Более тысячи часов под водой: история одного спасателя

Автор: Смагулов Амир

Об опасностях, которые таит в себе профессия, рассказал водолаз 

Фото пресс-службы ДЧС ВКО

В купальный сезон ежегодно у спасателей-водолазов – горячая пора. Работать на благо безопасности людей они начинают с мая, когда идет обследование пляжей и дна водоемов, санкционированных мест купания для отдыхающих. В этом материале Azattyq Rýhy расскажем о Марате Смагулове, работающем в сфере воды, а именно в ДЧС ВКО вот уже 18 лет, и за плечами которого более 1000 часов под водой.

Есть, что вспомнить, и о чем рассказать. Начинал с простого ученика, ничего не умел, а сейчас на службе как «рыба в воде», говорит наш герой. Спектр его обязанностей широк: это патрулирование пляжей, спасение утопающих, проведение аварийно-спасательных работ на водных объектах, кораблекрушениях, оказание первой помощи, профилактическая работа с людьми. А зимой под его пристальным вниманием – безопасность на льду.

«Внушительная часть работы связана с патрулированием. Летом – это 80% времени. В этом году много происшествий было. В основном почти все утонувшие купались на несанкционированных пляжах, где большая глубина и сильное течение, либо находились в нетрезвом состоянии. Буквально уходят под воду, и все. Самые опасные месяцы – это июнь, июль и даже в мае уже было жарко. В общем, когда народ начинает просто массово тянуться на водоемы. Людям иногда просто лень дойти до организованных пляжей, и они готовы рисковать жизнью. В основном люди попадают в беду в воде только по своей глупости», - говорит Марат Смагулов

А такие места слишком опасны подводными течениями, омутами, водоворотами и глубиной. На дне водоема могут быть осколки бутылок, арматуры и самое главное – там нет спасателей и медиков, которые могут прийти на помощь. Причем, надо заметить, условия работы у водолазов не самые лучшие. Чего стоит одна только экипировка.

«Водолазный костюм весит с воздухом в районе 45-50 килограммов. Передвигаться по суше неудобно, но в воде то, что надо. Перед сменой я сам проверяю свое снаряжение. Это как парашют у десантника. Никто не сделает лучше, чем ты.

Мое первое погружение было в селе Снегирево. Утонул рыбак, мы вели его поиски. Он с сыновьями был на водоеме, и случилась беда. Первый раз страшно, как-то неуютно, темно под водой было. Но потом с годами втянулся в работу и теперь не могу представить жизни без этого», - рассказывает он.

Самый запоминающийся день на работе у Марата Смагулова, к сожалению, самый тяжелый. С того дня прошло 10 лет, а несчастный случай он помнит как сейчас.  

«Пришлось поднимать тела 4-х утонувших детей. Это произошло в заливе вблизи села Каракол. Дети отправились отдыхать, с ними был 1 взрослый. По возвращению их автомобиль сломался. Пока водитель ремонтировал его, дети увидели лодку и поплыли на ней, она оказалась с пробоинами. Терять детей – самое страшное», - говорит водолаз.

Он поведал и работе во время наводнения в 2016 году. В городе Алтай целый микрорайон «Старый город» ушел под воду. Обошлось без жертв, однако в течение нескольких недель водолазы находились под водой и доставали различное оборудование, насосы и перекрывали краны, вентиля в затонувшем микрорайоне.

«Приходилось ли спасать детей? Да, приходилось. Это каждый летний сезон происходит. Уплывут одни на матрасах и катамаранах, мы за ними, сразу же реагируем при патрулировании на такие моменты. Детей часто оставляют одних на водоемах, большая ошибка родителей», - говорит Марат Смагулов.

Семья, рассказывает водолаз, уже привыкла к его опасной работе. Родные всегда переживают и ждут с дежурства. У Марата Смагулова двое детей, подрастает еще и внук.

«Сами мы внимательно относимся к соблюдению мер безопасности, носим при патрулировании спасательные жилеты. Это непременный атрибут для нахождения на судне! Это как ремень безопасности в автомобиле. В кармане жилета всегда стопка памяток о безопасном поведении на воде. Вот их-то и распространяем среди отдыхающих. Пропагандистская работа – часть службы спасателя», - отметил Марат Смагулов.

Несмотря на то, что с каждый годом все активнее ведутся профилактические беседы в школах, на производстве, с компаниями, которые отдыхают на берегу, тем не менее, люди игнорируют меры безопасности и допускают отдых под запрещающими знаками.  

«Хуже, конечно, только те, кто употребляет алкоголь перед тем, как войти в воду. Это по-прежнему основная причина несчастных случаев», - говорит спасатель.

При поисковых работах между собой водолазы переговариваются знаками. А чтобы сообщить что-то из воды на поверхность, используют водолазный конец. Например, задать вопрос «У тебя все хорошо?» можно, один раз дернув конец. И если в ответ он дернется тоже один раз, это будет значить, что все в порядке. Дважды дернув конец, напарник просит проверить запас воздуха. Двойной ответный сигнал означает, что все в норме.

В общем, принцип прост: в норме количество рывков ответа должно равняться количеству рывков вопроса. Если же водолаз попал в беду и нуждается в помощи, он должен быстро и нервно дернуть конец более четырех раз подряд. Тогда напарник будет экипироваться, чтобы пойти за ним. Кстати, именно поэтому для водолазных работ в лодке должны быть не меньше 3 человек.

«На этой работе ты должен быть уверен в своих силах. Но, прежде всего, ты должен верить в своего напарника, потому что когда ты под водой, именно в его руках находится твоя жизнь. Как и жизнь того, за кем ты спускаешься», - говорит спасатель-водолаз 1 класса.

Ардак КАМАЛ