Миннацэкономики разработало законопроект по вопросам реализации отдельных поручений Президента
Вице-министр национальной экономики РК Абзал Абдикаримов презентовал в Мажилисе проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений главы государства», передает Azattyq Rýhy.
По его словам, в проект документа включены 5 блоков поправок, предусмотренных Планом-графиком по реализации законодательных поручений главы государства, данных на заседании Мажилиса Парламента 11 января 2022 года и по итогам встречи 21 января этого года с представителями крупного отечественного бизнеса. Законопроект также содержит дополнительные блоки поправок, внесенные по поручениям руководства Правительства.
«Поправки в Закон «О государственных закупках» предусматривают сокращение оснований государственных закупок из одного источника путем прямого заключения договора», – сказал вице-министр.
Так, в целях минимизации коррупционных рисков и развития конкуренции, необходимо, по его утверждению, исключить право приобретать из одного источника:
«В Законе «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» законодательно закрепляется обязательность согласования порядка закупок фонда «Самрук-Қазына» с Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Для сокращения неконкурентных закупок фонда исключается способ закупок в рамках внутрихолдинговой кооперации. Также законопроектом предусматривается право поставщиков на обжалование закупок независимо от способа закупок», отметил Абзал Абдикаримов.
Проектом документа предусмотрено дальнейшее реформирование межбюджетных отношений.
«В рамках исполнения поручений главы государства Министерство (национальной экономики РК – AR) приступило к работе по дальнейшему реформированию межбюджетных отношений. Ключевым целеполаганием реформы выступает нивелирование действующих пробелов в практике планирования средств регионами с предоставлением им большей финансовой самостоятельности. Рассматривается передача некоторых видов налоговых поступлений на местный уровень с учетом принципов их стабильности и собираемости», – продолжил он.
Помимо этого, проектом закона предусматривается:
«В реализацию поручения главы государства по установлению законодательного запрета на осуществление экономических функций государства частными монопольными операторами предлагаются поправки по осуществлению монопольных функций только юридическими лицами со 100-процентным государственным участием. Следовательно, уточняется понятие субъекта специального права и вводится запрет на предоставление исключительных и преимущественных прав, за исключением государственной монополии и специального права», – сообщил вице-министр нацэкономики.
В соответствии с поручениями главы государства по комплексной перезагрузке государственно-частного партнерства (ГЧП) для исключения обхода процедур государственных закупок предлагается не допускать использование долгосрочной аренды недвижимости для возможности инициирования прямых переговоров, а также ограничить выплаты из бюджета при реализации проектов способом прямых переговоров.
«Для своевременного реагирования, в случае наступления рисков и проблем при реализации проектов ГЧП, предлагается предусмотреть обязательства частных партнеров в предоставлении отчетов по реализации проектов ГЧП. В рамках усиления антикоррупционного контроля предлагается внедрение принципа открытости и прозрачности процесса планирования и реализации проектов ГЧП. В целях исключения монополизации при реализации проектов ГЧП предлагается их обязательное согласование с АЗРК.
Также на законодательном уровне вводится запрет на требование и самостоятельный сбор государственными органам и иными лицами при осуществлении государственных функций и оказании вытекающих из них государственных услуг, информации от физических и юридических лиц в случае их наличия у других государственных органов», – подчеркнул Абзал Абдикаримов.
В целях правового регулирования креативных индустрий предлагается законодательно закрепить определение понятию креативных индустрий, установление основных принципов, подходов и критериев регулирования деятельности данных субъектов, и формирования методологических подходов к классификации и категоризации видов деятельности креативных индустрий.
По предложению Агентства по делам государственной службы (АДГС) в законопроекте отражен ряд поправок по:
В целях минимизации барьеров для привлечения инвестиций предлагается исключить требование по соответствию инвестпроекта Перечню приоритетных видов деятельности. При этом будут также разработаны правила заключения соглашений об инвестициях с установлением ответных обязательств со стороны инвестора, уточнены меры поддержки со стороны государства, сообщил он.
Законопроектом предлагаются дополнительные требования, направленные на ужесточение деятельности уполномоченных экономических операторов (УЭО), по условиям:
Кроме того, в рамках законопроекта предлагаются следующие поправки в Закон «О естественных монополиях»:
«По блоку реформирования отрасли горюче-смазочных материалов предлагаются поправки, предусматривающие исключение непродуктивных посредников при реализации нефтепродуктов путем ужесточения требований к оптовым поставщикам. Законопроектом определяются новые потребители товарного газа как крупные коммерческие предприниматели и лица, осуществляющие цифровой майнинг для ведения раздельного учета товарного газа. Также в рамках законопроекта предлагается приведение законодательства о газе в соответствие с изменениями в части распределения сжиженного нефтяного газа в период введения временного государственного ценового регулирования», – рассказал вице-министр.
С учетом складывающейся экономической и политической ситуации для оперативного реагирования на экономическую ситуацию путем регулирования экспорта и импорта товаров предложены поправки, предусматривающие сокращение сроков принятия нормативных правовых актов, направленных на установление мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, добавил он.
Также предусматривается расширение полномочий Правительства и государственных органов в рамках применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Кроме того, законопроектом предлагается передать в Министерство торговли и интеграции некоторые функции государственных органов, в частности:
«Предлагается наделение уполномоченного органа в сфере торговой деятельности полномочиями по утверждению нормативных правовых актов регулирующих деятельность торговых рынков», – заключил Абзал Абдикаримов.