Стремление Фонда соцмедстрахования сократить расходы ударило по ПМСП – мажилисмены

Автор: Ахметбеков Асхат

Фактические расходы на первичную медико-санитарную помощь сократились до 21% к 2023 году, заявили депутаты от AMANAT

Фото: © Depositphotos

В предвыборной программе партии AMANAT большое внимание уделяется качеству медицинских услуг. Не раз в стратегических документах по развитию отечественного здравоохранения, подчеркивалась ключевая роль первичного здравоохранения. Об этом заявила депутат Гульдара Нурымова, озвучивая депутатский запрос фракции AMANAT, адресованный заместителю премьер-министра РК Тамаре Дуйсеновой, передает Azattyq Rýhy.

«По сути, систему оказания медицинских услуг можно представить в виде пирамиды, в основании которой первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) – семейная медицина. Выше последовательно располагаются консультативно-диагностическая помощь (узкие специалисты, инструментальная и лабораторная диагностика), стационарозамещающие технологии, круглосуточный стационар, высокотехнологичные медуслуги, на вершине – (супертехнологии) и медицина будущего. Точка входа в систему здравоохранения – ПМСП, на каждом следующем уровне количество пациентов сокращается в разы», – сказала Гульдара Нурымова на пленарном заседании Мажилиса.

В 2018 году министром здравоохранения РК был подписан приказ об утверждении концепции развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан на 2018-2022 годы.

«Однако многие мероприятия концепции, как и некоторые задачи предыдущих государственных программ развития здравоохранения, такие как «Саламатты Казақстан», «Денсаулық», так и остались на бумаге. Декларированная приоритетность ПМСП не имеет реальной финансовой поддержки. Планируемого достижения доли финансирования на ПМСП до 60% не произошло.

В 2013 году в реальном выражении мы расходовали в системе здравоохранения 492 доллара в год на человека, сейчас – 280 долларов – примерно столько же, сколько в странах Африки. При этом мы обещаем гражданам непомерные объемы гарантированной помощи, требуем от врачей европейского качества, и это все в условиях жесточайшего регулирования со стороны госорганов.

Мы чуть ли не единственная система, которая пытается дать все и всем, и при этом бесплатно. Фактические расходы на первичную медико-санитарную помощь – основу основ в медицине – сократились и снизилась с 28% в 2019 году до 21% к 2023 году от общего бюджета, который выделяется на отрасль. Заметьте: 10 лет назад не было медстрахования и обязательств, которые сейчас взяла на себя система», – заявила она.

По утверждению депутата, сегодня мы имеем сложную раздробленную на лоты систему финансирования медицинских услуг, по каждому лоту устанавливаются пределы, вписаться в которые уже не предоставляется возможным.

«Организации ПМСП несут значительные финансовые потери, Минздрав разрабатывает все новые финансовые ограничения, а Фонд (социального медицинского страхования – AR) снимает с оплаты большую часть фактически оказанных медицинских услуг, что вызывает социальное напряжение и возмущение медицинского сообщества.

Конечно, все зависит от возможностей госбюджета, деньги нужны не только на медицину. В таком случае нужно расставлять приоритеты, рационально распределять средства, которые есть. И в первую очередь поддерживать именно систему ПМСП, ведь пациент изначально приходит в поликлинику.

Решить насущные проблемы, а после этого вливать огромные бюджеты в строительство новых медицинских объектов и покупку высокотехнологичного оборудования», – подчеркнула Гульдара Нурымова.

Интересы сосредоточены в сфере высоких технологий, считает в тоже время она. Так, по данным депутата, на ПМСП, консультативно-диагностические и стационарозамещающие услуги, круглосуточные стационары (это около 85% объема медицинской помощи в Казахстане) Фонд социального медицинского страхования в общей сложности тратит порядка 1,6 триллиона тенге. Тогда как общий бюджет здравоохранения составляет около 2,7 триллиона тенге.

«Где 1,1 триллиона тенге? Чтобы в этих вопросах было сложно разобраться даже специалистам, выстроена сложная система договоров, разделение на виды и подвиды помощи, придуманы различные целевые трансферты и прочее.

Профессиональные ассоциации предлагают различные механизмы по развитию и финансированию ПМСП, внедрению частичного фондодержания, глобального бюджета. Но, к сожалению, они остались не услышанными. Стремление фонда сократить расходы на здравоохранение любым способом в первую очередь ударило по сектору ПМСП.

Финансирование всего амбулаторного сектора – это не значит финансирование ПМСП, это разные термины. ПМСП – это прежде всего команда семейных врачей без консультативно-диагностических услуг (КДУ) и амбулаторно-лекарственного обеспечения», – отметила Гульдара Нурымова.

На основании вышеизложенного депутаты считают необходимым:

  • пересмотреть механизмы финансирования ПМСП (прозрачного тарифообразования и внедрения фондодержания по КДУ);
  • пересмотреть методику и структуру формирования стимулирующего компонента комплексного подушевого норматива, согласно действующей социально-ориентированной модели ПМСП для мотивации специалистов ПМСП;
  • провести пилоты по апробации истинного глобального бюджета на уровне села и частичного фондодержания для городских ПМСП.