$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
24.07.2020, 12:19
Интервью

Тайны Джучи-хана и Золотой Орды: археологи изучают мавзолеи потомков Чингисхана в СКО

Раскопки планируется возобновить в августе

Тайны Джучи-хана и Золотой Орды: археологи изучают мавзолеи потомков Чингисхана в СКО

Эта новость всколыхнула археологическое сообщество осенью 2019 года – в Уалихановском районе Северо-Казахстанской области ученые нашли руины семи мавзолеев XIV века. Причем эти усыпальницы времен Золотой Орды принадлежат представителям династии Джучи (Жошы) хана. С громкими заявлениями археологи не торопились, но найденные тогда золотые украшения, остатки мастерских, обжиговых печей и керамических сосудов, следы арыков давали надежду на то, что на этот раз они сделали действительно сенсационную находку – быть может, целый город покоится под толстым слоем земли.

«Это открытие подтверждает давнюю гипотезу известного академика Алькея Маргулана о существовании в древности на территории Северного Казахстана памятников средневековой городской культуры.

Накануне 750-летнего юбилея Золотой Орды это событие имеет духовное и культурное значение. Особенно это актуально в рамках программы Елбасы «Рухани жаңғыру» и статьи «Семь граней великой степи», – заявил тогда аким СКО Кумар Аксакалов.

После вынужденной паузы, связанной с пандемией коронавируса, ученые планируют очередную экспедицию в урочище Кызыл оба. Чтобы разузнать подробности предстоящей работы, корреспондент Azattyq Rýhy обратился к Ракату Мамбеталинову, руководителю Центра по охране и использованию историко-культурного наследия СКО.

– Археологические находки в урочище Кызыл оба ученые называют сенсационными. Расскажите, в чем же уникальность этого места?

– Уникальность данного места, во-первых, в том, что период средневековья на территории Северного Казахстана очень мало изучен. То есть когда мы говорим о Золотой Орде, Казахском ханстве, мы говорим в основном о Таразе, Сауране, Сыганаке, Отыраре. То есть это история южных регионов. Поэтому раскопки в урочище Кызыл оба дают большой толчок для познания истории севера. Речь идет о том, что для севера, как правило, в этом плане идет большой молчок. Особенно для Северно-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской областей. На мой взгляд, в этом и есть сенсация. Это означает, что на севере есть исторический и политический центры. Мы видим, что в Кызыл обе есть ирригационная система, печи, то есть, может, там был средневековый город, по нашим предположениям.

Если мы говорим об истории Северного Казахстана, то обычно мы знаем, что у нас есть мазары, могильники или курганы. А именно комплекса культурно-политического у нас не было. В этом, на наш взгляд, его уникальность.

Кызыл оба мы относим к эпохе Золотой Орды, то есть это XIII-XIV века. Об этом в первую очередь говорят обнаруженные нами кирпичи так называемого стандарта Золотой Орды: они квадратные, 25 на 25 сантиметров по размеру, аналогичные кирпичи были найдены в Сауране, в Сыганаке, также в древнем городе-столице Золотой Орды Сарай-Бату и Сарай-Берке. Это абсолютно аналогичные кирпичи по размерам и по форме. Поэтому мы и датируем нашу находку XIII-XIV веками.

– Сколько мавзолеев там обнаружено и есть ли догадки, кто в них погребен?

– На данный момент мы нашли семь мавзолеев, из них работы идут только в одном. Мы начали их вести в сентябре 2019 года. Пока мы говорим о семи мавзолеях, но не исключаем, что их может быть и больше. Судя по размерам мавзолеев, по площади, которую они занимают, они принадлежали к чингизидам и, предположительно, к потомкам Джучи-хана, одного из сыновей Чингисхана.

Сейчас в Акмолинской области ведутся раскопки мазара Жанибек хана, основателя Казахского ханства. Если сравнить его мазар по размерам с мавзолеем, найденным в урочище Кызыл оба, то последний в разы больше. В нем уже присутствуют элементы мусульманского типа, он ориентирован на Мекку, со своим порталом, скорее всего был и купол.

В этом году мы пытались найти главный вход, но пока до него не дошли. Мы дошли до склепов, определили северную, южную, восточную части стен. Ширина стен – почти 1,5 метра. Мы должны были уже вскрывать склепы, но из-за ситуации в стране, объявленного карантина, пока мы прекратили раскопки до августа. Если ситуация улучшится, то работы возобновятся. Мы также планировали, что на раскопки приедут реставраторы, непосредственно Крым Алтынбеков (художник-реставратор – AR), специалисты из Украины, которые занимаются периодом Золотой Орды. Но сейчас все границы закрыты, они пока не могут приехать. Поэтому мы до августа и прекратили раскопки. 

– Расскажите о ваших находках.

– Там мы находили чигири (устройство в виде колеса с ковшами или барабана с канатом, снабженным черпаками – AR). В других регионах дно чигиря – это вообще редкость какая-то, у нас же, наоборот, их очень много. Также были найдены одна золотая сережка с бирюзовыми вставками и золотые нашивки. Это все было снаружи, не в мавзолее. Также были найдены и кирпичи. Причем кирпичи мы нашли не только квадратные, но и в виде трапеции, и в виде треугольника. Может быть, их применяли для оформления портала или купола мавзолея. Когда работы уже продолжатся, я думаю, что мы найдем и монеты, и все, что использовалось в ритуале погребения.

– Можно ли уже сейчас говорить о том, что там было целое поселение? Были ли там развиты земледелие или торговля?

– Пока мы бы не торопились так говорить, понятно все будет чуть позже. Почему мы говорим о хорошей сохранности данных курганов, потому что в целинное время в 1950 годах эта земля была непригодна для земледелия. Что было в XIII-XIV веках – мы пока еще сказать не можем. На данный период эта территория непригодна для земледелия. Здесь в основном занимаются скотоводством. Но мы не исключаем, что могли быть и какие-то климатические изменения, потому что все это находится в долине реки Селеты, сейчас это не полноводная река, мелкая, но в свое время, судя по руслу, которое есть, это была большая река. Поэтому выводы сейчас делать еще рано. 

– Было ли известно об этих мавзолеях ранее? Описывали ли их историки?

– Материалов очень мало. В первую очередь мы основывались на работах Алихана Букейханова. Здесь он в свое время проводил экспедиции по переписи населения и, со слов старожилов, он записывал, что на данной территории есть древний мазар. В дальнейшем здесь проводил исследования Алькей Маргулан, вел разведочные работы. Это было в 1950 годах, он указывал, что здесь есть интересное место. Потом долгое время эта территория не исследовалась, и с 2009 года эту работу ведут специалисты «Margulan centre» при Павлодарском педагогическом институте. Они обратились к нам в область, предложили исследовать, появились и финансовые возможности. В сентябре 2019 года начались археологические работы.

– Есть ли предположения, сколько времени понадобится, чтобы изучить эту местность?

– Чтобы восстановить полную картину, здесь в первую очередь нужно учитывать климатические условия северного региона. У нас лето короткое, поэтому период для археологических работ небольшой. Мы ведем раскопки только одного мазара, а их там семь. Еще мы предполагаем, что там был город, то есть можно говорить, что пять-шесть лет займет наше исследование. Кроме периода Золотой Орды там еще прослеживаются курганы эпохи бронзы и Сакские курганы. Есть еще один курган, который по всей видимости принадлежит знатному войну или правителю Сакского периода. То есть там можно обнаружить несколько этапов, несколько веков.

Но мы сейчас делаем акцент на изучении имени эпохи средневековья. Северо-Казахстанская область хорошо исследована в период бронзового века, в каменный век, но именно средневековье мало изучено. Очень важно узнать, что было здесь именно в средневековый период, чтобы перекрыть так называемое белое пятно.

– Не опасаетесь, что место могут разграбить? Примеров такого чудовищного вандализма, к сожалению, немало…

– Это место у нас законсервировано. Охранные зоны определяют. За местом закреплены люди из ближайшего села, которые смотрят за этим, есть участковый. С акимом сельского округа мы охранные обязательства подписали, чтобы место не разграбили.

– Планируется ли в будущем развитие туристического потенциала региона с учетом важности данного открытия?

– Да, это развитие туристического потенциала региона, несомненно. В этом году мы хотели попробовать, договорились с туристическими фирмами Нур-Султана, чтобы они привозили туристов. Чтобы приезжающие могли пожить в палатках, также попробовать себя в качестве археологов. Это уже познавательный, образовательный туризм. Все это планировали на лето, но, к сожалению, из-за карантина работа пока свернулась. Но у туристических фирм есть интерес развивать это направление. Если мы будем сюда туристов привозить, то и для местных жителей это выгодно, это дополнительный заработок, можно ведь сувениры продавать, натуральные национальные продукты, кумыс. Поэтому местные жители заинтересованы в проведении археологических работ.

– И в завершение – какого себя ощущать первооткрывателем?

– Понимаете, север Казахстана еще не изучен, многие же думают, что он вечно замороженный, у нас холодно и ничего нет. А мы пытаемся доказать, что это не так. Все это дает чувство подъема, настроение особенное, большие надежды. Мы ведь говорим много о бакальской культуре, что на севере Казахстана впервые в мире была одомашнена лошадь. Это ведь гордость! А сейчас мы можем доказать, что на севере был сакрально-культовый центр периода Золотой Орды. Меня переполняет чувство гордости и интереса. 

На территории Северо-Казахстанской области находятся 599 памятников, которые числятся в госсписке, из них 436 памятников археологии. И ведь большинство из них еще не изучены…

– Спасибо Вам за бесценные открытия!

Новости партнеров