На развитие науки планируется направлять 0,5% стоимости ремонта и строительства дорог – НИИ
Как известно, во многих регионах Казахстана, особенно в западных регионах, имеются низкопрочные природные материалы с пористой структурой, такие как известняк и ракушечник. При использовании пористых материалов, камень впитывает влагу, начинает портиться при замерзании зимой и быстро разрушается в процессе циклического замораживания-оттаивания. Другими словами, без специальных технологий такой материал использовать в дорожной отрасли нельзя. Дорожникам приходится привозить материалы из других регионов, что увеличивает стоимость строительства, передает Azattyq Rýhy.
Ученые Казахстанского дорожного научно-исследовательского института в прошлом году презентовали свою собственную разработку – выходом из положения они назвали создание специального изолирующего слоя, который позволит повысить устойчивость материалов.
«Мы занимаемся такими исследованиями совместно с учеными-химиками и нашли способ, чтобы сделать такой слой утеплителя, так называемый двухкомпонентный способ. Оба компонента дали положительные результаты при первых лабораторных испытаниях», - говорит президент Казахстанского дорожного научно-исследовательского института, профессор Багдат Телтаев.
Казахстанские ученые продолжают ломать голову над сверхзадачей – созданием подходящих материалов абсолютно для каждого региона, для каждой климатической зоны в отдельности.
Именно эти вопросы были в повестке очередного собрания лучших умов страны.
В Алматы прошел второй отраслевой семинар для специалистов дорожной отрасли по вопросам изучения, внедрения и применения инновационных технологий в содержании и ремонте автомобильных дорог.
В мероприятии, организованном Комитетом автодорог совместно с Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом при поддержке МИИР РК, приняли участие представители подрядных и проектных организаций, ученые-дорожники, предприниматели, занимающиеся поставками материалов, механизмов и устройств для дорожного строительства, а также сотрудники Наццентра качества дорожных активов, НК «КазАвтоЖол» и управлений пассажирского транспорта и автодорог Алматы, Алматинской и Жетысуской областей.
В приветственном обращении к участникам семинар-тренинга президент АО «КаздорНИИ» Арман Алибаева отметила, что перед Министерством индустрии и инфраструктурного развития Главой государства поставлена масштабная задача по повышению качества автомобильных дорог в Казахстане.
В этой связи ученым дорожной отрасли поручено усилить работу по разработке, трансферу, апробированию и систематизации новых технологий, инновационных материалов и методов ремонта, строительства и проектирования автодорог и мостов.
«Качество дорог во многом зависит от выбора стройматериалов. Поэтому КаздорНИИ разрабатывается «Единая база новых технологий и дорожно-строительных материалов». В нее планируется вносить результаты лабораторного исследования проб из карьеров и апробирования новых технологий на опытных участках. Будут сформированы ГИС-карта карьеров, реестр дорожно-строительных материалов с качественными и количественными показателями их запасов, а также рейтинг новых технологий с рекомендациями по их применению в тех или иных климатических зонах страны», - сообщила А. Алибаева.
Она добавила, что при составлении ПСД строительства и ремонта дорог проектные организации будут обязаны включать дорожно-строительные материалы и технологии исключительно из Единой базы.
Также из выступления спикера стало известно, что сейчас изучается вопрос о выделении 0,5% от стоимости строительно-монтажных работ на осуществление научной экспертизы проектов и развитие науки дорожной отрасли. Таким образом, будет отслеживаться применение новых технологий в проектах и на объектах строительства.
В ходе очередного тематического семинара был охвачен широкий круг новых технологий и методов ремонта, восстановления и переработки асфальто, - цементобетонных покрытий. Спикеры рассказали об инновационных разработках в сфере содержания и ремонта автомобильных дорог и опыте их применения на практике.
Живой интерес участников мероприятия вызвали техники обработки покрытий пропиточными составами, ремонта просадок и проломов плит, устройства компенсационных швов, восстановления герметизации деформационных швов, обеспечения сохранности дорожной разметки, а также системы раннего оповещения о гололеде, технологии струйного нанесения асфальта, укрепления откосов дорог и мостов с применением гибких бетонных матов.
По заверению организаторов, проведение аналогичных семинаров в ближайшей перспективе планируется во всех регионах Казахстана.