После режима изоляции мы будем работать по-другому, уверяют эксперты
Новые возможности дополнительного заработка открыли для себя тысячи казахстанцев с активизацией перевода в стране на дистанционную работу. Оказалось, в изоляции не отвлекают коллеги и шеф, а с домашними в этом плане договориться проще. В итоге можно успевать больше. Не надо тратиться на проезд, на бесконечные чаепития. Хотя и минусов предостаточно, разумеется.
Несколько практических советов собрал корреспондент Azattyq Rýhy.
Виктория Ромадина несколько лет работает на фрилансе. Это не совсем «удаленка», в которой есть начальник, стабильная оплата и те же обязанности, что в офисе, но только в другом месте. Фрилансер же сам выбирает проект и сам составляет график работы. При этом он может совмещать фриланс с основной деятельностью – работой, учебой, а со временем уйти с головой в то, что было дополнительным заработком.
Наша собеседница отмечает, что удаленно можно делать практически всю офисную работу.
«А как же учитель, бухгалтер, дизайнер и официант, спросят многие? Официант с опытом может завести блог и рассказывать о правилах этикета в ресторане или же обучать начинающих официантов сервировке стола и правилам поведения. Учитель – проводить уроки удаленно, даже работая с другой страной. Юрист – консультировать онлайн», – говорит Виктория Ромадина.
Она добавляет, что врач первичную консультацию о жалобах может провести удаленно. К слову, сегодня во всех поликлиниках Казахстана медики перешли на предварительный онлайн-прием, когда по симптомам выявляются признаки той или иной болезни.
«Врач может отправить сдавать нужные анализы. Если понадобится личная встреча, то провести ее потом очно. Или тот же врач, освоив копирайтинг, может писать статьи для медицинских журналов и зарабатывать не меньше, чем в больнице. Конечно же, не все сферы может заменить «удаленка», но всегда можно найти смежное направление для дополнительного заработка», – уверена фрилансер с трехлетним стажем.
Один из главных вопросов в том, что людям тяжело перестраиваться на онлайн-режим. Но Виктория Ромадина замечает, что, если любишь свою работу, то со всеми сложностями справиться легче. Нынешнюю ситуацию с массовым переводом на «удаленку» она называет отличной калькой для работодателей, которые теперь поймут, кто есть кто.
«Отсеиваются лентяи, которые просиживали на работе. Видны сотрудники, работающие на результат. Если еще работодателей обучить работать на биржах труда, то они могут половину своих низкоэффективных сотрудников заменить на более результативных удаленщиков. Кстати, некоторые руководители могут теперь изменить систему оплаты и платить не за проведенное время на работе, а за конкретно сделанную работу», – отмечает Виктория Ромадина.
Выбор в пользу фриланса девушка называет верным. По крайней мере по личному опыту.
«На фрилансе ты сам отвечаешь за свой доход: хорошо работаешь – хорошо зарабатываешь. Просидеть за компьютером, создавая имитацию бурной деятельности, не получится, как на обычной работе», – говорит Виктория Ромадина.
В чем же трудности работы на фрилансе? Ведь не может же быть все радужно. Начинающие фрилансеры в первую очередь сталкиваются с проблемой самоорганизации, не у всех есть мотивация, а кто-то и вовсе привык, чтобы их подгоняли и говорили, что делать.
«Дома немало отвлекающих факторов – чаек, телевизор, телефон, а у кого-то пять детей, и они живут в одной комнате. Какая уж там «удаленка»! Еще многие любят работать в коллективе, а удаленка – это все-таки четыре стены», – поясняет спикер.
Поэтому прежде чем окунуться во фриланс, помимо собственно возможности перевода своей деятельности в дистанционный режим, стоит оценить личные качества.
«Всегда на начальном этапе можно совмещать, а потом решить, что подходит тебе больше. И лучше же, конечно, начать с фриланса. Возможно, в период ЧП работодатели потеряют самых продвинутых специалистов, поскольку те поймут всю силу своих знаний и устроятся на удаленку с лучшей оплатой», – предполагает наша собеседница.
Амангельды Жарылгазинов три года работает детским тренером по шахматам. В связи с вводом в стране режима ЧП вынужденно перевел обучение в режим онлайн. В этой форме преподавания он видит как минусы, так и плюсы. Последних больше, полагает учитель.
«Изучение шахмат удаленно набирает обороты. И это не связано с пандемией, все началось раньше. Люди ищут сильных тренеров по всему миру. Предоставляются платформы для онлайн-занятий, что можно сделать и для любого вида преподавания», – рассказывает преподаватель.
Он провел свой первый урок по Интернету летом прошлого года, когда его ученик уехал на республиканские соревнования. Воспитанник в итоге вернулся с наградой.
«Занятия в режиме онлайн не отнимают время на дорогу. Можно пользоваться шахматными программами, показывая стрелками идеи и ходы. Среди недостатков то, что нелегко организовать практическую часть: например, регистрация в игровых зонах. Также может быть слабый Интернет у учеников. С марта я провел немало уроков по скайпу, но все же лучше вживую», – признается тренер.
По его словам, если человек профессионал в своем деле, то может передавать свои знания через онлайн, в какой бы сфере он ни имел знания и опыт.
Светлана Мальцева трудится smm-специалистом более 2,5 лет и видит в этом только плюсы: возможность работать в декрете, гибкий график, постоянное самообразование. Сегодня она обучает этой профессии удаленно и говорит, что ее заработок зависит только от собственных усилий.
«Если смотреть на традиционные профессии, то сейчас практически любая профессия может уйти в онлайн. За 2,5 года у нас обучались логопеды, бухгалтеры, юристы, психологи, мастера бьюти-индустрии, фитнес-тренеры. Этот список можно продолжать бесконечно», – делится Светлана Мальцева.
Она также считает, что секрет успеха – в самодисциплине. Нужно составить график на день, установить сроки и тем самым избежать риска прокрастинации.
«Зато человеку не надо рано вставать, чтобы ехать на работу, а это временные и финансовые затраты. В том числе на обед, офисную одежду, корпоративы и многое другое. Если человек многозадачный, умеет выстроить цели, то работа будет идти только в гору. И самое главное, что в работе на «удаленке» нет финансового потолка, а это открывает в нас новые возможности и дает мотивацию к действию», – считает эксперт.
Светлана Мальцев подчеркивает, что есть ряд профессий, которые никогда не перейдут на «удаленку», и их точно не заменят ультрасовременные роботы. Это работники правоохранительных органов, хирурги, педиатры, гинекологи, агрономы и другие.
«Мой отец 40 лет проработал на Павлодарском нефтехимзаводе, он удостоен многих наград и грамот за свои заслуги. Это адский труд, здесь нужен нестандартный мозг и сообразительность. А муж – агроном, и я не уверена, что безэмоциональная машина сможет определить по росткам, корням и степени болезни растения, как спасти многомиллионный урожай», – рассказывает Светлана Мальцева.
Среди направлений, что еще долго будут офлайн, она называет обучение детей. Так как им нужен социум, коммуникация с другими ребятами и с преподавателем.
«Считаю, что дистанционно могут работать те, кто уже состоялись в профессии. Они могут просто переквалифицировать деятельность в онлайн-продукт. Если же человек недостаточно опытен, то и продукт, соответственно, будет такой же», – поясняет Светлана Мальцева.
Она рекомендует поначалу брать дополнительную работу через онлайн в качестве пробных заказов и выполнять их по вечерам или по выходным.
«Когда же ваш заработок на «удаленке» превысит заработок на обычной работе, только тогда надо делать выбор. Советую ориентироваться только на лучших, никогда не лениться, освоить тайм-менеджмент и приучить себя к дисциплине. И самое главное, научиться целеполаганию, так как цель мотивирует двигаться вперед. Результат зависит только от тебя», – считает Светлана Мальцева.
Ризабек ИСАБЕКОВ