокие философские мысли о науке, знании, о героизме. В отличие от других биев-ораторов, Саккулак би записывал свои речи, а также мысли и изречения других биев.

У Саккулак бия было семеро сыновей, из них Нуралы и Ералы были также известными биями и ораторами.

Об исторической значимости данного мавзолея, а также о туристическом потенциале края корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с руководителем отдела культуры и развития языков Ерейментауского района Сайлауом Жилкибаевым.

– Где именно расположен мазар и в каком он сейчас состоянии?

– Мазар находится в 18-20 километрах к востоку от города Ерейментау, возле озера Коржынколь. Мавзолей был возведен в честь Саккулак бия примерно в 1880 году, то есть в XIX веке. Первый вариант мазара был построен из саманных кирпичей. К сожалению, время не пощадило его, он постепенно разрушался, глину размывало дождями, сказывались и другие природные явления. Постройка сохранилась на 70%. Уже в 2000 годах потомки Саккулак бия возвели новый мазар из кирпича и камня, с куполом, высотой около 12 метров. Старую постройку не тронули, она осталась внутри. Получается, что ее огородили.

– Расскажите о самом Саккулак бие, потомке Богенбай батыра.  

– Да, Вы правы, Саккулак би действительно является правнуком батыра казахской степи Богенбая. Он был волостным правителем в то время, когда мы присоединились к Российской империи. Он был авторитетным правителем, так как был справедливым. Он разрешал степные споры и конфликты, к нему обращались за помощью, знали его по всему Казахстану, он остался в народной памяти.

Он обладал ораторским искусством, был наделен поэтическим даром, причем сочинял он все на ходу, применял метафоры. Его высказывания и крылатые фразы до сих пор помнят люди.

Слава о нем шла по всему Казахстану. Знаете, даже Шокан Уалиханов, наш ученый, аристократ, специально приезжал к нему на встречу. В народе до сих пор передают из уст в уста об этом событии. Ведь Шокан в то время пользовался также большим авторитетом, он был чингизидом. Они вели беседы, затрагивали философские темы.

Также к нему приезжал Муса Шорманов. Об их разговоре до сих пор слагают легенды. Какие метафоры они применяли, изречения! Саккулак би мог донести свою мысль в изящных словах, но в то же время это было просто и понятно.

Вы знаете, что при встрече с Шоканом Уалихановым он сочинил много стихов. Тут нужен хороший перевод, это ведь настоящий клад для нашей истории. Хотелось бы, чтобы и русскоязычное население познакомилось с его богатым наследием. Нужен перевод, который бы смог донести все метафоры, рифмы. Все это из поколения в поколение сейчас передается в народе.

Захоронение Саккулак бия большое. В мазаре также похоронены и трое его сыновей. Сын Саккулак бия Нуралы пошел по его стопам. На него он возлагал большие надежды.

– Нуралы ведь также был известным бием и оратором?

– Да. В то время в Ерейментау проходили поминки, память о них осталась в истории, как ас Сагыная. Там собрались все три жуза, поэты того времени.

Там устроили лошадиную байгу, в которой участвовали более 500 скакунов. Среди них был знаменитый Кулагер, скакун Акана Сери. Он шел впереди, но пал сраженный стрелой завистников. Акан Сери тяжело переживал эту утрату, ведь его конь был знаменит на весь Казахстан. Нуралы же был его другом, он как мог утешал его, поставил ему юрту, угощал его и обещал найти преступников.

Но сам Нуралы был убит вскоре, его отравили. Он, можно сказать, был также сражен стрелой зависти и предательства. Саккулак би тяжело переживал утрату сына.

Вот таких воспоминаний, сказаний в нашем краю очень много, можно часами рассказывать. У нас ведь древняя земля, здесь и по археологии много памятников есть сакских времен, тюркского периода. У нас ведь сохранились балбалы – это каменные изваяния тюркского каганата, их около 11 штук. Эти памятники вошли в республиканский реестр сакральных мест по программе «Рухани жаңғыру». Были планы создать здесь музей под открытым небом, турецкая сторона была очень в этом заинтересована. Ведь по сути все тюркские народы – выходцы из Казахстана.

– Расскажите о работе, проделанной в этом году. Мавзолей был огражден, верно?

– Абсолютно верно. Работы были начаты в июне и на сегодня как раз завершены.

Это ведь не только один мазар, вокруг него находится много захоронений, здесь покоятся потомки Богенбай батыра. Ограждения не было. Получается, что на территории паслись табуны лошадей, ведь здесь у нас много крестьянских хозяйств.

И в этом году аким нашего района нашел спонсоров. Это знающие нашу историю люди, они согласились безвозмездно возвести ограждение длиной 600 метров и высотой не менее двух метров. Мы им очень благодарны, это большое дело.

В прошлом году тоже ремонт был сделан небольшой, мы сетками окна закрыли. В проемы залетали голуби, было много мусора. Сейчас сетки стоят, птицы не залетают, чисто стало. Еще планы есть брусчатку сделать, но это со временем, главное шаг сделать, а потом уже все и пойдет.

– Место уникальное, но туристический потенциал не особо развит. Много ли казахстанцев к вам приезжает?

– Те, кто ценит историю, приезжают к нам поклониться, молитву прочитать. Большого потока туристов нет, хотя потенциал большой. Здесь ведь недалеко озеро Кобейтуз, Коржынколь, леса, сопки, исторически памятные места, можно было бы кемпинги сделать. От автобана Нур-Султан – Павлодар недалеко. Развивать, конечно, нужно, но, чтобы это был не дикий туризм, чтобы не поступили так же варварски, как с озером Кобейтуз.

– Про искоренение варварского туризма вы верно подметили. Спасибо, что бережете нашу общую историю!

Тайны Джучи-хана и Золотой Орды: археологи изучают мавзолеи потомков Чингисхана в СКО

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.