Известные казахстанские автодилеры при продаже машин навязывали допоборудования и иные услуги
При этом стоимость дополнительного оборудования достигала нескольких миллионов тенге
Автодилеры навязывали дополнительные оборудования, аксессуары и иные услуги казахстанцам, приобретавшим у них машины, передает Azattyq Rýhy.
В Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) напомнили, что в 2022 году с запуском новой программы льготного автокредитования, на фоне дефицита новых автомобилей, многие казахстанцы столкнулись навязыванием автодилерами дополнительного оборудования и аксессуаров таких как сигнализация, коврики, дефлекторы, защита картера и другие элементы.
«В частности, автосалоны требовали от покупателей приобретения этих опций, зачастую предлагая «ускоренную» (срок поставки сокращался с шести до трех месяцев) поставку автомобиля в случае согласия на покупку дополнительного оборудования на сумму до 2 млн тенге. Данная практика в большинстве случаев приводила к существенному увеличению окончательной стоимости автомобиля», – говорится в сообщении.
К примеру, один из официальных дилеров Toyota в Алматы реализовал больше 82% автомобилей с установкой дополнительного оборудования, стоимость которого достигала 3 млн тенге. Наценка на определенные категории превышала 200%. Кроме того, при покупке автомобиля в кредит некоторые дилеры обязывали клиентов страховать жизнь и здоровье, что противоречит статье 806 Гражданского кодекса РК (обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами РК, ни договором).
Также распространены случаи навязывания сервисного обслуживания у официального дилера с запретом на замену моторного масла и иных расходных материалов в сторонних сервисных центрах.
«Вместе с тем, снятие с гарантийного обслуживания при осуществлении регламентных работ в сторонних автосервисах, без подтверждения возникновения неисправностей автомобиля в следствие данных работ, является недобросовестной предпринимательской практикой. В целом, вышеуказанные действия дилеров, препятствуют конкуренции и отрицательно влияют на рынок, поскольку покупатели лишены возможности приобретать такое же дополнительное оборудование или обслуживаться у сторонних поставщиков, включая детейлинг-центры, специализированные магазины или сервисные центры, тем самым снижая их объемы продаж», – говорится в сообщении.
Сравнительный анализ показывает, что цены у сторонних поставщиков таких товаров и услуг в среднем ниже на 20-30%.
АЗРК приняло меры в отношении таких компаний как «Моторная компания «Астана моторс», Orbis Auto, Mercur Autos, Toyota Tsusho Kazakhstan, «Автоцентр Актобе», Zhayik Motors, «Евразия Моторс Шымкент» и других – за навязывание дополнительного оборудования, аксессуаров и иных услуг.