Ракушечник, которым облицован фасад акимата, в свое время привезли с Мангистауской области
Здание алматинского акимата, пострадавшего от пожара во время «кровавого» января, начали восстанавливать. За пять месяцев памятнику истории чиновники обещают вернуть былое величие. Вот только эксперты называют работы не восстановлением, а окончательным уничтожением памятника архитектуры, объявленный тендер – полузакрытым, а сами работы поспешными. Как проходит реставрация и почему эксперты заявляют об угрозе уничтожения исторический ценности, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.
Возведение крупнейшего в стране архитектурного ансамбля, сегодняшнего здания акимата Алматы, началось в 1980 году на Площади Республики. К проектировке комплекса были привлечены лучшие архитекторы страны.
26 января 1984 решением Алматинского горисполкома здание было причислено к памятникам архитектуры, подлежащим охране. С тех пор комплекс на Площади Республики выступал экскурсионным объектом.
5 января во время массовых беспорядков памятник архитектуры был подожжен, еще несколько дней строение дымилось.
Позже коммунальные службы приступили к расчистке здания. При строительстве памятника архитектуры внутренние помещения были декорированы мрамором, деревом и мангышлакским известняком, сохранившимся до наших дней. Во время январского пожара вся ценная внутренняя отделка стен и потолков была практически полностью уничтожена. Стены, полы и потолки местами выгорели полностью и не подлежат восстановлению. В пострадавших помещениях практически нет места для передвижения – полы сожжены, везде присутствует запах гари.
Сейчас в здании алматинского акимата развернуты грандиозные восстановительные работы.
При этом ценная оригинальная облицовка здания – ракушечник, который является редкостью, с легкой руки строителей окончательно уничтожается. Ежедневно площадь разрушенной облицовки увеличивается. Алматинцы недоумевают, кому и зачем понадобилось в ускоренном режиме разрушать облицовку, если ее действительно можно было реставрировать.
Эксперты заявляют, что объявленный многомиллионный тендер на восстановительные работы – полузакрытый. А облицовку из ракушечника уничтожают для того, чтобы вместо него установить современную, но не несущую историческую ценность, плитку. К примеру, турецкого или китайского производства. К обсуждению плана восстановления почему-то не привлекли ни архитектурное сообщество, ни общественность.
Ценную облицовочную плитку восстановить реально и возможность есть, только почему-то акимат не дает времени и возможности принять взвешенные и обдуманные решения, заявляет архитектор Айдын Акбай.
«На здании акимата поспешно демонтируется оригинальная облицовка. То, что не уничтожил пожар, сейчас добивают строители. Наши опасения подтвердились: акимат в никому ненужном авральном режиме приступил к восстановлению сгоревшего здания. И решение восстановить здание в том же виде акиматом уже озвучено. Но почему акиматом опять принято одностороннее решение? Не было никого обсуждения с общественностью. Не проведен открытый архитектурный конкурс. Не соблюдены нормативные сроки по начальным этапам работ», - утверждает архитектор Айдын Акбай.
«В то время, как президент Касым-Жомарт Токаев призывает к реформам по всей стране, в строительстве у нас все без изменений. Остался все тот же совковый подход с лозунгами «Ударное строительство!», «Завершим досрочно!», - говорит архитектор.
А ракушечник для облицовки самого крупного архитектурного комплекса доставляли, на минуточку, из Мангистау. Породу вырезали прямо у берега Каспия. Ракушечник очень легкий и пористый. Этот материал состоит из окаменевших обитателей морских глубин. Именно поэтому данный материал богат на йод и соль. Используя ракушечник в доме, он насыщает воздух в помещении этими полезными элементами. Это одно из многочисленных свойств, которым может похвастаться этот материал. В нем есть еще несколько важных свойств. Во-первых, экологичность. Камень состоит полностью из натуральных компонентов. Сквозь него не проходят радиационные излучения, он имеет нулевой радиационный фон. Наличие пор придают ракушечнику отличные показатели звуко- и теплоизоляции. Летом он задерживает прохладу, а зимой тепло. А еще огнеупорность. Несмотря на то, что ракушечник не способен гореть, он может выгорать под воздействием постоянных высоких температур.
«Я застал то время, когда строили комплекс. Сейчас мангышлакского ракушечника нет практически нигде. Нам говорят про восстановление, но историческую, ценную облицовку при этом уничтожают, когда ее можно восстановить. Говорят о реставрации, но я не слышал, чтобы кто-то из чиновников выезжал в Мангистау, чтобы сказали, они нашли ракушечник, пригодный для облицовки, что смотрели, производили замеры, хватит ли породы для восстановления облицовки здания», - комментирует председатель Союза архитекторов Алматы Сергей Мартемьянов.
Эксперты предлагают остановить стройку, дать возможность провести полноценное обследование здания, обмерные работы, подготовить дефектные ведомости, сформировать техническое задание, утвердить бюджет на восстановление и реконструкцию объекта, привлечь общественность для обсуждения дальнейшей судьбы здания и уже только после этого приступить к строительству. Тем временем в акимате на все это наплевали.
По укрупненной сметной норме рассчитана предварительная стоимость восстановительных работ 10 объектов на общую сумму 28,6 млрд тг. В том числе предварительная стоимость капитального ремонта здания городского акимата, где ущерб от пожара нанесен общей площадью 33 тыс. м2 или 100%», - сообщили в акимате Алматы.
Работы уже начались, да еще и кто ведет их – ТОО «Bazis Construction», которая ринадлежит Павлу Беловичу, сыну казахстанского олигарха Александра Беловича. Закончить капитальный ремонт обещают 1 августа этого года.