Кибербуллинг или объективное освещение событий?

Автор: Azattyq Rýhy

В Казахстане появилась новая форма репутационной защиты юрлиц - через обвинение в виртуальном преследовании

Именно к такому выводу пришли журналисты в Алматы на пресс-конференции, организованной общественной организацией в защиту одной из спорящих в суде сторон. В частности, недавно созданный фонд по борьбе с кибербуллингом «Ар-Бедел», который успел заявить о себе как о беспристрастном защитнике людей от травли в соцсетях, выступил с заявлением о том, будто в Казахстане виртуальному преследованию подвергается хозяйствующий субъект - участник долгого судебного разбирательства. Журналистам так и сказали, что хоть понятие кибербуллинга в Казахстане и отсутствует, зато в уголовном законодательстве есть другие альтернативные способы защиты чести, достоинства и деловой репутации субъектов, передает Azattyq Rýhy.

В качестве подзащитного выступило ТОО «Terminalex» из Мангистауской области. Эта компания действительно в последние полгода довольно часто мелькает в публикациях различных СМИ и известных блогеров. Более полутора лет у нее идет судебный спор на очень крупную сумму денег с другим ТОО «БатысНефтеТрэйд». Эти бывшие партнеры, судя по имеющимся многочисленным решениям судов, разорвали свои отношения после вмешательства в их деятельность правоохранительных органов. А после прекращения уголовного дела бизнесмены так и не договорились о продолжении сотрудничества - за время вынужденного ареста имущества появились взаимные претензии. ТОО «Terminalex», например, в переписке с ТОО «БатысНефтеТрэйд» на предложение продолжить совместную работу ответило отказом «до разрешения сложившейся ситуации». Позднее эта самая ситуация привела к тому, что у бизнесменов начались совместные претензии. ТОО «БатысНефтеТрэйд» потребовало назад 13,7 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов, ранее опечатанных в резервуарах своего партнера. А ТОО «Terminalex», в свою очередь, выставило крупный счет в качестве неустойки и штрафа. Начались долгие судебные процессы.

Первоначально в 2019 году ТОО «БатысНефтеТрэйд» выиграло суд у своего оппонента, которому было велено вернуть нефть и нефтепродукты законному владельцу. Но месяцами позже ТОО «Terminalex» удалось через тот же Специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области взыскать с бывшего партнера 900 млн тенге неустойки по договору. Хотя предмет судебного спора был практически идентичен тому, по которому ранее суд выносил диаметрально противоположное решение.

До сих пор нефть и нефтепродукты ТОО «Батыс НефтеТрэйд» находятся во владении ТОО «Terminalex». И это юридическое лицо заявляет себя единственным законным взыскателем на имущество ТОО «БатысНефтеТрэйд». Однако в процессе исполнения решения суда, исходя из данных в открытых источниках, выяснилось, что кризис в деятельности компании привел к многочисленным долгам и перед другими юридическими и физическими лицами на крупную сумму. Тем не менее, судоисполнитель со стороны ТОО «Terminalex» не включил их в список взыскателей. Его действия, к слову, обжалованы в суде. В данный момент ТОО «БатысНефтеТрэйд» должен как минимум 8 своим партнерам, не включая ТОО «Terminalex». Все они - в одной очереди. И это, пожалуй, главное, что сейчас беспокоит ТОО «Terminalex».

Генеральный директор этой компании Айдынбек Жусупов и юрист Евгений Братусь на пресс-конференции, организованной фондом «Ар-Бедел», сделали по этому поводу достаточно серьезные заявления. 

«Мы хотели остановиться на нашей ситуации, которая является ярким примером кибербуллинга или троллинга в Казахстане. Так, наши оппоненты неоднократно проводили открытые пресс-конференции, где они, по нашему мнению, обвиняют нас, ТОО «Terminalex», в рейдерском захвате имущества путем, якобы, использования административного ресурса и коррупционных связей. Предполагаем, что, учитывая громкие информационные провокации о якобы неправомерных действиях в Мангистауской области, искусно организованными нашими оппонентами, считаем возможным обратить внимание на истинное положение дел в регионе и отметить риски общественным и государственным интересам, вытекающим из деятельности наших оппонентов и афилированных с ними лиц. Ни в одном своем выступлении они не раскрывают всю правдивую картину произвола, который изначально, по нашему мнению, начал твориться ими», - сказал Айдынбек Жусупов.

Коротко рассказав о возникшем с ТОО «БатысНефтеТрэйд» конфликте, генеральный директор ТОО «Terminalex» также отметил, что попытка его оппонента создать группу взыскателей приоритетной очереди не удалась. Хотя, опять же судя по некоторым данным, это не так. В данный момент, как сообщают источники, все 8 взыскателей одной очереди с ТОО «Terminalex» по-прежнему числятся таковыми в автоматизированной системе органов исполнительного производства.

Айдынбек Жусупов и Евгений Братусь также отметили, что один из крупных взыскателей с ТОО «БатысНефтеТрэйд» - ТОО «Н-Таир» - якобы по решению суда таковым уже не является. Дескать, сделка между двумя этими ТОО признана налоговыми органами мнимой. Однако в то же время нам сообщают, что в судебных решениях двух инстанций разбирательство велось не о мнимости сделок, а о доначислении государством налогов по совершенным сделкам.

«Наши оппоненты заявили на пресс-конференции, что ТОО «Н-Таир» не является нашим взыскателем, так как по решению суда сделки с ним признаны мнимыми и недействительными. На самом деле такого решения суда не существует в природе. У органов государственных доходов были лишь подозрения на мнимость сделки, однако вступившего в законную силу решения суда с такой формулировкой не существует в природе. Что касается судебной тяжбе о доначислении налогов по сделке с «Н-Таир», то в данный момент этот спор рассматривается в кассационном порядке. То есть проходит обжалование. Обращаю внимание на то, что государство в этом споре выступает исключительно за интересы бюджета, а не пытается вмешаться в наш спор с ТОО «Terminalex», - прокомментировал ситуацию представитель ТОО «БатысНефтеТрэйд» Абдыманап Исабаев.

В конце своих выступлений представители ТОО «Terminalex» заявили, что их оппоненты и афилированные с ними лица пытаются через свои выступления в соцсетях и СМИ оказать давление на суды вышестоящих инстанций. Однако какие именно это процессы и каков очередной предмет спора, не назвали. Просто сообщили, что их десятки. Кроме того, Евгений Братусь посетовал на травлю в соцсетях компании «Terminalex» и тех, кто ей помогает. О каких таинственных помощниках идет речь, он не уточнил.

А теперь вернемся к кибербуллингу, которому были приурочены выступления бизнесмена и его юриста. Неудивительно, что журналистов в первую очередь волновала именно связь юридического спора двух компаний и этого модного слова.

Руководитель судебной практики фонда «Ар-Бедел» Надежда Янчук на вопрос журналистов о том, почему вообще речь идет о кибербуллинге по отношению к ТОО «Terminalex», сказала, что это пока не точно.

«Я в своем выступлении уже говорила - мы считаем, что, возможно, здесь имеет место один из аспектов кибербуллинга. Кибербуллинг - это диффамация, оскорбления с использованием современных средств коммуникаций. Возможно, в отношении «Terminalex» имеет место кибербуллинг. Почему я говорю — возможно? На сегодняшний день все материалы в отношении «Terminalex» находятся в стадии изучения и рассмотрения. Я не хочу предрешать решения фонда по поводу участия по делам «Terminalex». Тем не менее, я считаю, что какие-то признаки кибербуллинга, возможно, имеются», - уточнила Надежда Янчук.

Вообще, кажется немного странным созывать пресс-конференцию, на которой звучит столько предположений, в то время как само дело - на стадии изучения. Кроме того, у журналистов вызвал недоумение тот факт, что о кибербуллинге заявила компания, чей хозяйственный спор с другим юридическим лицом СМИ освещают на основании состоявшихся судебных решений. Ну и, наконец, для защиты деловой репутации юридического лица, если она действительно пострадала из-за некачественной работы журналистов и блогеров, есть другая площадка - суд.