На пути к инклюзии: как Казахстан становится доступным для людей с инвалидностью
Серьезную роль в этом сыграли институциональные и законодательные изменения

В нынешние времена весьма важно, чтобы и общество, и государство относились лояльно и оказывали всестороннюю поддержку людям с ограниченными возможностями. Ведь на их месте может оказаться любой. Сейчас в Казахстане проживает больше 724 тысяч лиц с инвалидностью, из них более 109 тысяч – дети. В последние годы улучшается не только ситуация в обществе, связанная с отношением к людям с особенными потребностями, но и поддержка со стороны государства, отмечают эксперты. Как страна становится комфортнее в этом плане, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
Построение инклюзивного общества
В Казахстане 3,6% людей от общего количества населения имеют инвалидность. Это больше 724 тысяч казахстанцев, из которых 109,5 тысячи – это дети. У многих из них есть затруднения в передвижении – их испытывают более 200 тысяч человек, в том числе 30,5 тысячи детей.
Анализируя статистику за последние годы, в Министерстве труда и соцзащиты населения подчеркивают, что рост инвалидизации особенно вырос среди наших юных соотечественников – на 11,4%.
Культура инклюзивности в казахстанском обществе еще не сильно развита, но мы уже сейчас смело ступаем по этому пути: люди стали внимательнее и лояльнее относиться к людям с особыми потребностями. Это подтверждают те, кто непосредственно сталкивается с этим каждый день.
«Могу уверенно сказать, что отношение к нам изменилось. Сейчас часто вижу молодежь, которая всегда готова помочь зайти в здание или в автобус, если тротуар или препятствие на улице. Люди стали внимательнее к нам. Наверное, вы видели водителя автобуса, который помог зайти в автобус человеку на инвалидной коляске. После его наградили от акимата ценным подарком и медалью. Думаю, это пример нашей работы, так как этот водитель прошел мои курсы обучения посадке и высадке маломобильных граждан. И теперь всех водителей общественного транспорта в Алматы, прошедших такие курсы, ждет надбавка к зарплате», – отметил эксперт по доступности инфраструктуры городской среды для людей с особыми потребностями и член Общественного совета Алматы Богдан Джепка.
О том, что с отношением к лицам с инвалидностью значительно улучшилась, говорит и Ляззат Калтаева – экс-депутат с инвалидностью, ныне председатель Совета по инклюзии при Сенате Парламента РК, председатель ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак». По ее словам, немалую роль в этом сыграло государство в части институциональных и законодательных изменений.
«Во-первых, тема инвалидности стала постоянной в месседжах от государства, причем в самых разных сферах, не только социальной. Во-вторых, это результат взаимодействия с гражданским обществом, организациями лиц с инвалидностью. Люди с инвалидностью сейчас входят в самые различные консультативно-совещательные органы, участвуют на всех площадках: Парламент, курултай, правительство и так далее», – перечислила Ляззат Калтаева.
Законодательные изменения
О важности построения инклюзивной страны не раз говорили и с высоких трибун – это подчеркивал глава государства Касым-Жомарт Токаев. Но важнее всего то, что слова подкрепляются делом. В 2023 году он подписал закон «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах людей с инвалидностью». Это позволило казахстанцам обращаться с жалобами в Комитет по правам людей с инвалидностью ООН в Женеве, если они не смогли добиться решения проблемы в своей стране.
«Ратификация Конвенции прав людей с инвалидностью нашим президентом Токаевым очень хорошо нас продвинула в других законопроектах. В депутатах стало больше наших представителей – ребят и девушек с инвалидностью. В Мажилисе есть рабочая инклюзивная группа и сенаторы, которые принимают от нас предложения и сразу берут в работу в закон или НПА», – подчеркивает Богдан Джепка.
Также в 2023 году начал действовать новый для нашей страны документ – Социальный кодекс, который охватил все вопросы соцподдержки. С его введением выросли соцпособия.
А в 2022 году Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью». Благодаря поправкам были введены новые выплаты.
«Только за три последних года был принят ряд законов и законодательных изменений, которые были направлены на реализацию прав лиц с инвалидностью. Был принят Социальный кодекс, ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах инвалидов. В числе изменений хотелось бы выделить переход от дискриминирующей терминологии к правовой модели инвалидности, увеличение социальной помощи и поддержки, расширение перечня услуг и доступа к информации», – утверждает председатель Совета по инклюзии при Сенате Ляззат Калтаева.
Стоит отметить, что на этом работа со стороны государства не заканчивается.
«Сейчас активно со стороны государства вводится Концепция инклюзивной политики по всему Казахстану, где только за два года по министерствам пройдет более 50 мероприятий. Они помогут улучшить наше положение в обществе и отношение к нам. Мы большой командой над этим работали», – пояснил Богдан Джепка.
Одна из главных задач концепции – это переход от медико-социальной к социально-правозащитной модели политики в отношении людей с инвалидностью. То есть, по сути, реформируется вся политика в их отношении. Вот фундаментальные принципы, на которых основывается концепция:
- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и целостности;
- недискриминация;
- равенство возможностей;
- доступность;
- уважение прав детей с инвалидностью;
- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
- «Ничего о нас без нас».
Меры государственной поддержки
Пару десятков лет назад люди с инвалидностью в буквальном смысле оказывались в изоляции и оставались наедине со своими проблемами. Сейчас же благодаря их активной жизненной и общественной позиции, а также помощи государства многое изменилось. Создание безбарьерной среды позволило им выйти в общество, учиться, работать, путешествовать, заниматься спортом. Но все равно эта категория людей нуждается в поддержке по многим направлениям.
«Первое, что нужно таким людям, как я, это социализация и лечение. У нас есть служба инватакси, которая сейчас работает лучше, больше сделали бюджет как в Алматы, так и в других городах. Строят реабилитационные центры по Казахстану, в этом году должны начать и в Алматы. Проездной билет «Оңай» – бесплатный для 1-2 групп инвалидности. Есть санаторно-курортное лечение, но там есть над чем работать по доступности зданий. Улучшение МСУ, буквально недавно был в МСУ «Парасат» в Алматы, очень инновационно для улучшения здоровья наших деток. Еще работа, трудоустройство – это важно. Есть программы, такие как ОРМ, СРМ, которые большей частью платят зарплату из бюджета, также есть гранты для СУСН на открытие бизнеса», – перечислил член Общественного совета Алматы Богдан Джепка.
Серьезные улучшения наши спикеры отметили и по части обеспечения средствами реабилитации. Речь идет о предоставлении протезно-ортопедических, сурдотехнических, тифлотехнических и гигиенических средств, а также кресел-колясок.
«Есть большой прогресс, например, увеличилось финансирование и можно получить отличную коляску стоимостью 2-4 миллиона тенге по индивидуальным меркам. Расширился перечень и увеличился объем гигиенических средств, производятся или закупаются современные протезы. Однако в этой сфере еще многое предстоит совершенствовать, чтобы жизнь человека была комфортной, максимально независимой и безопасной», – отметила Ляззат Калтаева.
Все эти услуги люди получают через социальный портал, работу которого пытаются улучшить.
«Сейчас идет работа над тем, что убрать недобросовестных поставщиков и сделать работу портала более прозрачной. Также в Алматы из-за некачественных колясок на портале принято решение и отдельно выделен бюджет на закуп инновационных дорогих колясок и других технических средств реабилитации сначала для детей, а потом очередь для взрослых», – пояснил Богдан Джепка.
Стоит отметить, что детям с инвалидностью сейчас уделяют повышенное внимание.
«Самое важное, чтобы снять рост инвалидности наших детей, запустили Центр раннего вмешательства. Он будет работать с мамами от 0 до 3 лет. Именно с этого возраста можно не допустить многие тяжелые диагнозы детей», – говорит Богдан Джепка.
«В первую очередь стоит отметить доступ к образованию, расширение сети ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия выявляет нарушения развития ребенка), улучшение качества услуг. Также прямо сейчас в Сенате разрабатывается новый закон о комплексной поддержке детей с особыми потребностями», – пояснила Ляззат Калтаева.
Положительные изменения есть и в вопросе адаптации инфраструктуры. Сейчас мы начинаем говорить об адаптации туристской, культурной инфраструктуры. Это означает, что людям недостаточно только выйти из дома и попасть в больницу или акимат.
«Сферы жизни, где хотят быть люди с инвалидностью, расширяются, это требует и новых подходов, и новых мер. Но в любом случае мест, где появился доступ, становится все больше и больше. Главное, чтобы эти стандарты работали везде – и в больших городах, и в малых аулах. Это то, что касается физической инфраструктуры, но мы должны больше уделять внимания доступу к информации и услугам, а это именно то, что называется равные возможности», – считает председатель Совета по инклюзии при Сенате Парламента РК.
Конечно, многое в Казахстане сделано для комфортной жизни людей с инвалидностью, но многое еще предстоит сделать. Ведь инклюзия – это не просто строительство пандуса, специально оборудованного санузла или тактильной дорожки. Инклюзия – это система, это общество, в котором человек не чувствует себя другим, ущемленным или особенным. В таком обществе все равны независимо от физических и интеллектуальных данных.
Автор: Дана Мансур