Правило шоу – никакой политики, а каждый слушатель – это друг и собеседник
В начале апреля, спустя четыре года отсутствия, знаменитая «Лига Джентльменов» вернулась в эфир радиостанции Orda FM. Антон Зыкин, Халас Колушбаев, Еркебулан Сагымбаев, как признаются они сами, совсем не джентльмены, хотя в эфире говорят о добром, светлом и смешном. Правило шоу – никакой политики, а каждый слушатель – это друг и собеседник, которому можно довериться. С возвращением трио на 103.2 FM запустилось еще одно новое утреннее шоу «Qairlytancy» («Кайырлытанцы»). Какие интересы и запросы у сегодняшних слушателей Orda FM, в интервью Azattyq Rýhy рассказал ведущий «Лиги Джентльменов» Антон Зыкин.
– Антон, спустя несколько лет «Лига джентльменов» вернулась на радио Orda FM, верно?
– Да, 5 апреля 2021 года «Лига джентльменов» вернулась на Orda FM. Почему вернулись? Потому что некогда данная программа вещала здесь – на 103.2 и, соответственно, мы решили не изобретать велосипед, программа была популярной, и мы решили вернуться. То есть «Лига джентльменов» вернулась, и слава Богу.
– Некий камбэк…
– Да, и вместе с нами запустилось утреннее шоу, которое называется «Qairlytancy». Ведущие – Рамиль Беляков, Жулдыз Шабденова. Это такая утренняя пробуждающая программа. Честно сказать, я им очень завидую, потому что вещать с утра – это круто, но очень сложно. Сложно в плане проснуться, приехать в эфир и вещать в 8 утра. Но крутость в том, что человек, который едет и слушает радио, он свеж. Он выспался, у него нет еще никаких негативных мыслей, он только лишь едет на работу, его еще никто не задолбал. Он едет налегке и пробуждается с ребятами. А если говорить про наше вечернее шоу, то мы, наоборот, вещаем после того, как тебе шеф на работе мозги попарил, ты что-то успел сделать, что-то не успел. И наш уже посыл: завтра доделаешь, а сегодня отдыхай! Так вот, мы вернулись, наша эфирная неделя – пять дней, с понедельника по пятницу.
– Но ведь работу на радио вы не прерывали?
– Нет, работу на радио не прерывали. 1 апреля у меня было 17 лет радийной деятельности. 1 апреля 2004 года мы впервые вышли в эфир.
– Сколько из них на Orda FM?
– Четыре года. Мы уходили, а сейчас опять вернулись.
– Как в целом за эти годы изменилось радио?
– Да, радио Orda FM менялось. Знаете, я в последние годы мало слушал радио, но все меняется к лучшему. Потому что любая радиостанция не должна деградировать. Радиостанция должна идти и повышать свой статус с каждым днем, с каждым годом.
– Ну вот смотрите, печатные СМИ уходят в историю, не первый год говорят, что придет тот день, когда и телевидение уйдет полностью в интернет. А что будет с радио?
– Это извечный вопрос. Я еще занимаюсь рекламой, и мне действительно многие говорят: «Лучше мы рекламный бюджет потратим на таргетинговую рекламу в Instagram, или еще где-то». Мне кажется, это неправильное мышление, когда человек говорит, что я лучше туда направлю свой рекламный бюджет, нежели на радио. Я не хочу обидеть своих коллег, но телевидение действительно больше умирает, чем радио. Дело в том, что мы сейчас не гонимся за тем, что нам нужно в 10 утра посмотреть какую-то программу, мы берем и смотрим спокойно в записи. А радио существует в моменте нашего передвижения по городу. Есть статистика, по которой человек в среднем слушает радио 15 минут в день – пока он едет из точки «А» в точку «Б». И в это время он слушает радио, за эти 15 минут он получает какую-то нужную информацию, в том числе, рекламу. Это я сейчас обращаюсь к тем, кто говорит, что лучше направить рекламные деньги в таргет. Есть визуальная реклама, но есть и аудиальная. То есть там человек видит, а у нас он слышит, и это нельзя откидывать.
– Ну и плюс идти в ногу со временем?
– Разумеется. Как я говорил раннее, не быть на одной планке, а постоянно ее повышать, следить за трендами YouTube, мировых радиостанций. Та же реклама, которая выходит на радио, должна быть трендовой и хайповой. Не так, что мы приглашаем вас в наш ресторан европейской кухни на вкусные шашлыки… Ну это вчерашний день, ребята… Нужно мыслить так, чтобы человек послушал и сказал: «Какие гении это писали?».
– То есть слушателей много, да? Люди все-таки слушают радио?
– Для меня всегда понятие «слушают тебя» – это когда к тебе подходят на улице и говорят: «Вы не с радио?». Или, когда тебе пишут в Instagram. Это для меня показатель. Реальный фидбэк – это когда реально сам слушатель выходит с тобой на связь.
– Узнают по голосу?
– Да. Иногда бывают ситуации, когда ты не хочешь, чтобы тебя узнавали, но именно в этот момент тебя узнают.
– Камбэк «Лиги джентльменов» – чем шоу отличается сейчас?
– Я не могу сказать, что оно чем-то отличается. На первом этапе радийной деятельности, понятно, мы искали себя. Сейчас я могу сказать, что все программы, которые мы делали и продолжаем делать, отличаются честностью. В начале карьеры я долго искал, каким я должен быть в эфире и понял – таким, какой я есть. И человек, который меня слышит, понимает, что я такой же, как он. Я могу сегодня прийти в плохом настроении и сказать, что кто-то меня взбесил и рассказать об этом. Не передать это настроение слушателю, а поделиться с ним, чтобы у него было ощущение моего присутствия на заднем сиденье автомобиля. Я всегда говорю, что шоу «Лига джентльменов» – это не наше шоу, это шоу наших слушателей. Мы вещаем не для себя, мы вещаем вместе с вами. Это главный посыл.
– Почему «Лига джентльменов»? Откуда такое название? Где сейчас у нас джентльмены, где их найти?
– Здесь больше игра слов, потому что джентльменов нет. И, если послушать наш эфир, мы тоже далеко не джентльмены и ведем далеко не джентльменские беседы. Наверное, это посыл всем нам задуматься: Почему у нас так мало джентльменов? Потому что у нас в Казахстане мужчина может поругаться с незнакомой женщиной, оскорбить ее и пойти спокойно дальше. Очень бы хотелось, чтобы такого не было. Я, как человек, любящий прекрасную половину человечества, а в эфир часто звонят мужики, очень часто говорю: Девчонки, позвоните, ну хочется с вами побеседовать! Это ж круто! То есть мы, наоборот, очень часто говорим о том, что это наши девчонки, нужно к ним с любовью относиться. Так что вот такой посыл еще есть.
– Кстати, а почему мужчины чаще звонят? Они больше водители и им скучно за рулем?
– Может быть, да. Я делю слушателей на два типа: есть слушатели активные, это те, кто пишет на WhatsApp, кто звонит в прямой эфир. Есть просто слушатели – это люди, которые никогда не позвонят и не напишут. Я был бы именно таким. Кстати, к вопросу, как меняется радио, как меняемся мы. Сейчас наш слушатель – это человек 35 плюс. Мне 37 лет. Когда мы были молодыми, слушатели у нас тоже были молодыми. То есть наша аудитория растет вместе с нами. Соответственно, не каждый человек в свои 37 лет захочет позвонить или написать на радио, но ему прикольно ехать, слушать наши обсуждения. Ему интересно ехать и играть не с нами в прямом эфире, а просто слушать игру и отвечать на вопросы.
– Тут кстати, у меня возникает вопрос о безопасности дорожного движения. Человек за рулем, а вы ему – звоните, пишите нам в эфир…
– Вот правильно, мы всегда, когда человек дозванивается на игру, говорим: «Если вы за рулем, пожалуйста, припаркуйтесь». То есть мы несем в массы ответственность в том числе за безопасность.
– Шутить 17 лет подряд, пять дней в неделю – как это вообще возможно?
– Я бы не назвал это шутить. Мы – не юмористическое шоу, а разговорно-развлекательное. Для меня это хобби, это не основная моя работа, хобби, от которого я получаю удовольствие. Ты кайфуешь, приходя сюда. Я надеюсь, нашим слушателям тоже весело, когда они слушают нас, утреннее шоу, либо наших коллег из других программ. Мне очень хочется, чтобы человек не грузился, чтобы он ехал и ему тоже было очень весело. Мы с тобой вне эфира, вне записи говорили о большом количестве негатива вокруг, во всех пабликах, социальных сетях – коронавирус, кто-то умер. Поэтому мне хочется, чтобы в эти три часа, когда мы вещаем, наш слушатель отбросил все эти мысли. Очень хочется, чтобы люди, которые нас слышат, ехали с улыбкой на лице. Знаешь, когда Асет Исекешев был акимом города, по всему городу развешивали смайлики. Может, конечно, немного не дожали эту программу, но это был классный призыв – люди, давайте улыбаться друг другу! Мы часто идем по городу и все неулыбчивые. В той же Европе ты идешь и люди тебе улыбаются. Да, люди, давайте улыбаться друг другу! Просто незнакомые люди… Очень этого хочется!
– Я не могла не заметить, что тему эфира вы выбирали в последние минуты. Часто так происходит?
– Скажем так, это не совсем хорошо, потому что график не позволяет сесть и изучить эту тему, так как ты можешь залететь на эфир за пять минут до начала. Но еще есть момент, вдруг перед самым эфиром появляется какая-нибудь прикольная актуальная новость, как вот сегодня – бабушка на снегоходе пасет скот. Представляете, бабушка на снегоходе в Казахстане – это же круто. И мы тут же выбрали тему эфира: каким вы себя представляете в старости? Но, как показывает опыт, наши слушатели выбирают и больше пишут нам на совсем лайтовые темы. То есть слушатель не сильно хочет уходить в какие-то там размышления.
– Например?
– Ну вот, например, у нас залетела тема – культовые выражения наших учителей в школе. «А голову ты там дома не забыл?», ну и так далее. Это у многих на устах, люди это помнят, плюс дети уже учатся в школе. А когда задаешь вопросы, когда нужно задуматься, активность поменьше.
– А как часто тема все-таки заранее выбирается?
– А что я только за себя говорю? Вот утреннее шоу «Qairlytancy» делают свой медиаплан заранее, пишут темы на неделю. Конечно, бывает, меняют тему, если вдруг какая-то более актуальная появляется. Но в целом, они все пишут заранее. А мы больше – охламоны. Но и нам приходится брать темы ближе к эфиру, чтобы это были горячие новости, а не вчерашние. Ну кому из слушателей захочется обсуждать вчерашнюю новость.
– Давай поговорим о самом шоу. Ты говоришь, что оно не претерпело особых изменений, но хочется услышать о нем подробнее.
– Наша программа – это развлекательное шоу, в котором в большей степени идет общение со слушателем на постоянной основе. Есть тема эфира, которую мы обсуждаем на протяжении трех часов, люди присылают на WhatsApp какие-то мысли, впечатления. Плюс – это розыгрыш подарков от наших партнеров в игре, которую мы проводим каждый час. Еще одно из направлений – донести до слушателей актуальные новости, обсудить их. Некоторые новости, а бывают ну очень бредовые, можем постебать. Как мы раньше говорили: «Новость не считается новостью, если она не попала на стол «Лиги джентльменов». Также есть разные рубрики. Вот на днях придумали новую «Что? По чем?». Выставляем какие-то интересные факты, например, сколько стоит подпись Мерлин Монро? И сидим, гадаем. Я бы отдал 3000 долларов, Халас – 100 тысяч. И когда Еркебулан говорит, что она стоит 250 тысяч долларов, мы сидим и обсуждаем. То есть это еще познавательный аспект.
– А утреннее шоу «Qairlytancy»?
– Утреннее шоу у нас немножко по-другому. У нас если одни пацаны, и шоу такое ленивое, расхлебанное, потому что пацаны, то утреннее шоу более собранное. Потому что там есть Жулдыз, есть Рамиль – женское и мужское. Это пробудительное шоу. Задача ведущих – сделать весь день слушателя легким.
– Никакого негатива…
– Никакого негатива, разумеется. Знаете, у кого-то день начинается с кофе, а у многих слушателей – с «Кайырлытанцев». И это очень здорово, когда ребятам пишут: «Вы такие классные! Спасибо за настроение на весь день». И у самих ведущих от такого фидбэка поднимается настроение. Утреннее шоу – это пробудительное шоу, а «Лига джентльменов» – рассудительно-развлекательное шоу.
– Каждый день три часа в эфире, не устаете?
– Конечно, устаешь. В этом отношении я реально немножко завидую «Кайырлытанцам»: они свежие, слушатели свежие, а мы приезжаем после каких-то совещаний, с нагруженной головой, а все это надо отключать. Изначально, когда мы пришли на Orda FM, нам предлагали вести утром, но мы сразу отказались. Расскажу одну историю. За 17 лет радийной деятельности я однажды вел утреннее шоу. И это был ужас. Я сам по натуре – сова, поэтому мы во время эфира спали по очереди. Сначала час вел Азамат, а я спал, потом менялись. А вот ребята из «Кайырлытанцев» легкие на подъем, для них работать с утра в кайф. Поэтому слушайте радио Orda FM, ведь у нас много коллег, у которых очень интересные эфиры.
– Значит, на Orda FM можно найти передачи на любой вкус для любого слушателя?
– Да, друзья, на нашей радиостанции человек, который слушает Orda FM, найдет очень много. Самое главное – все позитивное, без политики. У нас нет новостей, в прямом смысле этого слова – выпуски официальных новостей, потому что мы все-таки развлекательная радиостанция. Мы несем развлекательно-познавательный характер, и я уверен, что каждому из вас будет очень комфортно находиться на нашей волне 103.2 FM.