521 миллион тенге казахстанцы уже перечислили на счета управляющих компаний
На днях ЕНПФ осуществил первые переводы пенсионных денег. Брокерам перешел 521 миллион тенге казахстанцев. Что интересно, столь крупную сумму инвестируют всего лишь 190 человек. Почему они решили вывести свои деньги из-под управления фонда, который тоже «прокручивает» их деньги и платит инвестдоход? Корреспондент Azattyq Rýhy вместе с экономистом и аналитиком Wall Street Invest Partners Данияром Джумекеновым разбирал, где выгоднее держать деньги – в ЕНПФ или у частных брокеров.
Для начала небольшая статистика, приведенная фондом. Всего к ним поступило 732 заявки от желающих перевести свои пенсионные излишки. Из них 190 одобрили, 403 заявления сейчас обрабатывают, остальным отказали.
В основном брокеры будут управлять деньгами алматинцев. Их доля в общем количестве одобренных заявок – 54%. В среднем они перечисляли 2.7 миллиона тенге.
18% всех средств – за жителями столицы. Здесь средняя сумма уже больше – 4.3 миллиона тенге.
Самые крупные суммы переводили на нефтяном западе – жители Атырауской области инвестировали в среднем 6.7 миллиона тенге. Правда, воспользовались этой возможностью всего 3 человека. В общем они перечислили 20 миллионов тенге.
– Данияр, насколько выгодно передавать деньги брокерам, если Национальный банк и так инвестирует пенсионные активы?
– Честно говоря, возможность снять деньги – это отличный шанс защитить себя от неэффективных управляющих из ЕНПФ. Монопольное положение не самым лучшим образом сказывается на качестве управления.
Назовем цифры за последние три года: в 2018 году фонд получил доходность в 5.97%, в 2019 году – 6.57%, а в 2020 году – 10.92%. А ведь еще стоит учитывать инфляцию. Вот и получаем, что реальная доходность фонда мизерная. Порядка 70% всех средств направлено в инструменты в тенге и около 30% в долларовые. Теперь же хотя бы часть своих денег казахстанцы могут переводить в фонды, где внимание уделяют более доходным инструментам в крепкой валюте. В частности, американским акциям, ETF и корпоративным облигациям, которые привлекают внимание инвесторов со всего мира благодаря своей надежности и разнообразию.
Управляющие компании имеют большую гибкость в выборе инвестиционных инструментов и могут обладать большей экспертизой и профессиональными кадрами. Но вкладчикам, конечно, желательно быть подкованными в этом вопросе. В части инвестиционных стратегий. Они должны трезво оценивать свои риски.
И, конечно, следует помнить, что если доходность в государственном ЕНПФ опускается ниже официального уровня инфляции, то разница компенсируется из государственного бюджета. А частные инвестиционные компании могут принимать на себя больший риск и потенциально принести больший доход, однако эта доходность не гарантируется. То есть. в государственном ЕНПФ будет гарантирована доходность хотя бы на уровне инфляции, в частных инвесткомпаниях такой гарантии не будет. Однако доходность в частных компаниях может быть выше при более высоком уровне риска.
– Следующий вопрос о последствиях для пенсионного фонда от оттока этих средств. О каких недочетах, рисках и возможных негативных последствиях следует помнить в первую очередь?
– Это может в перспективе привести к серьезным проблемам. За 2020 год размер пенсионных накоплений вкладчиков в ЕНПФ достиг 12.9 трлн. К снятию было доступно около 2.4 триллионов тенге сверх порогов достаточности. Пенсионные выплаты сейчас и так очень зависят от трансфертов из бюджета, которые постоянно увеличиваются.
Более того, средства фонда направлены на финансирование государственных проектов, а значит, под угрозой оказывается восстановление экономики.
– А что вы думаете насчет инвестиций в недвижимость?
– Самый главный бенефициар всей этой затеи – строительный сектор. Большинство казахстанцев воспринимают в качестве инвестиций, главным образом, недвижимость. Связано это со слабо развитым развитием финансового рынка страны, но сейчас не об этом.
В 2020 году строительный сектор активно развивался несмотря на пандемию. Было построено 14.2 миллиона квадратных метров жилья, что на 8% выше, чем в 2019 году. Рост наблюдался как благодаря программам по борьбе с безработицей, так и льготной ипотеке. Стоимость квадратного метра на первичном рынке выросла на 11%, а на «вторичке» – на 9%. В последнее время много говорится о том, что на рынке формируется пузырь, угрожающий не только застройщикам, но и банкам. И это действительно так.
Таким образом, инициативу правительства можно считать попыткой оказать поддержку сразу всем и не допустить худшего развития ситуации. Хотя рост цен, разумеется, будет продолжаться и дальше: думаю, в 2021 году он вновь превысит размер инфляции и будет сопоставим с прошлогодними цифрами.
– Единственный выгодный пункт, выходит, оплата лечения?
– Я думаю, что возможность потратить пенсионные сбережения на лечение продиктована текущей эпидемиологической обстановкой и желанием создать иллюзию выбора. Скажем так, чиновники попросту не могли не указать данную опцию в этих условиях. Хотя, конечно же, здоровье – это важно и экономить на нем явно не стоит.
И в целом, я считаю, что вся эта история с досрочным снятием пенсионных накоплений является популизмом в чистом виде. Следует понимать, что этот излишек не является государственной финансовой помощью, которую оказывали, например, в США, где население получало 1200 долларов из бюджета.
Здесь мы имеем дело с возможностью потратить собственные деньги, но сделать это не после выхода на пенсию, а здесь и сейчас, что собственно противоречит самой идее пенсионных накоплений. По сути, правительство позволяет не увеличивать размер накоплений после определенной суммы. Поэтому к вопросу снятия средств стоит подходить максимально взвешенно, грамотно оценивая возможные риски и последствия.
– Благодарю Вас за беседу.
Жан МУРЗА
Apple, Tesla, Microsoft: в какие компании казахстанцы инвестируют свои пенсионные сбережения?