В Новый Казахстан с обновленной партией

Автор: Смагулов Амир

Становится ли «Amanat» ближе к народу, рассказали политологи

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Еще совсем недавно партия «Amanat», в прошлом известная всем как «Nur Otan», больше смахивала на эдакую заскорузлую махину. Нельзя, конечно, сказать, что она доживала свой век, но было очевидно, что ей как никогда нужна была встряска, новое дыхание. После январских событий трансформация политической организации не заставила себя ждать: смена названия, ребрендинг, обновление состава, отказ от статуса «партии власти», реальные выезды в регионы и прочее. О том, что именно послужило толчком к масштабной модернизации, какой партия становится сейчас и как должна выглядеть в окончательном виде, корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с экспертами.

Называясь «Nur Otan»-ом, организация была партией власти и, откровенно говоря, одним из инструментов реализации властных полномочий. Она не была каким-то серьезным элементом в системе управления государственной власти, скорее всего, для нее была отведена роль вспомогательного инструмента. Но, тем не менее, она пользовалась широкой поддержкой по административной, организационной, финансовой, информационной линиям. Партии за счет этой поддержки было обеспечено постоянное присутствие на позициях большинства в Мажилисе Парламента, в маслихатах всех уровней. По итогам парламентских выборов 2007 года она вообще была искусственно представлена в Мажилисе в единоличном порядке.

«Раньше партия «Nur Otan», но мне трудно назвать ее партией, она работала по принципам корпорации. То, что называлось раньше партией «Nur Otan», я бы назвал корпорацией бывших и будущих чиновников, которые были достаточно далеки от народа и всего, что с ним связано. И поэтому отсутствовал даже минимальный уровень доверия к этой партии», - констатирует политолог Талгат Калиев.

Сейчас же картина меняется на глазах: есть активизация в общественном поле, есть определенные дискуссии, есть отсутствие страха неудобных тем. Разумеется, это результат не одного дня и до полной трансформации предстоит здесь еще много чего. Однако первые подвижки уже заметны. И что самое важное – происходит не просто перестройка самой парадигмы в деятельности партии. Меняется парадигма мышления партийцев, их подходов, готовность отказаться от привилегий в пользу работы с людьми и более того, в пользу взаимодействия с конкурентами.    

«Сейчас мы видим, что партия меняется, и не потому, что поменяла название. Во-первых, то, что Президент страны перестал быть лидером партии – это уже означает, что партия стала отходить от статуса партии власти. Хотя статус парламентского большинства за ней сохранился. И то, что спикер Мажилиса Парламента Ерлан Кошанов возглавил партию – это вполне соответствует этому статусу.

Сейчас запущена серьезная программа трансформации. И, скорее всего, это коснется и программных документов партии, и организационных структур, и подходов деятельности. В принципе, мы уже видим, что постепенно это идет», - поделился мнением политолог Андрей Чеботарев.  

Наглядно это можно заметить даже по тому, что партийцы вышли из удобных кабинетов, избавились от привилегий и пошли, что называется, в народ – завоевывать доверие с нулевой отметки. Это главный пункт в плане модернизации «Amanat».

«Видно, что партия контактирует с народом. Еще в прошлом году были созданы внутри партии общественные советы. Сейчас они немножко видоизменились, но работа эта продолжается. И главное, чтобы такое взаимодействие было не только на центральном уровне, но и в регионах.

Партия продолжает работу через общественные приемные – люди обращаются в партию как в определенную инстанцию, которая способна повлиять на государство и его органы. И важно эту работу продолжать, просто теперь нужно, на мой взгляд, дождаться принятия закона об общественном контроле, который находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента и использовать этот закон для усиления своего собственного партийного контроля над государством и его органами исполнительной власти», - подметил Андрей Чеботарев.

Уже на втором плане – смена названия, ребрендинг и выход Президента из организации.

«Выход Президента из партии и ребрендин в первую очередь позволили избавиться от старого балласта и от административного ресурса. Хотя инерционная привычка рассчитывать на административный ресурс на местах еще сохраняется, но это вопрос времени», - подчеркнул Талгат Калиев.  

Нельзя не отметить и улучшение работы депутатской фракции по законотворческой и нормотворческой линиям – не зря партия занимает большинство мест в Мажилисе Парламента и маслихатах. Это еще один пункт, отмеченный экспертами.

Таким образом партия становится еще более конкурентоспособной – меняется не просто деятельность «Amanat», на глазах мы видим обновление партийной системы. Раньше она была искусственно создана с одной доминирующей организацией, а остальные партии в большинстве своем играли роль сателлитов.

«Хочу подметить, что была раньше коалиция «Казахстан-2050» куда все входили под эгидой «Nur Otan». Но с 2019 года эта коалиция прекратила свою деятельность. И это был уже первый шаг к тому, что надо уже отходить от этой системы «партии власти-партии сателлита». И сейчас сделаны более серьезные шаги в этом направлении, когда Президент перестал быть лидером партии. И я думаю, что сейчас, когда меняется ситуация в сфере партийного законодательства и уже находится на определенной стадии государственная регистрация новых политических партий, особенно когда они будут созданы и зарегистрированы, я думаю постепенно начнут меняться правила игры, здесь партия «Amanat» серьезно покажет себя с новой стороны», - убежден Андрей Чеботарев.

Таким образом «Amanat» не только меняется сам, но и формирует новые политические традиции в стране и традиции политической конкуренции.

Ромина БЕГИМБЕТОВА