Как изъятие земель под госнужды чиновники превратили в бизнес

Автор: Сейтказин Ардак

Их схемы земельных махинаций становятся все изощреннее

Фотоколлаж

Нам не раз заявляли во всеуслышание, что там, «наверху» к земле относятся бережно и ответственно. «Положа руку на сердце» клялись, что ни в коем случае не продавали, не продают и не будут продавать наши родные земли иностранцам. В первую очередь гражданам Китая. Однако к чему эта дальновидность, если земли разворовываются прямо под носом? И не «пресловутыми» китайцами, а «своими» же людьми? Земли стали у нас объектом махинаций чиновников. «Земельный пирог» делится так, что самый лакомый кусочек остается за власть имущими. Если же не получится урвать сам участок, то хотя бы дивиденды от его продажи. О махинациях при изъятии земель для госнужд Azattyq Rýhy рассказал известный юрист из этой области Бакытжан Базарбек.

Забираем «даром»

Когда власти решили на каком-нибудь участке построить что-то, будь то развязка, эстакада или жилой комплекс, то планируется абсолютно весь проект. Просчитываются траты на каждую деталь, в том числе закладываются деньги на покупку у людей земель. Как правило, это огромные суммы. Отследить куда, кому и сколько денег из этой статьи поступило практически невозможно. Отсюда и вытекают коррупционные схемы.

Не все знают, что при изъятии земель для госнужд, владелец участка должен получить компенсацию за все, что находится на его территории. Если на участке есть какая-либо недвижимость, будь то дом, сауна, баня, бассейн, теннисный корт и даже деревья, то акимат обязан выплатить деньги за все эти объекты. Если человек за свой счет подключился к инженерным сетям и может подтвердить эти затраты, ему возмещаются и эти расходы. Должны возмещаться.

При таком раскладе, конечно, не было бы недовольных компенсацией. На деле же у нас совсем другая картина: если владелец получает деньги за земельный участок, то компенсации за имеющееся имущество на этом участке, ему не светит. Или выплачивается частично. Если компенсируется дом, то нет денег за зеленые насаждения.

«В итоге недоплаченный огромный капитал оседает в карманах чиновников. Часто бывает, что владельцам не выплачивают компенсацию, а кому-то недоплачивают. У людей уже изъяли земельный участок, а компенсации все нет. У нас после решения суда компенсация должна быть оплачена в течение месяца. Но факты говорят о другом. В регионах – Туркестанской, Атырауской областях, Костанае есть факты, когда люди годами не могут получить законную компенсацию. У меня много таких клиентов», - говорит юрист Бакытжан Базарбек.

Особо жадные чиновники частенько не хотят ни с кем делиться и пытаются «отжать» у людей их же земли. Соблазн сорвать еще больший куш настолько велик, что толкает на хитрые способы обойти закон и не попасться.

«Есть пример: у моего клиента было 200 гектаров земли на праве землепользования. Он приобрел на свои деньги этот участок. В итоге его документы под мнимым предлогом, что, якобы были нарушены требования земельного кодекса, признали его документы незаконными. В итоге эти 200 гектаров отошли в ведение акимата, а человек остался без своего имущества. И таких фактов достаточно. У меня сейчас клиент есть с такой же историей в Туркестанской области», - привел примеры юрист.

Да что далеко ходить, в Алматы недавно подобным образом хотели отобрать у 3 семей в Наурызбайском районе земельные участки с домами. Территория понадобилась для пробивки улицы Абая. Чтобы не выплачивать компенсацию, алматинский акимат решил признать незаконными их документы – договоры купли-продажи и государственные акты на землю.

Акимат подал в суд на хозяев этих участков. Но в итоге прокуратура углядела в действиях чиновников превышение должностных полномочий и работникам акимата пришлось отозвать свой иск. Компенсацию, выходит, людям они все-таки заплатят.

Кто заказывает музыку? Спекуляции оценщиков

В феврале этого года в стране приняли поправки в «Закон о государственном имуществе». Не вдаваясь в юридические дебри и говоря простым языком, теперь участки оценивают по рыночной цене либо владельцам могут предложить равноценный участок, но в другом районе. Раньше цену земельного надела определяли исходя из его стоимости в кадастре или договоре купли-продажи.

Новые правила игры повлияли на ее ход. Вот здесь возникли спекуляции со стороны оценщиков.

«Когда оценщики берутся оценивать земельный участок, они сравнивают его с аналогичными участками. Главное, чтобы целевое назначение, категория, площадь совпадали. Это проделывается для определения средней стоимости.

Для этого оценщик использует интернет ресурсы, такие как Krisha.kz и Olx.kz. Однако многие объявления там фиктивные. Когда мы звоним по номерам, которые указаны в объявлении о продаже земельного участка, многие из них не отвечают, либо таких номеров не существует. То есть это липовые объявления.

Оценщик может нанять студентов, дать им по тысяче тенге, чтобы каждый из них закинул по 20-30 объявлений с фотографиями из сети и нужными параметрами по площади, категории.

Или оценщик сам может закинуть эти объявления. Важнее всего то, что в этих объявлениях оценщик искусственно завышает или занижает цену участка. Смотря с кем договорился.

Если договорился с хозяином этой территории, то завышает цену, чтобы получить потом от него проценты. А если договорился с акиматом, то занижает. К примеру, участок с домом реально стоит 200 тысяч долларов, а акимат говорит оценщику «не больше 100 тысяч».

У нас акимат заказывает музыку. Если оценщик ослушается, то больше не будет в их тендерах участвовать. Чиновники найдут тысячи причин не допустить его. Не подпустят. Это же большой пирог, который нужно делить.

 И получается, что после выплаты компенсаций остаются деньги, которые оседают либо в карманах чиновников, либо в бюджете и идут уже как премиальные этим госслужащим», - продолжает юрист по земельным вопросам.

Патриотичная коррупция

Если договориться с акиматом у оценщика не получается, то есть еще один изощренный способ подзаработать. Чтобы обойти конкурентов и выиграть тендер, самая хитрая оценочная компания указала сумму в 1 тенге. То есть, фирма готова оценить каждый из участков за 1 тенге. А там их может быть несколько сотен. Выходит, практически бесплатно отработает?

«Все в шоке, а оценщик говорит «это мой вклад в развитие страны, я патриот». То есть, по сути, привязаться очень сложно к нему. Все дело в ловкости рук и смекалке. Он попросту договорится с владельцами участков и получит от них деньги. Новые поправки не защищают нас от схем манипуляций оценщиков.  Нужно ужесточать условия их аттестации, внедрять сертификацию и четкий отбор, необходимо выработать единый универсальный способ и подходы по определению рыночной стоимости, чтобы таких фактов не было», - считает Бакытжан Базарбек.

Вот так и выходит, что абсолютно каждый пытается урвать себе лакомый кусочек земли, бюджетные средства или честно заработанные деньги рядовых казахстанцев. Когда же начнет развязываться этот клубок, непонятно. Хотя надежда теплится, судя по тому, как осадили чиновников в Алматы.   

Ромина МАКАРИМОВА