Токаев определил новый курс развития казахстанской науки

Автор: Azattyq Rýhy

По мнению главы государства, для увеличения нашего потенциала и достижения прогресса надо ставить перед собой высокие цели, стремиться к новаторству и повышать эффективность работы

Фото: sputnik.kz

«И простые вещи, и сложные умозаключения – это все плоды науки. Благодаря знаниям мы постигаем все бытие и поднимаемся на новые высоты. В этом и заключается главная миссия научного познания. Наука, процветавшая на просторах Великой степи, имеет глубокие исторические корни. Ярким тому подтверждением служит наследие второго учителя человечества – Аль-Фараби», - сказал как-то Президент.

Заручившись поддержкой научного сообщества, глава государства определил ключевые задачи развития до 2026 года. В рамках поручений главы государства будет разработан совершенно новый Закон РК «О науке и технологической политике», который станет основой для перехода на новый курс в сфере науки и тем самым обеспечит внедрение новой модели науки и технологии.

В данном материале предлагаем вам подробнее ознакомиться с курсом, определенным Президентом, передает Azattyq Rýhy.

Первая задача. Реализация документов СГП.

В рамках нацпроекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» по 4 ключевым направлениям блока «Наука» предусмотрено 4 задачи, 7 показателей и 27 конкретных мероприятий.

В рамках укрепления кадрового потенциала науки планируется рост числа научных сотрудников в 1,5 раза до 2025 года, а молодых ученых на 50%.

Зарплата ученых увеличена в 2 раза (до 252 тыс. тг). По поручению Главы государства введено прямое финансирование НИИ, занимающихся фундаментальными исследованиями.

По направлению повышение конкурентоспособности научной экосистемы для модернизации материально-технического оснащения выделено 1,7 млрд тг. Доля обновления оборудования составила 13,7%.

По третьему направлению запланирован рост расходов предпринимательского сектора на НИОКР до 50% от общего объема затрат, доля проектов коммерциализации до 30%, прирост патентной активности на 30%.

По направлению «совершенствование администрирования науки» внедрены механизмы формирования приоритетных научно-технических задач отраслей (ПЦФ) согласно приоритетам развития РК.

В принятой Концепции развития науки РК на 2022-2026 годы предусмотрена пошаговая реализация изложенных задач.

По словам министра, в целях дальнейшего развития науки в действующий Закон «О науке» вносятся ряд изменений. В частности:

  • увеличение доплат из гос. бюджета по основному месту работы за ученые степени и ученые звания (25/50 МРП);
  • уточнение норм по поступлению за счет средств недропользователей, и их распределение на финансирование НИР, НИОКР в размере 1% от затрат;
  • добавляются нормы по постоянным доплатам из гос. бюджета ученым, достигшим пенсионного возраста за ученые степени (17/34 МРП);
  • предоставление права исследовательским университетам (АО, НАО) создавать дочерние научные центры, лаборатории и институты;
  • предоставление инвестпреференций для бизнеса на проекты по созданию научных центров;
  • предоставление доп. объема медицинской помощи ученым - члены НАН, национальных академий, и их супругов;
  • предоставления нового вида грантового финансирования для развития научной инфраструктуры;
  • в части наделения МИО функциями по осуществлению гос. политики в области науки и финансирование проектов.

Планируется запуск Информационной системы (Единое Окно) для привлечения частных инвестиций в НИОКР, в том числе в рамках 1% от дохода недропользователей (более 100 млрд в год), увеличение грантов на коммерциализацию науки втрое в 2023 г. (с 6 млрд до 19 млрд тенге).

Также будет проводиться работа по открытию 5 технопарков на базе вузов (КазНИТУ им. К. Сатпаева, ЮКУ им. М.Ауэзова, КарУ им. Е.Букетова, АРУ им. К.Жубанова, ВКТУ им. Д. Серикбаева).

«В новой реальности для технологической модернизации экономики необходима перезагрузка модели науки, «и здесь нужны новые подходы, опора на международный опыт». Международный опыт показывает две основные модели науки – мобилизационная и открытая», - сказал С. Нурбек.

По его словам, первая – мобилизационная модель науки, характерная для советского периода и большинства постсоветских стран, в условиях рыночной экономики с преобладающей частной собственностью оказалась крайне неэффективной ввиду неустранимых изъянов – централизованного планирования и критической зависимости от государственного финансирования, низкого спроса со стороны бизнеса на разработки национальной науки. И, как следствие, неизбежное старение научных кадров и крайне низкие рейтинги в мировой науке.

Были изучены все страны с успешной наукой за последние 70 лет. Особенно доминирующие в науке (США, Китай) и небольшие открытые экономики – Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония и др.

Главная их особенность – впечатляющий технологический рывок, после перехода к открытой модели науки.

Вторая модель – открытая рыночная модель науки, предложена в 1945 году Ванневаром Бушем, советником Президента США Ф.Д. Рузвельта и была продолжением президентского Нового курса (NewDeal)по восстановлению экономики после Второй мировой войны и Великой депрессии. В своем докладе «Science – TheEndlessFrontier» (Наука. Безграничные рубежи) В. Буш указал неустранимые изъяны прежней, мобилизационной модели, и предложил базовые элементы новой модели науки – экономическое стимулирование частных инвестиций в науку, прежде всего, через налоговые льготы; поддержка университетской науки, как источника новых идей и молодых умов; и Национальный научный совет при Главе государства для определения приоритетов в науке и технологиях.

Каждая из стран-лидеров в науке и инновациях – США, Сингапур, Израиль, Тайвань, Финляндия, Южная Корея, Япония в разных условиях и в разное время создавали очень похожие системы организации науки. И даже Китай, сохранив традиционную систему, внедрил все элементы открытой модели науки.

«Массификация спроса на науку за счет экономических стимулов для бизнеса, с одной стороны, подталкивает предложение НИОКР за счет университетской науки, с другой стороны, создавая тесную связь науки и производства, низкую себестоимость инноваций, быстрое обновление идей и кадров, внедрение технологических разработок. Поэтому бизнес играет ключевую роль в расходах на науку», - сказал С. Нурбек.

По его словам, к примеру, доля бизнеса в структуре затрат на исследования составляет в Израиле – 85,6%, Японии – 78,8%, Корее – 77,7%, США – 71,2%.

В Казахстане несмотря на многократные реформы за последние 30 лет наука не стала драйвером экономического развития и осталась в парадигме «мобилизационной модели». Как и в других постсоветских странах, наблюдаются все недостатки науки – низкий уровень и критическая зависимость от государственного финансирования, низкий спрос со стороны бизнеса на НИОКР, отток и старение кадров.

По данным Бюро национальной статистики, включая все источники расходы на науку составили 109 млрд тенге в 2021 году с ростом за 5 лет 40,5 млрд тенге, или 60%. Тем не менее, доля науки в ВВП падает – 0,13%. Бюджетные средства занимают львиную долю – 70%.

Несмотря на рост расходов, остается структурный перекос в сторону фундаментальных и прикладных исследований – 82%, тогда как опытно-конструкторские работы – 18%.

«Без кардинальной перезагрузки казахстанской науке невозможно достичь поставленных целей – по росту финансирования до 1% от ВВП к 2025 году, частных инвестиций до 75%, обновлению научных кадров и оборудования, интернационализации. По поручению Главы государства Министерство науки и высшего образования реализует задачи по формированию открытой модели науки», - сказал С. Нурбек.

Важными составляющими в вопросах дальнейшего развития науки являются меры налогового стимулирования. На сегодня в целях налогового стимулирования частных инвестиций в НИОКР разработаны нормы по предоставлению супервычетов для субъектов предпринимательства, финансирующих НИОКР и развитие научных центров по опыту Сингапура, Ю.Кореи, Китая (до 300%). Конкретные нормы по ставкам налоговых льгот и механизмам налогового администрирования обсуждены в Правительстве и предлагаются для внесения в Налоговый и Предпринимательский кодекс уже в этом году.

«Полагаем, что потенциал налоговых льгот для бизнеса позволит довести долю частного сектора в науке в 2 раза ежегодно, до 60-70% в ближайшие 3-5 лет, а общего финансирования НИОКР до 1% от ВВП», - сказал С. Нурбек.

По его словам, перед университетской наукой перед стоят три взаимосвязанные задачи – развитие сети центров первоклассной науки и академического превосходства, устойчивое финансирование и воспроизводство научных кадров.

Сеть исследовательских университетов вырастет до 10 в 2023 году (КазНУ им. Аль-Фараби, КазНИТУ им. Сатпаева, ЕНУ им. Гумилева, КазНАИУ, КазАТУ Сейфуллина, КазНМУ Асфендиярова и Медуниверситет Караганды, ЮКУ им. Ауэзова). 5 филиалов ведущих зарубежных исследовательских вузов уже открыто, их число планируется довести до 10 к 2024 году. Это будет способствовать интернационализации высшего образования.

Для устойчивого финансирования университетов разработана концепция закона о фондах целевого капитала и дорожная карта по открытию эндаумент-фондов в 5 пилотных вузах уже в 2023 году.

К сожалению, подготовка кадров для науки недостаточна. Вузы готовят 90% баклавров, 7-8% магистрантов и меньше 1% PhD докторантов от числа студентов (в мире - 3%)– ключевой силы, которая двигает исследования в университетах. Из них только 30% доходят до защиты. Предстоит довести набор в докторантуру до 5 тыс. человек ежегодно.

В рамках совершенствования структуры управления наукой, как уже говорилось, ведется работа по повышению роли Национальной Академии наук. Функции и делегирование полномочий будут закреплены в уставе НАН. Будет проводиться работа по созданию Национального совета по науке и технологиям. В функции совета будут входить выработка предложений Главе Государства по науке и технологиям, оценка развития науки в стране, а также определение стратегических приоритетных направлений развития науки.

В состав совета войдут академики, ведущие зарубежные ученые, отечественные эксперты. Преимуществами являются прямое подчинение Национального совета Главе государства, оперативность реализации поручения и отсутствие необходимости внесения изменений в ЗРК.

Если говорить о вопросах по отчислению 1% от капитальных вложений недропользователей на развитие науки и технологий, здесь меры по централизации должны упорядочить использование затрат на НИОКР исходя из приоритетов казахстанской науки.

Вместе с тем, следует отметить опасения большинства компаний-недропользователей по изъятию средств, предусмотренных на НИОКР, и превращению, по сути, еще в один налог на науку.

«В этой связи полагаем целесообразными меры синхронизации проводимых недропользователями НИОКР, включая Фонд «Самрук-Казына», с национальными приоритетами научно-технологической политики. Предлагается сделать порядок проведения ими НИОКР открытым, доступным для вузов и НИИ, на конкурентной основе, с проведением государственной научно-технической экспертизы», - сказал С. Нурбек.

По его словам, имеющиеся данные показывают возможность привлечения в НИОКР дополнительно ~100 млрд тенге за счет недропользователей, в целом повысить эффективность НИОКР в рамках контрактов.