Ведущие государства активно вводят ИИ в школьные программы, но Казахстан пока не разработал системного подхода
Внедрить обучение искусственному интеллекту (ИИ) в школьную программу Казахстана. С такой инициативой выступил депутат Мажилиса, член фракции «AMANAT» Асхат Аймагамбетов. По его словам, промедление с адаптацией образовательной системы к технологическим изменениям может обернуться утратой конкурентоспособности страны, передает Azattyq Ryhy.
«Будущее нашей страны зависит от того, насколько своевременно и смело мы адаптируемся к этим изменениям. Ведущие государства делают ставку на обучение: они внедряют искусственный интеллект в школьную программу как важный элемент базового образования», - сказал Асхат Аймагамбетов, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова на пленарном заседании Мажилиса в среду.
В качестве примеров он привёл США, где более 250 руководителей крупнейших компаний – Microsoft, IBM, Adobe и Uber – подписали открытое письмо с призывом включить ИИ в базовое образование. В Эстонии с сентября запускают программу AI Leap, по которой старшеклассники получат доступ к нейросетям, а учителя пройдут переобучение. Также в школах Пекина с нового учебного года вводят обязательные занятия по ИИ.
«А что у нас? Президент Касым-Жомарт Токаев лично возглавляет работу по развитию искусственного интеллекта. Мы, группа депутатов, уже инициировали специальный законопроект по ИИ. Прошло более двух лет с момента появления ChatGPT, DeepSeek и других ИИ-систем, однако в школьной системе по-прежнему отсутствует системный подход к обучению искусственному интеллекту. Мы продолжаем делать вид, что это нас не касается», - констатировал депутат.
По его словам, дети уже активно используют ИИ для выполнения домашних заданий, написания сочинений и подготовки презентаций.
«Без должного сопровождения это ведёт к зависимости от подсказок, поверхностному мышлению и нарушению этических норм. Учителя не подготовлены. Методических рекомендаций нет. Политика использования ИИ в школах отсутствует. Обсуждение ограничено лозунгами. Как проверять такие работы? Что считать нарушением? Как оценивать? Ответов нет. Без преподавания этики ИИ, развития критического мышления и навыков информационной гигиены вырастает поколение пользователей, не способных отличать факты от вымысла», - предупредил Асхат Аймагамбетов.
Депутат подчёркнул важность не только технической, но и этической подготовки – в частности, преподавания критического мышления, цифровой гигиены и правил честного использования ИИ.
В связи с этим он предложил: