Осознанная бездетность: казахстанцы все чаще становятся чайлдфри

Автор: Azattyq Rýhy

Временное ли это явление или все же устойчивая тенденция, проанализировали эксперты

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, freepik.com, dzen.ru

Создание своей «ячейки общества», примерные семьянины, обязательное продолжение рода – вся эта идеология, которой руководствовалось старшее поколение, ныне отодвигается на задний план. На их место в главных ролях сейчас вышли другие «игроки». Причем казахстанская молодежь стала не просто откладывать рождение детей, но и отказываться от этой идеи вовсе, называя себя чайлдфри. Такие люди осознанно выбирают жизнь без детей. Почему же они отказываются от родительства и как это влияет на демографию, разберем в материале Azattyq Rýhy.

Добровольная бездетность

Сколько точно казахстанцев придерживаются такого стиля жизни, неизвестно. Немного света проливают на это данные последней переписи населения, проведенной в 2021 году. Согласно сведениям Бюро национальной статистики, семей, живущих только вдвоем, было 656,5 тысячи. При этом есть ли у них дети, живущие отдельно или у родственников, не уточняется. Из статистики можно только вычленить супружеские пары, в которых ни мужу, ни жене еще не исполнилось 30 лет, и которые не имеют детей. Таковых в стране насчитывалось 92,9 тысячи.

«Это в два раза больше по сравнению с предыдущей переписью, что действительно может указывать на определенную динамику. Однако говорить о масштабной тенденции пока преждевременно. Даже если число таких пар растет, это все еще менее 100 тысяч на фоне общей структуры населения и домохозяйств», - считает социолог Ильяс Тилеубергенов.

Психолог Людмила Должикова отмечает: хоть официальной статистики по ним нет, но по наблюдаемым поведенческим сдвигам это явление уже не редкость. По ее словам, чайлдфри – это четкая и уверенная волна, особенно в крупных городах, где ценности смещаются от коллективного долга к индивидуальной реализации.

«Люди не хотят детей не потому, что не могут, а потому что начали задавать вопрос «зачем?» Раньше на этот вопрос отвечала культура, семья, традиции, теперь люди ищут свой, личный ответ. А если его нет, они отказываются от ролевых моделей по инерции. Современные молодые люди часто рассматривают родительство не как «естественный этап», а как проект, куда необходимо достаточно вложений эмоциональных, временных, финансовых. И если возврат инвестиций не очевиден, они отказываются», - пояснила психолог Людмила Должикова.

Счастье строится не только на детях?

Почему казахстанцы все же начали выбирать жизнь без детей? Как говорит социолог, опираясь на международные и локальные наблюдения, можно выделить несколько ключевых факторов.

«Урбанизация. Городской образ жизни изменяет структуру семейных отношений, ценности и приоритеты. Это глобальный тренд, не уникальный для Казахстана.

Экономические реалии. Молодые пары сталкиваются с высокими затратами на жилье, продукты, услуги. Осознание этих сложностей может откладывать решение о детях, особенно в возрасте 20-25 лет, когда еще «все впереди».

Изменение жизненных установок. Часть людей все больше ориентируется на самореализацию, образование, карьеру. Иногда дети воспринимаются как препятствие к этим целям, особенно при отсутствии социальной поддержки», - перечислил социолог Ильяс Тилеубергенов.

С психологической точки зрения причины для выбора такого образа жизни могут быть самые разные. Одна из них – психологическая незрелость.

«Некоторые понимают, что родительство – это не общественная обязанность, а тяжелая работа и тогда включаются страхи, избегание. Другие причины – экономическая нестабильность, рост неопределенности, изменения в соцполитике, все это усиливает тревожность и заставляет фокусироваться на выживании», - уверена психолог.

У многих, в том числе и у женщин карьерные амбиции, свобода передвижения, стабильность, личностный рост стали весомее.

«И другой вектор – это психологическая зрелость, люди понимают, что родительство требует немалых ресурсов, ответственности, они не хотят рожать на «автомате», рожать или жить «как тогда», «как положено в обществе». Было замечено, в личностных соображениях люди говорили, что не хотят передавать травмы, не уверены в будущем или просто считают, что родительство – не их сценарий, не их путь. Чайлдфри, как правило, – второй вектор и это сознательный выбор», - подчеркнула Людмила Должикова.

По словам психолога, жизнь без детей преимущественно выбирают молодые, образованные пары 20-35 лет.

«Но здесь, скорее, не про возраст, а про тип мышления, уход от «навязанных» ролей, акцент на самореализации, поиск глубоких межличностных связей. Не все видят родительство как потребность оставить след после себя», - говорит наша собеседница.

Так как точной статистики по возрасту и мотивации чайлдфри-пар у нас нет, поэтому лучше не ограничивать этот выбор только возрастом, отметил социолог.

«Скорее, речь идет о социально-культурных установках, ценностях, личных приоритетах, а не о возрасте как таковом», - пояснил Ильяс Тилеубергенов.

Сами представители чайлдфри почему-то не охотно заявляют о себе и не хотят публично рассказывать о своем выборе. Несколько таких пар отказались давать нам комментарии.

Приверженность чайлдфри – временная?

Возможно, многие из них не хотят открыто высказываться из-за понимания того, что не всегда будут верны этой идее. Однако с чем спорить точно нельзя, так это с тем, что тенденция осознанного отказа от детей – это яркий показатель изменения ценностей, когда упор смещается с количества на качество.

«Пары могут откладывать рождение детей, ну, или отказываются от него совсем, потому что не хотят иметь ребенка в среду нестабильности. Пока государственная и социальная система не поддерживает уверенность в завтрашнем дне, часть населения будет делать выбор не рожать», - убеждена психолог.

Отказ от родительства, разумеется, оказывает на саму пару психологическое влияние. Чайлдфри в любом случае оставляет свой отпечаток. По словам психолога, на практике она часто видит, что пары, выбравшие путь без детей, часто имеют более глубокую потребность в личной свободе, партнерстве, эмоциональной зрелости.

«У них больше времени на саморазвитие, путешествия, проекты, заботу друг о друге. Их отношения строятся не на роли «мамы и папы», а на ценности «мы» как команда. Люди в этом случае сталкиваются с давлением общества, навязчивыми вопросами от родных. Отказ от родительства может как усилить близость в паре, особенно если это обоюдное решение, но может и обнажить конфликт ценностей», - отметила Людмила Должикова.

Чайлдфри – все же про другой сценарий близости, не менее полноценный, просто не шаблонный.

«Если это настоящие чайлдфри, то это люди, которые готовые нести ответственность за свой выбор, а не просто те, кто боится трудностей родительства. Ну, а если посмотреть на долгосрочную перспективу, то в этом случае снижается количество «случайных детей», что может даже улучшить качество жизни следующего поколения», - уверена она.

О последствиях такого образа жизни говорит и социолог. По его словам, в молодости отказ от детей может восприниматься как способ сосредоточиться на карьере, творчестве, накоплении материальных благ. Но со временем, особенно в случае развода или потери партнера, ощущение одиночества и нехватки родных может стать болезненным.

«Тем не менее, мы обязаны уважать любой осознанный выбор. Люди имеют право жить так, как считают нужным, не подвергаясь осуждению. В некоторых случаях речь идет не о нежелании, а о глубокой ответственности – осознании, что ребенок требует не только любви, но и полной вовлеченности. Для некоторых людей единственный путь самореализации – это служение делу, искусству, науке», - заключил Ильяс Тилеубергенов.

Влияние на рождаемость в стране

Чайлдфри нынче хоть и популярное движение, но серьезного влияния на демографию не оказывает, утверждают эксперты. Одним словом, это не массовое явление, которое способно обрушить рождаемость.

«На текущем этапе идея чайлдфри практически никак не сказывается на демографии. В стране сохраняется высокий уровень рождаемости, особенно в сельской местности, где проживает свыше 40% населения. Важно учитывать, что количество бездетных молодых пар невелико. Значительная часть из них может завести детей позже, после 30 лет. Основной вклад в демографию по-прежнему дают многодетные семьи. Поэтому, на мой взгляд, чайлдфри можно считать точечной, скорее городской тенденцией, и то – пока не очень массовой. Скорее всего, для многих это временный этап жизни, а не окончательный выбор», - убежден социолог Ильяс Тилеубергенов.

Если взглянуть на статистику по рождаемости в стране за последние годы, то действительно поводов для переживаний не остается. Казахстанцев с каждым годом становится больше.

По словам социолога, население Казахстана молодое, и рождаемость остается высокой. Поэтому проблем с демографией не предвидится как минимум ближайшие 50 лет.

«Таким образом, идея чайлдфри в Казахстане действительно существует, но ее масштабы часто преувеличены: это, скорее, точечная городская тенденция, а не массовое явление. Рождаемость в стране остается высокой, особенно в сельской местности, и на горизонте ближайших десятилетий демографических угроз не наблюдается. Для многих, скорее всего, бездетность – это не окончательный выбор, а временный этап. Часто за отказом от родительства стоит не эгоизм, а осознанная ответственность. Важно уважать такие жизненные решения, одновременно поддерживая и укрепляя семейные ценности как ключевой элемент нашей культурной идентичности», - считает наш собеседник.

Тем не менее, мы все активнее встраиваемся в глобальные тренды: урбанизация, миграции, цифровизация.

«Поэтому отношение к бездетности будет, вероятно, более терпимым и уважительным. Но я не думаю, что культура чайлдфри станет доминирующей. В казахстанском обществе по-прежнему сильны семейные и родственные ценности, и они, скорее всего, останутся ядром нашего общественного сознания», - уверен социолог.

Многие нынче действительно считают малышей помехой карьере, самореализации, отношениям. Однако вопрос о том, как долго чайлдфри захотят вести такой свободный от детей образ жизни, остается пока открытым.

Автор: Дана Мансур

Теги: