«Тушили тряпками, привязанными к веткам»: о борьбе с недавними пожарами без прикрас

Автор: Смагулов Амир

ЧП в Костанайской области вскрыло множество проблем в отрасли

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Материально-техническое оснащение казахстанских лесхозов больше напоминает музей советской техники 70-х годов. Оттого не удивительно, что на борьбу с пожарами в Костанайской области вышли с подручными средствами. В материале Azattyq Rýhy депутаты рассказали шокирующие подробности  тушения огня.

Лесные пожары, охватившие нашу страну этой осенью, кроме тяжелых социально-экономических последствий для населенных пунктов, являются экологической катастрофой. Казахстан относится к малолесным государствам, при этом практически половина лесопокрытой площади приходится на долю саксаулов.

Все леса в Казахстане объявлены защитными, они также являются естественными резерватами для 86% биологического разнообразия страны и играют важную роль в поддержании экологической и социально-экономической устойчивости регионов.

Причем на лесных территориях или рядом с лесами проживает порядка 2,5 миллионов человек. Около 300 тысяч человек напрямую зависят от лесного сектора.

Главная роль в деле охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов отводится лесным учреждениям, проще говоря, «лесхозам». Лесные пожары показали истинное состояние этих организаций. Депутаты Мажилиса от партии «AMANAT» обратили внимание на две основные проблемы.

«Первое. Материально-техническое обеспечение лесных учреждений осуществляется местными исполнительными органами за счет средств областных бюджетов и специальных средств этих учреждений. Уровень бюджетов областей не одинаков и связан с состоянием развития экономики региона, потому чаще всего деньги выделяются по остаточному принципу», - считают депутаты.

Поэтому, если обратить внимание на матбазу наших лесхозов, то она больше напоминает музей советской техники 70-х, чем современный парк природоохранного учреждения. А это приводит к срыву не только важнейших мероприятий, направленных на сохранение лесных экосистем, но и к снижению объемов работ по воспроизводству лесов и лесоразведению.

«Второе. Кадры, которые сегодня уже ничего в лесной отрасли решить не могут. Кадровый голод лесных хозяйств ощущается уже много лет. Заработная плата даже с учетом последнего повышения продолжает быть одной из самых низких в стране. Сотрудники не имеют социального пакета, сельских доплат и подъемных, при этом живут и работают в отдаленных районах.

Для действующих специалистов отсутствует система повышения квалификации как основа профессионального и карьерного роста (нет специального института)», - утверждают депутаты.

При этом в республике порядка 30 учебных заведений, которые готовят специалистов, характеризуются слабой материально-технической и учебной базой. Контингент обучающихся на лесных специальностях порой не доходит до 10 студентов на курсе. Но даже те, кто обучился, не идут работать по специальности. Из почти 10 тысяч работников отрасли, только треть имеет специальное образование.

Учитывая, какие серьезные задачи по восстановлению лесного фонда и недопущению повторных пожаров стоят перед лесхозами, депутаты посчитали необходимым сделать следующее:

• Провести ревизию и предусмотреть выделение средств на укрепление материально-технической базы организаций;

• Продолжить работу по повышению уровней заработных плат работникам лесной отрасли с учетом технического персонала;

• Включить работников лесной отрасли в программу «С дипломом в село!» и предусмотреть «сельские» надбавки;

• Провести оценку качества подготовки работников лесной отрасли, увеличить государственное участие в обучении;

• Восстановить институт повышения квалификации работников на базе одного из ВУЗов, ведущих подготовку по данному направлению;

• В рамках государственной поддержки науки, уделить внимание отраслевым исследовательским институтам.

Депутат Константин Авершин рассказал, что был в Костанайской области с первых дней ЧП.

«Мы сразу же в первые дни повезли гуманитарную помощь, и я могу поделиться с вами собственным мнением. Например, зарплаты однозначно не хватает – она копеечная с учетом объема работы, которую они призваны выполнять. Штаты, как мне говорили местные жители, недоукомплектованы, потому что на такую зарплату никто не идет.

Что касается материально-технического снабжения – его практически нет. Я сам видел и после этого я разговаривал и с МЧС, и с Национальной гвардией. Я сам находился рядом с огнеборцами и видел пожарные краны, оставшиеся с советской эпохи. Толком техники нет, там стоят советские ЗИЛки. Огнеборцы тушили, и я прямо вам это заявляю, тряпочками. Вот прямо тряпочка, привязанная на веточку. Представляете? Эти люди были в героическом порыве, и это правда – и добровольцы, и огнеборцы, и войска, они вот этими подручными материалами тушили этот дикий пожар», - рассказал Константин Авершин.

Мажилисмен намерен ставить этот вопрос ребром. Пока наша бюрократическая машина повернулась и начала работать, трагедия приобрела страшный масштаб, подчеркивает он и печально констатирует, что отрасли никогда не уделялось должного внимания, впрочем, как и всем остальным в стране.

«Кроме нефтедобывающей отрасли чему у нас уделяется внимание? По большому счету везде отсталый подход и все это существует больше вопреки или благодаря энтузиастам. А так, чтобы целенаправленно и системно к этому подходить – только сейчас эти проблемы вскрываются, и начинает уделяться какое-то внимание. Очень надеюсь, что это и будет такими мощными первыми шагами на пути к Новому Казахстану», - заключил Авершин.

Работа пожарного не каждому по плечу. Постоянный риск для жизни и здоровья, сверхинтенсивные нагрузки, необходимость быть в отличной физической форме и знать все нюансы и тонкости службы, чтобы не допустить роковой ошибки. Все эти факторы свидетельствуют о том, что труд спасателя – это действительно призвание.

Эта работа связана с настоящим каждодневным риском.

Поэтому власти просто обязаны услышать их боль. И, наконец, исправить положение дел – до следующего «Костаная».