Детский омбудсмен ответила на возникший в соцсетях вопрос
Уполномоченная по правам ребенка в РК (УПР) Динара Закиева прокомментировала возникший в соцсетях вопрос о смене в течение пяти месяцев региональных уполномоченных по правам детей (РУПР) и ее участия, а также партии AMANAT в этом процессе, передает Azattyq Rýhy.
По словам Динары Закиевой, в настоящее время законом не урегулирована деятельность региональных уполномоченных (МП РК соответствующие изменения подготовили), и они назначаются акиматами.
«При назначении акиматы принимают решение самостоятельно, и предварительных встреч регионального уполномоченного с УПР страны не проводят. Со многими коллегами, назначенными недавно или ранее, лично познакомиться пока не удалось, но мы запланировали встречу в Астане и, думаю, сможем обсудить совместный план работы», – написала она на своей странице в Facebook.
Детский омбудсмен сообщила об изменениях в областях, которые произошли за последние месяцы:
«Хотя успев тесно поработать с Гульжан Вероцкой в Туркестанской области, узнав, что она собирается уйти из-за проекта, которым она занята, я расстроилась и уговаривала ее остаться, так как она большой профессионал. Вместе с тем дала очень положительные отзывы о новом РУПР – Динаре Егембердиевой, которую назначил акимат, и являющуюся депутатом от АMANAT. С ней мы также лично не знакомы, виделись один раз на встрече с НПО.
Когда я приступила к работе в Актюбинской области, не было РУПР (переехал в Астану). Недавно назначенная акиматом РУПР также не является депутатом и пока мы лично не знакомы.
В городе Алматы летом я от Халиды Ажигуловой узнала, что она больше не является РУПР. Месяц назад акимат назначил нового – Диану Ерлан, депутата от фракции AMANAT. Ее я знаю как профессионала, который долгие годы занимается поддержкой детей», – отметила Динара Закиева.
Кроме того, она отметила, что УПР и РУПР работают на общественной основе, все расходы по командировкам, поездкам по областям обеспечивают самостоятельно.
«И в данном случае, при обсуждении кандидатур, акиматы принимали во внимание этот факт так, чтобы РУПР понимали и соглашались с условиями общественной работы. В целом, назначение акиматами депутатов на позицию РУПР объяснимо, так как это является хорошей подмогой в решении актуальных вопросов сферы защиты детства», – добавила детский омбудсмен.
По ее словам, на протяжении нескольких лет обсуждается вопрос возможности включения УПР и РУПР в состав института уполномоченного по правам человека (УПЧ) и, соответственно, стать частью превентивного механизма в регионах.
«Существуют разные мнения, не все региональные РУПР захотели войти в Национальный превентивный маханизм УПЧ, и я считаю, что в дальнейшем есть риск потери независимости института УПР, в связи с чем вопросы детства опять могут стать частью большого процесса и рассматриваться по остаточному принципу (как это происходит в акиматах, в управлениях образования, когда вопросами детей занимается один сотрудник опеки на 22 тысяч детского населения).
Некоторые общественники, размещая ложную информацию по данному вопросу, основанную на собственных домыслах (без доказательств), ограничивают комментарии для тех, кого нет в списке друзей (хотя говорят об открытости и смелости), в связи с чем размещаю информацию здесь.
Вместе с тем, зная по себе и коллегам, наличие или отсутствие статуса УПР, РУПР для нас, общественников, которые занимаются защитой прав детей, не влияют на отношение к вопросу и работе в этой сфере. За каждого человека прежде всего говорят результаты его работы, реальные действия, а не публикации, основанные на несправедливых, бездоказательных домыслах. Этим я всегда и руководствуюсь в работе и благодарю за помощь всех коллег!» – заявила Динара Закиева.