Pinduoduo, Wildberries и Ozon: как иностранные маркетплейсы захватили рынок Казахстана
Казахстанцы тем самым обогащают чужие страны, не внося вклад в экономику своего государства

Онлайн-шопинг уже давно вошел в нашу жизнь: за неполный 2024 год казахстанцы потратили на электронные покупки 3,2 трлн тенге. Однако большая часть этих денег утекла за рубеж, поскольку отечественный рынок e-commerce прочно заняли иностранные маркетплейсы. Люди предпочитают местным интернет-площадкам зарубежные вроде Wildberries, Ozon, Temu, Pinduoduo и другие. Чем объясняется их популярность, как их засилье влияет на экономику нашей страны, создают ли они угрозу казахстанским маркетплейсам и почему государство хочет взяться за их регулирование, вместе с экспертами выяснил корреспондент Azattyq Rýhy.
Рекорды электронной коммерции
Популярность маркетплейсов объясняется просто: у нас в стране высок уровень цифровизации и казахстанцы активно пользуются электронными платежами. Ведь, согласитесь, зачем идти за товаром, если можно заказать его, не вставая с дивана?
Помимо этого, интернет-площадки привлекают широким ассортиментом, низкими ценами, быстрой доставкой и большим количеством пунктов выдачи, где можно забрать товар. Одними из первых на наш рынок зашли российские маркетплейсы Wildberries и Ozon, которые едва ли не перенесли к нам значительную часть своих операций на фоне санкций. От них не отстают китайские маркетплейсы. Если Temu только-только начинает набирать обороты, то Pinduoduo казахстанцы уже давно используют как магазин дешевых товаров.
«Положа руку на сердце, нужно сказать, что на Wildberries, что на Temu и Pinduoduo похожий ассортимент. Просто китайские маркетплейсы вкладывают сейчас большие средства в свое массовое развитие по всему миру. Российские – это не большие игроки и рассчитаны на Россию и на наш регион. А популярность их связана, наверное, с тем, что они очень хорошо оптимизируют логистические расходы и скорость у них большая, даже если каждый казахстанец по одному предметику закажет хотя бы попробовать», – убежден финансист Расул Рысмамбетов.
Последние годы рынок онлайн-торговли в Казахстане показывает небывалый рост. С 2020-го года его объемы выросли в 5 раз, достигнув 3,2 трлн тенге. Тем самым от общего объема розничной торговли e-commerce занял долю в 14,5%.
Как заявили в правительстве, планы по развитию онлайн-торговли грандиозные. Чиновники поставили перед собой цель довести ее объемы до 9,3 трлн тенге к 2029 году. Таким образом, онлайн-покупки будут занимать уже 18,5% от общего объема всех продаж.
Однако для самих иностранных онлайн-площадок такие обороты – словно капля в море и Казахстан для них не представляет особого интереса, считает эксперт.
«Наш рынок из 20 миллионов населения, включая бабушек, дедушек и грудных детей, коммерчески не интересен ни одному маркетплейсу, который сегодня есть на рынке. Им интересны страны, где десятки миллионов пользователей Интернета. Будь у нас 80 млн или хотя бы 60 млн населения, тогда мы бы заинтересовали их. А из общего числа казахстанцев активных пользователей всего лишь 10-12 миллионов. Поэтому мы интересны только самим себе и как транзитная страна, или «точка входа» в ЕАЭС», – пояснил руководитель Интернет Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.
Куда утекают казахстанские триллионы?
Объемы онлайн-шопинга действительно впечатляют. Однако большая часть этих триллионов не работает на экономику нашей страны, утекая в зарубежные карманы.
«Казахстан – небольшая страна в количественном измерении населения и, как другие страны, обогащает других. Наша экономика так устроена, что мы производим очень мало продукции, товаров народного потребления, питания. Своего у нас не так уж и много. Мы обогащаем чужие страны, когда покупаем смартфоны, одежду, еду, все на свете. Поэтому и в электронной коммерции так, поскольку в Казахстане нет такого объема производства, чтобы мы могли платить деньги и оставлять их здесь. Есть, конечно, небольшие казахстанские компании-товаропроизводители, но это лишь часть денег, которые остаются дома. А остальные всегда будут уходить за рубеж», – пояснил Шавкат Сабиров.
По сути, мимо нашей экономики проходят огромные капиталы, поскольку недостаточно иметь регистрацию в Казахстане, нужен офис, который платил бы налоги в стране. При этом мало иметь офис с 2-3 сотрудниками, представляющими интересы владельца в стране на совещаниях и в рабочих группах. Важно иметь полноценный офис, утверждает эксперт.
К примеру, китайские онлайн-площадки не зарегистрированы, соответственно, не платят никаких пошлин и налогов. Поэтому в правительстве озаботились этим вопросом и намерены взять ситуацию под контроль – чиновники планируют обязать иностранные маркетплейсы регистрироваться в нашей стране.
Однако эксперты считают: для того, чтобы экономика получала выгоду от таких крупных игроков, в Казахстане нужно создавать стимулирующие методы развития.
«В Казахстане до сих пор активно используются фискальные методы работы, когда пытаются повышать налоги, уменьшают налогооблагаемую базу упрощенного режима, не дают развиваться и не стимулируют экономику. При этом наши соседи – Кыргызстан и Узбекистан чуть ли не каждый день внедряют новые меры стимулирования экономики. А мы еще с 2015 года говорим об их необходимости, тогда мы могли бы в рамках Евразийского союза открыть полноценные офисы Ali Express, Wildberries, Ozon и других крупных маркетплейсов в Казахстане. Должно быть коммерчески выгодно работать у нас», – утверждает глава Интернет Ассоциации Казахстана.
Выходит, пока наши соседи заманивают к себе крупных игроков, Казахстан их лишается. Об этом свидетельствует и статистика: за прошлый год страна потеряла огромное количество инвестиций, был установлен антирекорд. По данным Нацбанка, за 9 месяцев приток прямых иностранных инвестиций сократился более чем в 30 раз, с 2,3 млрд долларов до 72,9 млн.
«Инвестиции уходят из страны, потому что в стране бушует фискальная политика и напрочь отсутствует стимулирующая политика. А на фискальной политике не выживет ни одна страна. Если бы у нас были стимулирующие меры развития, то все иностранные компании стояли бы в очереди, чтобы у нас зарегистрироваться, и мы были бы похожи на Сингапур, когда территория маленькая, людей всего 6 млн, но при этом живут как арабские шейхи», – констатирует Шавкат Сабиров.
Иностранные маркетплейсы – новые возможности или угроза?
Казахстанские маркетплейсы хоть и хорошо продвигаются, но все равно серьезно проигрывают иностранным по главным параметрам: ассортимент и цены.
«Часто бывает, что на иностранных маркетплейсах все дешевле. Но при этом есть ниши, на которых наши будут гораздо сильнее иностранных. Просто надо не лениться, а поучиться у иностранных игроков. К примеру, нашим отечественным маркетплейсам нужно активнее продавать казахстанские продукты питания с доставкой день в день. Это как раз та ниша, на которой иностранные маркетплейсы не смогут работать», – отметил финансист Расул Рысмамбетов.
Однако в глобальном смысле казахстанские торговые площадки никогда не смогут составить им конкуренцию, а главное – в этом нет никакого смысла, считают эксперты.
«Нас слишком мало, и мы вряд ли создадим здесь маркетплейс с такими оборотами, чтобы конкурировать с крупными маркетплейсами, у которых оборот составляет 10% от годового оборота страны. А мы в Казахстане никогда такой бизнес не поднимем не потому, что мы плохие или неграмотные. А потому что активной аудитории у нас всего 10-12 миллионов. Исходя из этого, сегодня выживают те маркетплейсы, которые покрывают интерес внутриказахстанской продукцией. С международными грантами нам нет смысла конкурировать, потому что это словно дуть на мельницу», – подчеркнул руководитель Интернет Ассоциации Казахстана.
Казахстанские маркетплейсы пытаются конкурировать по-своему – в дорегуляторном поле, то есть стараются ограничить действия иностранных торговых площадок. Это тоже своего рода конкуренция. Однако смысла в этой борьбе специалисты не видят, поэтому ничего не остается, кроме как пользоваться этими благами.
«Мы должны создать у нас такие условия, чтобы они сами захотели у нас работать. Сингапур, к примеру, маленькая страна с 6 миллионами населения, но живут роскошно, потому что они создали стимулирующие меры развития. Если бы мы создали такие же условия, начиная еще с 2015 года, то все эти крупные компании имели бы офисы по всем странам Евразийского союза, но базовые, где они платили бы налоги, открыли бы в Казахстане, потому что здесь им было бы выгодно: здесь государство стимулирует, помогает, а не только работает, чтобы забрать фискал. Но у нас этого нет, поэтому мы уже сегодня начинаем сильно отставать от Узбекистана», – убежден Шавкат Сабиров.
Электронная коммерция сейчас – одна из прогрессивно развивающихся сфер экономики. Однако полностью заменить офлайн-торговлю она, конечно, не сможет.
«Конечно, в стратегическом смысле это бьет по физическим магазинам. Эту тенденцию мы видели и в других странах – в Европе, в Корее, в Китае очень много возникает оптовых складов, которые сразу все продают в электронном виде. Однако физические магазины никуда не денутся, потому что нам нужны срочные покупки, когда пошел, оплатил, забрал. Поэтому электронная торговля не займет 100% всех покупок», – убежден финансист Расул Рысмамбетов.
Но все же будущее – за рынком e-commerce. Ведь онлайн-шопинг стал для нас уже обыденностью.
«Электронная коммерция у нас есть, мы ей пользуемся и не замечаем. Для нас она сегодня как воздух, которым мы дышим и не замечаем. В будущем нас ожидают новые виды сервиса. Ведь, как вы помните, сначала были обычные веб-сайты, на которых кто-то пытался продавать, потом появились онлайн-магазины, потом маркетплейсы. А в будущем будут просто новые виды сервисов, которые будут одновременно и мессенджер, и платежная система, и магазин и все, что хочешь в одном приложении. Примеров для этого достаточно уже сегодня», – заключил руководитель Интернет Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.
Одним словом, будущее электронной коммерции обещает быть грандиозным и весьма прибыльным. Главное – не отстать в этой гонке.
Автор: Дана Мансур