Минобороны – о самоубийствах военнослужащих: Много социальных проблем
При этом в Вооруженных силах нет аномального роста количества суицидов, заявил замминистра обороны Дархан Ахмедиев
Заместитель министра обороны РК Дархан Ахмедиев заявил, что в Вооруженных силах страны нет увеличения количества суицидов среди военнослужащих, передает Azattyq Rýhy.
«Статистика на самом деле плачевная. За пять месяцев текущего года в Республике Казахстан зарегистрировано 4 318 завершенных суицидов, из них в Вооруженных силах – 4 (военнослужащих по контракту – AR). Попыток суицида – 4 942, из них в Вооруженных силах – 7 (военнослужащих по контракту – AR), то есть это 0,1%. Я не пытаюсь сейчас прикрыться этими цифрами. (...) Даже на каком-нибудь предприятии, которое производит автомобили, тоже происходят такие вещи. Там минимизация занимает очень много времени. Тут мы говорим о Вооруженных силах, где люди пользуются оружием. Понятно, что несчастные случаи могут быть. Касательно суицидов: вы сказали, что динамика растет, на самом деле у меня справка говорит об обратном – нет аномального роста суицидов. В целом работа в этом направлении ведется, и она комплексная», – заявил Дархан Ахмедиев на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.
Говоря о 4 случаях самоубийства военнослужащих, он сказал следующее:
«По четырем случаям, которые произошли у нас, – два случая несут семейно-бытовые ссоры, по двум случаям проводятся следственные мероприятия. У нас, к сожалению, 18-летние приходят на срочную службу, у них уже кредиты на 9 млн тенге. Это одно. Очень много социальных проблем, которые выступают триггером. Сложно сказать. Каждый случай индивидуальный. Это потеря жизни. Нельзя сказать, что причиной является то или иное».
Замминистра обороны сообщил о том, что была «создана комплексная рабочая группа»:
«В нее входят как сотрудники нашего ведомства, так и других ведомств, представители гражданского общества. Сама программа включает в себя детальный анализ причин возникновения этой проблемы. То есть за несколько лет берутся кейсы, рассматриваются, в чем была проблема, что стало с триггером. Ежемесячно проводится работа с личным составом. Заместители командиров батальонов по воспитательной части проводят соответствующие инструкции со своим личным составом. Помимо этого, я рассказал, что мы предлагаем с точки зрения цифровизации, чтобы на центральный пункт выводились передвижения солдат. Также говорил о браслетах, которые отслеживают пульс, местонахождение солдата. То есть, если датчик отключился, поступает сигнал о том, что датчик в таком месте отключился. Командиры могут оперативно выехать на это место и проверить, что происходит. Психологические тесты, которые позволяют с разных сторон провести тест и оценить склонность к суициду. Эти меры сегодня проводятся».
Напомним, ранее двое военнослужащих Национальной гвардии Министерства внутренних дел покончили с собой. Один совершил суицид в Степногорске, второй – в Актау.
К сожалению, это не единичные случаи трагедий, произошедшие с казахстанскими военнослужащими за последнее время. 22 апреля в армии во время построения в войсковой части Министерства обороны скончался солдат Алибек Калбай из Мангистауской области. 4 июня военнослужащего Едиля Тешебаева нашли повешенным в воинской части Пограничной службы Комитета национальной безопасности в Мангистауской области. Родные умершего солдата не верят в версию самоубийства, они рассказали о странностях в деле о его смерти.
Президент поручил создать спецкомиссию по расследованию причин участившихся смертей в армии, устранить неуставные отношения среди военнослужащих и не допускать подобного в будущем. Министр обороны Руслан Жаксылыков озвучил свою позицию по фактам участившихся смертей в рядах военнослужащих. Он заявил, что в их гибели виновата не только армия.