Запрет на междугородние поездки в inDriver и «Яндекс»: инициативу Минтранспорта раскритиковали депутаты
Мажилисмены Никита Шаталов и Асхат Аймагамбетов высказались о предложении министра транспорта Марата Карабаева
Депутаты Мажилиса Парламента, члены фракции партии AMANAT Никита Шаталов и Асхат Аймагамбетов считают: решение ограничить междугородние поездки в inDriver на расстояние свыше 50 километров, с которым днем ранее выступил министр транспорта РК Марат Карабаев, заставит таксистов перейти на «серый рынок», передает Azattyq Rýhy.
Никита Шаталов поделился мыслями в своем Telegram-канале.
«Минтранспорта вчера выступил с инициативой о запрете для водителей inDrive и Яндекс на междугородние поездки дальностью более 50 километров. Формальное прикрытие для инициативы – забота о безопасности пассажиров, так как таксисты регулярно нарушают скоростной режим. Карабаев так и сказал: «Людям комфортнее из-за того, что их забирают прямо из дома и быстро довозят до нужной точки. Якобы подобные ограничения со стороны профильного ведомства будут стимулом для развития автобусных перевозок», – говорится в его публикации.
Мажилисмен порассуждал, почему казахстанцы предпочитают междугородние поездки через inDriver.
«Давайте разберемся, почему люди выбирают поездки через платформы. Во-первых, есть устаревший автобусный парк, который не дает должного комфорта и гибкости в планировании маршрута. Например, одно из популярных направлений Караганда – Астана ездит в сутки лишь дважды в 3 и 5 часов. При этом, если вы проедетесь по этому маршруту, то увидите, насколько загружена платная дорога (про ее состояние в данный момент стоит поговорить отдельно, на мой взгляд QAJ не справляется со своими обязанностями). Есть большой спрос, который даже не пытаются покрыть перевозчики. Хотя цена проезда вполне рыночная – 3450 в микроавтобусе. Водители inDrive берут в среднем 4-5 тысяч тенге при меньшей загрузке салона. Во-вторых, люди не выбирают автобусы, так как есть совершенно устаревшая инфраструктура вокзалов, которая не отвечает потребностям пассажиров. Нет ни свободного пространства, ни сервиса, к которому люди уже привыкли. Поэтому ехать из дома – вполне разумно. Вы даже билет на автобус через популярные сервисы купить не сможете, а за воду в вокзальном магазине переплатите трижды», – считает Никита Шаталов.
Депутат Мажилиса добавил, что, ограничив официальное предложение услуг только автовокзалами, Минтранс не добьется своей цели. Эффект от такой меры предсказать нетрудно: получив монопольный рынок, вокзалы и маршрутные сети не начнут развиваться. Будут минимальные косметические улучшения, так как все и без этого отдано в одни руки.
Никита Шаталов подчеркнул, что принимать решение в пользу только одного игрока, как минимум? странно.
«Складывается впечатление, что Минтранс плохо понимает рынок, который оно обязано развивать. Чтобы потребитель выбирал автобусы, он должен получать качественный сервис – развитую маршрутную сеть и гибкий график, комфортные условия на вокзале и во время самой поездки, возможность отправлять курьерские посылки и так далее. Автобусные парки уже теряют пассажиров даже на маршрутах «областной центр – города-спутники» из-за несоответствия условиям. Может, надо подумать о том, как создать на рынке действительно серьезную конкуренцию, а не убивать ее вовсе?», – задался вопросом Никита Шаталов.
Предложение Минтранспорта раскритиковал и Асхат Аймагамбетов. Он надеется, что это банальное недопонимание.
«Будем ждать более полной информации об этой инициативе. Однако, если это действительно так, авторы этой идеи должны понимать, что такими методами задачу, которую они ставят перед собой, не решить. Скорее всего, таксистам тогда будет открыта дорога на «серый рынок», где они и продолжат работать. Никто не отрицает наличие проблемы с нарушениями скоростного режима, но решения должны быть другими. Есть важный подход в управлении – «evidence-based decision making». Решения нужно принимать на основе науки и исследований», – утверждает он.
Депутат отметил, что только недавно таксисты вышли из «серой зоны».
«Кстати, мы только недавно приняли закон и тем самым создали условия для того, чтобы таксисты и все, кто работает через платформы «Яндекс», Glovo и так далее работали официально, регистрировались, платили налоги, пенсионные отчисления, взносы по ОСМС и социальному страхованию. Соответственно, сделали для них другой налоговый режим и совершенно другие условия. Налоги + ОСМС + пенсионные отчисления + соцстрахование = 4%. Это значительно меньше взносов, которые выплачиваются гражданами, занятыми в других секторах. Задача была вывести работников из серой зоны, охватить их страхованием и социальными выплатами на случай болезни или пенсии, а также легализовать их деятельность в целом. Если помните, президент несколько раз ставил такую задачу», – заявил Асхат Аймагамбетов.
Он добавил, что, с одной стороны, государство принимает здравые решения, направленные на развитие и поддержку, с другой стороны, появляются такие разночтения.
Пресс-служба inDriver также предоставила свой официальный комментарий по этому поводу. В компании считают, что решение об ограничении максимального расстояния по междугородним поездкам затронет огромное число пассажиров и водителей.
«Сервис inDrive работает на рынке Казахстана уже 10 лет. Все эти годы мы строго соблюдаем требования регулирующих органов. Удобство таких поездок заключается в том, что с водителем можно поехать в любой город в удобное время и по той цене, о которой водитель и пассажир договорятся сами. Решение об ограничении максимального расстояния по междугородним поездкам затронет огромное количество пассажиров и водителей, и этот вопрос нужно прорабатывать всем участникам рынка совместно с Министерством транспорта РК», - говорится в сообщении компании.
Напомним, инистр транспорта РК Марат Карабаев на пресс-конференции заявил о том, что количество аварий с участием водителей inDriver зашкаливает. В связи с этим Министерстве транспорта РК планирует ввести изменения в работе приложения inDriver в стране. Для этой цели предлагается ограничить в Казахстане междугородние перевозки такси расстоянием не более 50 километров.