Инклюзия: какая помощь оказывается в Казахстане
Для эффективного оказания помощи детям с расстройств аутистического спектра необходима согласованность различных ведомств
Заместитель директора департамента охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения РК Олжас Искаков отметил, что Всемирный день распространения информации об аутизме отмечен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН с 2008 года, передает Azattyq Rýhy.
Ранние признаки расстройств аутистического спектра родители могут отследить у детей в возрасте до одного года. К ним относятся:
- отсутствие зрительного контакта;
- отсутствие отклика на имя и ответной улыбки родителю;
- отсутствие указательного жеста.
К двум годам до 90% родителей детей с РАС отмечают тревожные сигналы:
- отсутствие речи;
- неумение выполнять простые инструкции;
- отсутствие взаимодействия с окружающими, включая сверстников и членов семьи;
- стереотипные игры – раскручивание колёсиков машин, стройка предметов в ряд или по цвету;
- перебирание пальцев, повторяющиеся движения в виде прыжков на месте, бега от стенки к стенке, бега по кругу, кружения вокруг своей оси, хождения на цыпочках и так далее.
«Аутизм - это общее расстройство развития, характеризующееся наличием аномального или нарушенного развития, проявляющееся в возрасте 3 лет, характеризующееся аномальным функционированием во всех трех областях социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения», - проинформировал Олжас Искаков, которого цитирует strategy2050.kz.
Он сообщил, что в стране функционирует 17 центров психического здоровья городского, областного уровней.
«В период с 2018 по 2020 год в целях улучшения доступности помощи в области психического здоровья: организовано 74 первичных центров психического здоровья на уровне городских амбулаторно-поликлинических организаций; расширена сеть кабинетов психического здоровья до 219 на сельском уровне; развернуто 3 подразделения дневного стационара для детей на 65 койко-мест; открыто 2 отделения медико-социальной реабилитации для детей в Карагандинской области и г. Шымкент на 90 посещений в смену, а также 15 мест для круглосуточного пребывания; увеличено количество детских психиатров в организациях здравоохранения на 49%», - сказал спикер.
Министерством здравоохранения РК, как отметил директор департамента, за последние два года увеличено количество бюджетных грантов по направлению психиатрия, так только в 2021 году ожидается выпуск более 150 резидентов, из которых по опросам планируют работать в области детской психиатрии более 20%.
«За период 2019-2020 года обучено 1592 специалистов первичной медико-санитарной сети и службы психического здоровья, а за период 1-го квартала 2021 года уже 112 специалистов по вопросам ранней диагностики детей с РАС, в т.ч. с участием преподавателей из зарубежья», - рассказал Искаков.
Спикер также подчеркнул, что для эффективного оказания помощи детям с расстройств аутистического спектра необходима согласованность различных ведомств.
«Для этого необходима реализация следующих задач: повышение доступности медицинской помощи, обеспечение ранней диагностики с последующей абилитацией и реабилитацией; решение вопросов образования, доступа к услугам различного характера, трудоустройство, жизнеобеспечение, социальная поддержка и помощь, адаптация и т.д.; снижение стигмы и увеличение возможностей лиц, осуществляющим уход за лицами, страдающими РАС», - отметил спикер.
Он добавил, что указанные мероприятия предусмотрены в Дорожной карте по совершенствованию оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в Республике Казахстан на 2021 – 2023 годы.
Генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья МЗ РК Николай Негай сообщил, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей или 0,6% детей страдают расстройствами аутистического спектра.
«В республике за последние 13 лет отмечается значительный рост детей с РАС с 37 в 2008 году до 756 в 2020 году. Это особенно заметно в последние годы, что связано с различными факторами в том числе и с внедрением методов скрининга, обучением специалистов, в том числе первичной медико-санитарной помощи и увеличением доступности помощи, что показывает необходимость совершенствования подходов и внедрения новых технологий в данном направлении в соответствии с мировыми стандартами», - считает Николай Негай.
Он рассказал, что совместно с НПО внедряется программа ВОЗ для семей, воспитывающих детей с нарушениями и отставанием в развитии (CST).
«Этапы внедрения включают в себя адаптацию материалов, подготовку мастер – тренеров, обучение специалистов в регионах, обучение родителей. Целевой группой данной программы являются лица, осуществляющие уход за детьми 2-9 лет с задержкой в развитии, в том числе РАС», - сказал Негай.
Ожидаемыми результатами, как отметил спикер, являются: развитие оптимального взаимодействия родителя и ребенка, укрепление детско-родительских отношений; развитие совместной вовлеченности и взаимной коммуникации; уменьшение нежелательного поведения с помощью улучшения навыков по управлению поведением; развитие адаптивных навыков и участие в жизни семьи; развитие навыков управления стрессом, решение проблем и улучшение благополучия родителей в целом.
По данным Министерства образования и науки РК, в организациях образования воспитанием, обучением и коррекционно-педагогической поддержкой охвачено 96,58% детей с особыми образовательными потребностями. Большое внимание уделяется включению детей с аутизмом в общеобразовательный процесс. С 2020 года в школах введена должность педагога-ассистента, который сопровождает детей с аутизмом в учебном процессе.
Также ведется работа по созданию условий для инклюзивного образования в общеобразовательных организациях.
«К 2025 году планируется увеличить долю дошкольных организаций и школ, подготовленных к приему лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с аутизмом, до 70%, колледжей и вузов — до 100%», - директор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования МОН РК Айгерим Кудеринова.
Следует отметить, что в Казахстане разработаны и утверждены стандарты государственных услуг в сфере специального образования. Это психолого-медико-педагогическое обследование и консультирование детей с особыми образовательными потребностями (ООП), психолого-медико-педагогическая коррекция и социальная реабилитация особенных детей, прием документов для организации индивидуального бесплатного обучения детей на дому и прием документов для зачисления в специальные организации образования детей с ООП.