Казахстан и Россия в «новой реальности»

Автор: Azattyq Rýhy

Москву и Нур-Султан объединяет продолжительный период жизни в общем политическом и социальном пространстве, общие страницы истории

Фото: baigenews.kz; rossaprimavera.ru

В вопросе взаимоотношений Казахстана и России, как принято говорить сейчас, в «новой реальности», любопытно мнение «другой» стороны. То, под каким «соусом» и в каком контексте преподносится информация. В этом смысле чрезвычайно важным видится анализ Артема Данкова из информационно-аналитического центра МГУ, передает Azattyq Rýhy.

По его мнению, с одной стороны, Россия и Казахстан конкурируют на мировом рынке минерального сырья (нефти, природного газа, урана) и многих несырьевых товаров (продовольствия, промышленной химии, продукции металлургии и машиностроения). При этом стороны активно развивают совместные проекты экспорта нефти, в том числе через транзит российской нефти через систему нефтепроводов АО «КазТрансОйл». Расширение взаимодействия в рамках ЕАЭС позволило увеличить российско-казахстанский товарооборот с 15,1 млрд. долларов США в 2015 году до 24,2 млрд. долларов США в 2021 году.

Россия и Казахстан являются локомотивами евразийской экономической интеграции. В последние годы наши страны прикладывали наибольшие усилия для того, чтобы укрепить экономические связи на постсоветском пространстве, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.

РФ и Казахстан проходят сложный путь поиска общих точек соприкосновения в вопросах исторической памяти, интерпретации исторических событий, статуса русского языка и его места в общественной жизни. Не всё здесь идет гладко, многие проблемы являются предметом не только бурных научных дискуссий, но и орудием популистов с обеих сторон.

Москву и Нур-Султан объединяет продолжительный период жизни в общем политическом и социальном пространстве, общие страницы истории, когда народы двух стран вместе осваивали бескрайние просторы Северной Евразии. Обе страны заинтересованы не только в собственном стабильном политическом развитии, но и в стабильном развитии своих соседей.

Зачастую Россия и Казахстан по-разному оценивают многие события в мире и на постсоветском пространстве.

К поиску компромисса нас подталкивает общая сухопутная граница протяжённостью почти 7600 км – самая длинная непрерывная международная граница в мире, вторая по общей длине после границы между Канадой и США.

Протяжённая граница делает наши страны ближайшими соседями, для которых стабильность и предсказуемость друг друга играет жизненно важную роль.

Обладая огромными, зачастую слабо освоенными и малонаселенными территориями, наши страны сталкиваются с общими инфраструктурными проблемами. Сети железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов России и Казахстана тесно переплетены, что естественным образом подразумевает использование транзитного потенциала друг друга в рамках развития транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг». Это переплетение тоже является естественным, как естественны для обеих стран и схожесть их постсоветских экономических моделей и социальных проблем, которые они порождают.

В России и Казахстане существуют разные подходы к идеологии, языковой политике и оценке состояния современных международных отношений. Тем не менее, у нас общие интересы в области безопасности – мы боремся с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком.

В 2021 году был ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, направленный на улучшение взаимодействия между вооруженными силами.

В последние годы российские и казахстанские вузы активно конкурируют за наиболее талантливых студентов, регионы обеих стран борются за прямые инвестиции российских и казахстанских компании, а сами компании – за квалифицированные трудовые ресурсы.

В то же время, нас объединяет русский язык, которым владеет подавляющее большинство жителей России и Казахстана, а также тесные родственные и социальные связи жителей приграничных регионов.

Обе страны после распада Советского Союза нашли выход из кризиса в развитии добывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса, получив сверхдоходы от роста цен на минеральное сырье в 2000-е гг.

Однако это не только позволило добиться быстрого экономического роста и значительного повышения уровня жизни, но и породило проблему растущего социального неравенства, диспропорции в региональном развитии, централизацию финансов и чрезмерный рост крупнейших городов на фоне продолжающейся стагнации периферии.

Преимущественно сырьевая структура экспорта делает экономики России и Казахстана уязвимыми для колебаний цен на мировых рынках, что негативно сказывается на уровне жизни населения и темпах экономического роста.

Социальная структура и экономические модели России и Казахстана очень похожи. Обе страны сталкиваются со схожими социальными и политическими вызовами, поэтому должны использовать опыт друг друга для успешного выхода из кризиса.

Текущий кризис глобального политического и экономического миропорядка заставляет Россию по-новому выстраивать свою финансово-экономическую и технологическую систему. Это огромный вызов для политической системы и экономики.

Потому это шанс создать новую привлекательную модель социально-экономического развития, которая позволит России стать для Казахстана и всей Центральной Азии не просто донором безопасности, но и донором качественно новых социальных и экономических институтов, образцом трансформации экономики и общества в кризисных условиях.

Мы должны всегда помнить о важнейших принципах, лежащих в основе стратегических отношений России и Казахстана: углубление евразийской экономической интеграции, стабильное политическое развитие, общее пространство безопасности, использование транзитного потенциала и развитие транспортных коридоров, комфортная языковая среда и развитие человеческого капитала.

Тогда союзнические отношения России и Казахстана пройдут любые тесты на прочность – смогут выдержать любые внутренние и внешние вызовы.