Кнут вместо пряника: как изменятся штрафные санкции для казахстанцев в 2025 году

Автор: Azattyq Rýhy

За неполный год казахстанцы проштрафились на 217 миллиардов тенге

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Асета Кундакбаева

Финансовые сборы, а именно штрафы, достигли довольно крупных оборотов, что можно считать их как еще один источник пополнения бюджета. Так, только за 11 месяцев этого года в госказну поступило 217 миллиардов тенге, из них больше половины – от МВД. Автовладельцы ежегодно жалуются, что штрафы растут как на дрожжах, а камеры давно стали не методом борьбы с нарушениями, а способом сбора денег с населения. В следующем году водителям предстоит выкладывать за дорожные проступки еще больше финансов, ведь вырастет МРП, что повлечет за собой рост штрафов. К каким суммам стоит подготовиться казахстанцам, завышены ли они и есть ли необходимость в снижении их размеров, разберем в материале Azattyq Rýhy.

Штрафы на миллионы

Под конец года казахстанцам вдруг начали прилетать «письма счастья» двухмесячной давности – за нарушения, допущенные еще в октябре. Автовладельцы, разумеется, возмутились и подумали, что таким образом правоохранители решили пополнить бюджет под занавес 2024-го. Ведь раньше штрафы приходили день в день или хотя бы в течение трех дней со дня его совершения.

Однако правоохранительные органы заявили, что наказывать нарушителей они могут в течение двух месяцев. При этом их, конечно же, не волнует, что за это время водитель мог накатать под этой камерой штрафов на миллионы тенге, ведь их размеры в стране огромные.

«Я сам автолюбитель с большим стажем и попадал на камеры за весь период их существования. Обычно максимум проходило дня три и выскакивал этот штраф через банковское приложение. Поэтому то, что штрафы опаздывают на два месяца – это совершенно не нормальная практика. Более того, в законодательстве есть пункт, что штраф становится не действительным, если в определенное законом время не пришло оповещение о штрафе. Эта норма закона у нас не работает, к сожалению», – считает автоэксперт Виктор Марсаков.

Наш собеседник назвал это не нормальной практикой, тем более в век цифровизации, когда в стране эти процессы уже давно налажены. Поэтому единственный выход из ситуации – отменять такие запоздалые наказания.

«Думаю, что значит какой-то сбой был по этим камерам и нужно отменять эти штрафы и разбираться, почему система работает таким образом. Сейчас, когда мы впереди планеты всей в этом вопросе, происходит такая ерунда. Более того, штраф должен приходить максимально оперативно в течение дня и не более трех суток», – убежден он.

Количество камер и огромные штрафы привели к тому, что казахстанцы окрестили страну «Штрафстаном». В основном «пичкают» камерами три основных города, где сосредоточено больше всего машин, – Астану, Алматы и Шымкент. Соответственно, эти города и являются лидерами по нарушениям. Всего же с начала года, как сообщили в МВД, казахстанцы допустили больше 11 миллионов нарушений ПДД. Самое частое, за что приходится расплачиваться водителям, – превышение скорости. Это нарушение составило почти половину от общего количества – 5,6 миллиона случаев.

В следующем году за проступки на дорогах автовладельцам придется платить еще больше, ведь МРП увеличится на 240 тенге. Это значит, что существенно подорожают и штрафы. В следующем году МРП будет равен 3 932 тенге.

Вот основные нарушения, допускаемые водителями, и наказание за них.

Чем меньше штраф, тем больше бардака?

Опрошенные нами автоэксперты говорят, что действительно в Казахстане размеры штрафов завышены и на порядок больше, чем в других странах. Однако они назвали это единственным способом борьбы с беспорядками на дорогах.

«Я считаю, что штрафы должны быть такие высокие. А иначе как заставить нашего человека обуздать? Ведь есть норма, есть правила, которые мы должны безукоризненно соблюдать. Некоторые вообще хвастаются, что у них штрафов на миллионы и они по-прежнему ездят и нарушают. Я считаю штрафы может и завышены, но по-другому мы не придем к цивилизованному вождению, так как машин становится все больше. Поэтому размеры штрафов нужно сохранить на нынешнем уровне, чтобы люди понимали свою ответственность. Иначе человек не начнет жить по закону. К сожалению, у нас расслабленное общество в этом вопросе. Нет другого способа, чтобы люди передвигались на автомобиле, то есть на транспорте повышенной опасности, в рамках закона», – уверен Виктор Марсаков.

Такого же мнения придерживается и Эдуард Эдоков. Глава Независимого автомобильного союза убежден, что есть один и самый простой способ не платить штраф – на нарушать правила.

«Все очень просто: вы не нарушаете, и вы не платите. Будет этот штраф в тысячу тенге или 100 тысяч тенге. К сожалению, в нашем обществе пока работает лучше кнут, чем увещевание не нарушать и быть вежливым. У нас на данном этапе развития общества должен использоваться кнут. Пока мы так лучше понимаем. В целом же в любой стране все всегда будут жаловаться на размеры штрафов, потому что, когда ты нарушил, никому не хочется расставаться со своими деньгами. Никому не нравятся любые штрафы – хоть маленькие, хоть большие. Поэтому не нарушать – самый простой способ», – подчеркивает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Снижение штрафов лишь распустит и без того не особо законопослушных водителей, считают эксперты.

«Если мы сделаем штрафы ниже, то люди будут думать, что сегодня он может нарушить, например, на пять штрафов. И будут нарушать. Поэтому может это не популярно, и я много негатива в свой адрес получу, но я считаю, что штрафы надо оставлять, снижать их не нужно, а наоборот, какие-то категории еще выделять. Такие как обязательное включение поворотников и парковка перед пешеходным переходом. В законе написано, что свободная от парковки зона перед пешеходным переходом – пять метров. Но на улице Мендикулова каждый день паркуются перед пешеходным переходом, что угрожает жизни пешеходов. И на это все закрывают глаза. А дорожная полиция этого не видит», – отметил автоэксперт Виктор Марсаков.

Пешеход всегда прав?

Вообще с пешеходами неплохо было бы отработать сразу по нескольким пунктам. Ведь они – такие же участники дорожного движения, уверены эксперты. Вот только пешеходы всегда оказываются вне поля внимания правоохранителей. Хотя если штрафовать и их, бюджет тоже неплохо пополнился бы.

«Хорошая идея – штрафовать пешеходов. На самом деле административные штрафы для них есть. Другое дело – кто бы их штрафовал. И вопрос в том, как зафиксировать допускаемые ими нарушения. К примеру, мы с вами видим, как пешеход перебегает дорогу в неположенном месте и за это есть штраф. Но как его зафиксировать? Только если будет полицейский, который зафиксирует на нагрудную камеру, предоставит, выпишет протокол и так далее. А другим образом как? Где взять полицейских на весь город, чтобы каждого пешехода фиксировать?» – задается вопросом Виктор Марсаков.

Изменить следует еще один пункт – в случае, если водитель сбил пешехода в неположенном месте, то наказание водителю нужно смягчать. В Казахстане сплошь и рядом случается такое, что неожиданно из темноты прямо под колеса авто выскакивает пьяный пешеход. Были подобные резонансные инциденты и с известными людьми.

«Ты его сбиваешь, и ты во всем виноват. На мой взгляд, это неправильно. В определенных условиях, когда вина полностью лежит на пешеходе, автомобилисты должны быть оправданы на 100%. И такая практика применяется в развитых странах. Потому что пешеход – такой же участник дорожного движения и тоже имеет свою ответственность. Если в неположенном месте, пьяный, он выскочил на дорогу и водитель не мог никаким образом предотвратить это столкновение, то водители должны быть полностью оправданы. Это мое глубокое убеждение, потому что ты не можешь отвечать за то, что творится в голове у пешехода и нести ответственность за то, что ты просто оказался в ненужное время в ненужном месте, когда этот пешеход, возможно, решил покончить с собой. В данном случае водители должны быть оправданы и не нести никакой ответственности, а наоборот, пешеход должен быть наказан, оштрафован. Это мировая практика», - считает Эдуард Эдоков.

С этим согласен и Виктор Марсаков. По его мнению, давно пора в норме закона снять ответственность, если водитель сбивает пешехода, перебегающего дорогу в неположенном месте. Водитель не должен нести суровую ответственность в таких случаях. 

«У нас не важно, где сбили человека, потому что водитель, несет полную ответственность, поскольку управляет транспортным средством повышенной опасности. Но я бы изменил эту форму с удовольствием. Понятно, что он несет ответственность, но если человек перебегает там, где не положено, то надо водителю смягчать ответственность», – уверен он.

Еще одно изменение, за которое выступает Эдуард Эдоков, – увеличение штрафов за езду по автобусной полосе.

«Нужно сделать штраф за автобусную полосу больше, обеспечив все автобусные полосы камерами фиксации, а также общественный транспорт, чтобы они могли фиксировать этих ушлых ребят, которые используют автобусную полосу, когда все мы стоим в пробках. Мне это неприятно и хочется, чтобы таких наказывали больше и их стало меньше. Возможно, здесь можно увеличить размер штрафа», – убежден глава Независимого автомобильного союза.

В остальном, по мнению экспертов, снижать или повышать штрафы не стоит. Нынешние размеры – самые оптимальные. Но самое главное, нужно обеспечить неотвратимость наказания: у нас достаточно суровые законы, однако их суровость компенсируется необязательностью их исполнения.