«Мы не думали о себе, тушили хладнокровно»: как пожарные боролись с огнем в Костанайской области

Автор: Смагулов Амир

Несколько суток огнеборцы провели без сна

Самое главное для любого пожарного – вернуться домой. Работа, в которой ты ежедневно сталкиваешься с чужими трагедиями, болью, гибелью людей, никого не может оставить равнодушным. Но сложно еще и то, что каждую смену ты бросаешься в круговорот происшествий, спасая других и рискуя собой. Это все они – пожарные, люди из той самой службы, которые одними из первых спешат на помощь. Порой ценой своей жизни, передает Azattyq Rýhy.  

Мурат Балтабаев родился в Кокшетауской области, до 9 класса прожил в одном из сел Зерендинского района, затем поступил в колледж на правоведа, после получил высшее образование по специальности «юриспруденция». Обучаясь на заочном отделении, ушел в армию, а по возвращению устроился в пожарную часть №1 Кокшетау. Признается, что профессию выбрал случайно, мама предложила поработать, решил попробовать, посмотреть год-два – что из этого выйдет.

«Думал, потом найду «бумажную» работу, но меня затянуло. В 2010 году поступил в Казахстанско-технический институт на заочное отделение, отучился четыре года и получил звание офицера. После продолжил работу в Астраханском районе, село Астраханка, начальником караула ВПЧ-19», - рассказывает Балтабаев.

Он признается, когда устраивался на работу, особого выбора не было, работал то там, то здесь. Даже подрабатывал охранником в торговом доме в Астане. Да и в пожарной части было тяжело – звук сирены, выезд на пожар. Но каждый раз адреналин заряжал. Вот так с каждой сменой профессия пожарного затягивала все больше и больше.

Сегодня Мурат Балтабаев – заместитель оперативного дежурного дежурной службы пожаротушения в Кокшетау. Его команда одной из первых выехала на крупнейший пожар в Костанайской области.

«К нам пришел приказ, согласно которого мы собрали личный состав и выехали колонной в составе 8 единиц техники и 60 человек личного состава. Немного затруднялось движение на трассе, так как Атбасарский район известен своими посевами, и дорога была забита грузовыми машинами. Из-за этого мы ехали долго. По прибытию туда обстановка, конечно, была очень тяжелой, очень масштабно все горело. Мы сразу начали работать. Начали с поселка Аманкарагай. Огонь уже прошел по поселку, но внутри между горящими домами оставались целые дома. Мы отбивали от огня уцелевшие дома. Второй день работали в лесу», - говорит пожарный.

Вот так практически без сна и отдыха пожарные под руководством Балтабаева работали четыре дня. Масштабы, признается он, были огромные. Более того, обстановку осложняла вероятность взрыва местной нефтебазы. И команда из Кокшетау с этой задачей справилась на отлично.

«Наши парни по прибытию в Аманкарагай удержали нефтебазу, не дали ей вспыхнуть. Вообще, участков, где мы работали, было много. Отбивали от огня несколько деревень. В поселке Баганалы хорошо отработали. Ребята, несмотря на опасность, были собраны. За всю свою службу я не видел, чтобы кто-то из них плакал от страха, или бежал с места пожара из-за страха. В начале карьеры, может быть, и наворачивались слезы, когда из пожара выносили тела, особенно тела детей. Но это было в начале карьеры. Сейчас уже даже к таким ситуациям относишься хладнокровно. Так и в Костанайской области весь личный состав не думал о себе, своих чувствах или эмоциях. Отрабатывали все хладнокровно. После тушения, конечно, испытали облегчение», - говорит он.

Балтабаев уверен, что потери при пожаре могли быть меньше, но из-за ветра огонь постоянно менял свое направление и люди просто не успевали за ним. Пока спасатели работают с одной стороны, огонь переходит на другую сторону, отрезать пламя не получалось.

«Ветер постоянно менялся, и невозможно предугадать направление. Но, я считаю, что мы максимально свою задачу выполнили и максимально отработали», - подчеркивает пожарный.

Балтабаев совершенно не согласен с утверждением, что пожар удалось бы локализовать быстрее, если бы у пожарных была более современная техника, защитные средства и в целом оснащение. Он утверждает, что техника и пожарно-техническое оснащение новое. Просто сил и средств не хватило изначально, потому что пока спасатели приехали из регионов до Костанайской области, было потеряно 12 часов с начала пожара. Слишком долгое время заняла дорога.

«Если бы силы и средства приехали быстрее, то можно было бы спасти больше. Хотя, это не факт. Потому что ветер был сильный, постоянно меняющийся. А еще было очень жарко, воздух был сухим. Воспламенялось мгновенно. Пожар только пройдет и буквально в двух-трех километрах от него с помощью ветра искры переносятся и возникает пожар уже на другом участке», - вспоминает он.

Первые сутки прошли совершенно без сна, затем личный состав спал по 10-15 минут во время заправки машин водой. Ловили пару минут сна, пока ехали непосредственно до очагов возгорания. Спали в машине, в автобусе, на улице – где придется. А уже через 3-4 дня, когда стало чуть полегче, когда отбили большие участки территорий от огня, личный состав ночевал в школах и в спортзалах.

«По возвращению домой из Костанайской области нам дали недельку отдохнуть, чтобы восстановились. Хотя, я по себе чувствую, что мог и дальше работать. Но мы провели время с семьей и за это я благодарен. Насчет премий – двух окладов, это указание Президента. Пока не получили, но мы ждем. Было очень приятно, впервые нас так встречали – как героев. Но я себя таковым не считаю. Я думаю, мы просто делали свою работу», - считает пожарный.

Хотя, признается он, бывают и неприятные случаи и, к сожалению, достаточно часто. Как правило, это жители, которые утверждают, что пожарные приезжают без воды. Такие заявления Балтабаев называет беспочвенными.

«У нас у пожарных никогда в жизни не может быть такого, чтобы пожарная машина стояла в боевом расчете и без воды. В любом случае она будет полная, с водой и пенообразователем. Просто у нас есть насос, который подает воду. Допустим, в машине пять кубов, то есть пять тонн воды. И слить их можно буквально за 3-5 минут. К примеру, бывают такие моменты, когда пожарные, чтобы огонь не перешел с одного дома на соседний, сильно подают воду, чтобы быстро потушить огонь. Вода быстро заканчивается, и люди думают, что пожарные приезжают без воды», - объясняет он.

Говоря о заработных платах спасателей, Балтабаев улыбается, говорит, каждому человеку сколько не плати, будет всегда мало. Всем ведь известно утверждение – чем больше получаешь, тем больше затрат. Тем не менее, считает он, проблемы пожарных все же нужно решать – это и обеспечение жильем, льготами, в числе которых медобеспечение, помощь с устройством детей в детские сады, восстановление в санаториях. Последнее, к слову, было у пожарных, когда они входили в структуру Министерства внутренних дел, но после создания отдельного министерства по ЧС это забрали. Но даже несмотря на имеющиеся проблемы, Балтабаев заверяет, была бы возможность выбрать другую профессию – не выбрал бы.

«Я бы все оставил так, как есть. Но детям я бы не советовал стать пожарным. Все-таки это опасная работа. Как родитель я буду переживать. А сам – нет. Я так привязался, не хочу уходить. Самое главное доработать до пенсии, и со спокойной душой выйти на пенсию», - говорит он.

Каждый день Мурата Балтабаева дома ждут жена и четверо детей. Все за него переживают и пишут, чтобы берег себя. Поэтому он, как и многие другие пожарные, никогда во время смены не будет начищать обувь – примета плохая: значит, будет много выездов. Ведь главное для тех, кто каждый день сталкивается с трагедиями, смертями и опасностью – просто вернуться домой.