Какие законодательные инициативы внедрили депутаты в этом году
Одним из главных документов партии «AMANAT» является Дорожная карта по исполнению предвыборной программы «Вместе с народом». Помимо улучшения материального, социального благополучия граждан, партийцы ставят перед собой задачу по повышению безопасности в обществе. Так, на сегодняшний день выработана и активно внедряется новая национальная модель сервисной полиции, проведена работа по расширению доступа к кассационному пересмотру, а также усилена работа по возвращению незаконно-приобретенных активов. О том, что сделано, и что еще предстоит, в материале Azattyq Rýhy.
Расширение доступа к кассационному пересмотру
«Законодательство правового государства должно стать доступным, простым и логичным. Каждый гражданин должен понимать суть закона, свои права и обязанности. Будет продолжено обновление судебного корпуса, внедрены передовые принципы выборности и независимости судей. Мы внедрим институт общественных омбудсменов по отраслям. Будут сокращены сроки рассмотрения административных дел, обеспечено равенство сторон в судебном процессе», - говорится в предвыборной программе партии.
Пунктом 199 Дорожной карты предусмотрено расширение доступа к кассационному пересмотру. Пункт исполнен. Основная цель законопроекта: реформирование судебной системы и совершенствование судебного процесса.
«В рамках подготовки к первому чтению депутатами поддержаны следующие концептуальные положения проекта: совершенствование работы Судебного жюри; внедрение задачи по формированию единообразия административных процедур; внедрение экстерриториальной подсудности по административным делам; введение обязательного досудебного порядка обжалования действий судебного исполнителя», - сообщили в комитете по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК.
Существенно корректировке подверглись положения законопроекта, связанные с совершенствованием кассационного пересмотра.
«Как уже было отмечено, действующая модель кассационной инстанции в Верховном суде не в полной мере отвечает запросам граждан. Речь идет об имеющихся ограничениях для обращения в кассацию, а также о стадии предварительного рассмотрения. То есть, когда жалобу по гражданским делам изучает один судья и единолично решает передавать её на тройку или нет. В итоге всего 5% гражданских и уголовных дел доходят до кассационного пересмотра. Все это, по мнению граждан, ограничивает доступ к правосудию», - сообщили в комитете по законодательству и судебно-правовой реформе.
Новая модель предполагает создание в столице трех кассационных судов: по уголовным, гражданским и административным делам.
Согласно внесенных на рассмотрение рабочей группы предложений:
- дела в кассацию будут поступать напрямую на коллегию, состоящую из трех судей, без предварительного рассмотрения;
- сроки рассмотрения дел кассационным судом не будут превышать шести месяцев;
- судебный процесс будет проводиться устно, с приглашением сторон.
С созданием кассационных судов изменится и роль Верховного суда РК, который сосредоточится на обеспечении единообразия судебной практики.
Пересмотр судебных актов будет возможен в Верховном суде в исключительных случаях, по представлению судьи Верховного суда. То есть, если они приняты местными и кассационными судами вразрез судебной практики либо в интересах развития права.
Предлагаемый новый механизм позволит безболезненно упразднить институт представления председателя Верховного суда.
«Учитывая фундаментальный характер реформы, срок её запуска предлагается с 1 июля 2025 года. Новая судебная реформа будет проводиться без расширения действующего штата и без дополнительных финансовых расходов», - отметили в комитете по законодательству и судебно-правовой реформе.
Усиление законов для возвращения незаконно-приобретенных активов
«Апогеем коррупции стал незаконный вывод из страны капитала проворовавшимися чиновниками, олигархами и другими группами влияния. Это нанесло непоправимый ущерб всей экономике и лишило возможностей многих граждан. Это недополученные зарплаты и пенсии, не построенные школы и больницы, устаревшие дороги и сети. В прошлом году в Казахстан возвращены активы на сумму более 600 миллиардов тенге. «AMANAT» продолжит активную работу в этом направлении. Мы усилим наши законы и полномочия регуляторов, чтобы вернуть украденное в страну и предотвратить подобное в будущем. Мы обеспечим прозрачность через подтверждение происхождения капиталов, устраним лазейки для их вывода из страны. К этой работе будут подключены общественные деятели и независимые эксперты. Будет налажено эффективное партнерство с зарубежными странами и международными организациями, обеспечена юридическая чистота процесса. Каждый шаг будет соответствовать казахстанским законам и международным нормам», - говорится в предвыборной программе партии «AMANAT».
Пунктом 205 Дорожной карты предусмотрено усиление законов для возвращения незаконно приобретенных активов. Пункт исполнен. Так, был разработан и принят закон Республики Казахстан от 12 июля 2023 года № 21-VIII «О возврате государству незаконно - приобретенных активов».
Основной целью закона является определение законодательных параметров для возврата незаконно - приобретенных активов, находящихся как на территории РК, так и за ее пределами, а также устранение условий, способствовавших их незаконному приобретению и выводу.
В комитете сообщили, что предположительно, под действие закона будет подпадать ограниченный круг физических и юридических лиц. При этом, к физическим лицам предлагается отнесение лиц, которые владеют необоснованными богатствами, и в отношении которых имеются сведения о:
1) занятии ответственной государственной должности или наличии (в том числе ранее) административно-властных ресурсов в отношении лиц, занимающих ответственную государственную должность или лиц, исполняющих управленческие функции в госорганизации или субъекте квазигоссектора;
2) получении активов в результате административно-властных ресурсов либо влияния на формирование благоприятных неконкурентных законодательных условий предпринимательства.
Меры по возврату активов будут распространяться на аффилированных с ними лиц, перечень которых будет установлен в законе. К примеру, близкие родственники, лица, номинально владеющие имуществом этих лиц и другие.
Таким образом, закон вводит действенные меры против крупной коррупции (grand corruption) и олигопольных групп, сросшихся с субъектами административно-властных ресурсов на республиканском и местном уровнях.
Одной из новелл закона является обеспечение необходимого инструментария для проведения работы по возврату активов за рубежом путем регламентации механизмов международно-правового сотрудничества в уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой сферах.
Также, закон внедряет определение недобросовестных приобретателей и кредиторов, институт Комиссии по возврату активов, возможность предварительного обеспечения интересов государства, новые виды прокурорского анализа и прокурорской проверки.
Законопроектом предусмотрен добровольный или принудительный порядок возврата активов:
1) добровольный возврат осуществляется путем безвозмездной передачи лицами, принадлежащего им имущества, государству (специальный государственный фонд);
2) конфискация незаконно приобретенных активов в рамках уголовного процесса осуществляется в порядке, установленным Уголовно-процессуальным кодексом на основании решений судов;
3) принудительный возврат незаконно приобретенных активов в рамках гражданского процесса на основании решений судов, в следующих случаях:
- признания активов в качестве необоснованного богатства;
- когда имеются обоснованные подозрения в том, что имущество имеет преступное происхождение и (или) относится к преступной деятельности;
4) конфискация (или иные сходные меры) на основании решений судов или иных уполномоченных органов зарубежных государств.
Здесь необходимо отметить, что выбор одного из способов будет осуществляться в зависимости от характера и обстоятельств дела. Лица, включенные в реестр, а также иные лица в собственности, во владении или под контролем которых находятся активы, вправе добровольно вернуть государству активы, находящиеся в их собственности, пользовании, владении или под контролем, путем заключения:
1) соглашения о добровольном возврате активов;
2) мирового соглашения в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
3) процессуального соглашения о признании вины и возврате активов согласно уголовному и уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан;
4) иных соглашений, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Законом предусматривается следующий алгоритм конфискации в рамках гражданского процесса:
1. Если по итогам мониторинга и анализа информации у уполномоченного органа возникают разумные сомнения в законности источников приобретения активов, стоимость которых превышает 100 миллионов долларов США. Уполномоченный орган выносит на рассмотрение комиссии вопрос включения субъекта и его аффилированных лиц в реестр.
2. По итогам рассмотрения материалов, комиссия выносит рекомендацию о включении либо не включении лица в реестр.
В случае возникновения риска вывода актива из страны и иных обстоятельств, способных затруднить или сделать невозможным возврат активов государству, в том числе получения информации от лица, включенного в реестр, о намерении совершить отчуждение или иные действия с активом уполномоченный орган по возврату активов направляет заявление в суд о принятии предварительных обеспечительных мер, предусмотренных гражданско-процессуальным законодательством.
3. Уполномоченный орган уведомляет лица об их включении в реестр и о праве на представление декларации об активах.
4. После сдачи декларации уполномоченный орган проверяет декларации и выносит результаты проверки на рассмотрение комиссии.
5. Комиссия выносит рекомендации о принятии дальнейших мер.
6. В случае, если лицо не сможет подтвердить происхождение своих активов посредством сдачи декларации, либо не представит декларации, такие активы могут быть признаны в качестве необоснованного богатства и подлежать обращению в доход государства в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме этого, в порядке гражданского судопроизводства также предлагается обращение в доход государства имущества преступного происхождения и приобретенного в результате преступной деятельности.
В целях гарантии защиты прав лиц, проектом закона вводится:
- закрытый реестр лиц, в отношении активов которых имеются разумные сомнения в законности их приобретения;
- коллегиальное рассмотрение вопросов по возврату активов Комиссией, что обеспечит прозрачность и подконтрольность проводимой работы;
- участие в составе комиссии депутатов и общественных деятелей для обеспечения контроля со стороны гражданского общества;
- защита прав добросовестных приобретателей и добросовестных кредиторов;
- возврат убытков, причиненных необоснованным принятием предварительных обеспечительных и иных мер;
- судебный контроль гражданской конфискации;
- гарантии для лиц, выполнивших условия соглашений о добровольном возврате активов;
- возможность обжалования действий и актов уполномоченного органа по возврату активов.
Законом регламентирована деятельность специального государственного фонда и управляющей компании. Специальный государственный фонд - это контрольный счет наличности правительства, открытый в органах казначейства, аккумулирующий деньги от реализации возвращенных активов.
В свою очередь, управляющая компания - это организация, единственным учредителем которой является правительство.
В реализацию указанного закона были разработаны четыре сопутствующих законопроекта, предусматривающие поправки в:
1) Конституционный закон «О прокуратуре»;
2) Налоговый кодекс;
3) Кодекс об административных правонарушениях;
4) иные кодексы и законы
- отмена уголовных сроков давности по коррупционным преступлениям и обязательной конфискации по коррупционным преступлениям;
- введение в уголовный процесс дополнительного финансового расследования;
- процессуальные соглашения о признании вины и возврате активов;
- поправки, регламентирующие ведение реестра бенефициарных собственников юридических лиц
- в части отмены ограничений банковской и коммерческой тайны для уполномоченного органа по возврату активов;
- исключение применения норм Предпринимательского кодекса и Административного процедурно-процессуального кодекса и ряд других поправок.
Национальная модель сервисной полиции
Как рассказали редакции Azattyq Rýhy в комитете по законодетальству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК, пунктом 192 Дорожной карты предусмотрено создание профессиональной сервисноориентированной модели казахстанской полиции XXI века.
«Мы будем содействовать формированию сервисной полиции, строительству новых полицейских пунктов, установке систем видеонаблюдения и регистрации правонарушений в районах и селах. Деятельность полиции должна стать более эффективной, более подотчетной и отвечающей потребностям казахстанцев. Высокий уровень профессионализма, нравственности и человекоцентричности должны стать базовыми качествами сотрудников полиции. Мы продолжим принимать комплексные меры по повышению правовой и социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов. Будут усилены требования по обеспечению безопасности внутри и вокруг всех детских организаций образования и досуга, включая видеонаблюдение, работающие турникеты, кнопки безопасности, светофоры и пешеходы и, главное – службы безопасности на входе. Мы внесем законодательные изменения по ужесточению наказания за семейно-бытовое насилие. В рамках партийного проекта «Бақытты отбасы» через контакт-центр «111» и 2300 групп оперативного реагирования продолжим оказывать помощь семьям, оказавшимся в сложной ситуации», - говорится в предвыборной программе партии «AMANAT».
На основе анализа текущей ситуации и международного опыта выработана национальная модель сервисной полиции.
Во-первых, для качественного оказания полицейских услуг гражданам определены пять критериев: законность, всесторонность, вежливость, информированность, своевременность. Это является стандартом деятельности каждого полицейского.
Во-вторых, решение проблем безопасности, или так называемый проблемно-ориентированный подход.
В соответствии с мониторингом повторяющихся проблем безопасности, комплексно принимаются меры по устранению причин и условий, которые им способствуют. Решение проблем безопасности – профилактика совершения новых правонарушений.
В-третьих, взаимодействие с обществом. Безопасность не может быть достигнута работой только полиции. Через инструмент социального контроля общественность имеет возможность вносить непосредственный вклад в улучшение социальной среды.
В пилотном режиме внедряется международный инструмент оценки рисков бытового насилия «Партнерство – как инструмент профилактики бытового насилия» по системе «ODARA». С его помощью выявляются лица, потенциально склонные к совершению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Проведено анкетирование более двадцати пяти тысяч семей, подвергшихся бытовому насилию. Выявлено 750 «агрессоров» с высоким риском, с ними проводится комплексная работа по их ресоциализиации.
С начала года проведено около десяти тысяч встреч с населением, в которых приняли участие 265 тысяч граждан. В ходе проведенных встреч от граждан поступило около шести тысяч предложений и замечаний. В основном это вопросы благоустройства, бродячих собак, наркоманов и съемных квартир, по которым приняты меры реагирования.
Проводится поэтапная работа по обеспечению принципа шаговой доступности, нацеленная на максимальное повышение доступности полиции.
Планируется, что «новый» формат рабочего места участкового инспектора полиции будет способствовать развитию доверительного отношения граждан к полиции.
Также запущена омниканальная система приема сообщений граждан.
В AppStore и PlayMarket функционирует мобильное приложение «102», которое позволяет осуществить аудио и видеозвонок в полицию или в режиме реального времени направить сообщение о правонарушении. В том числе о нарушениях правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествиях, о семейных скандалах, случаях жестокого обращения с детьми или с животными, о хулиганских действиях, драках, о нарушениях режима тишины, появлении в общественных местах в нетрезвом состоянии.
Для обработки обращений граждан по республике организовано более двух тысяч рабочих мест. Также в приложении предусмотрен сервис по просмотру истории транспортного средства. На сегодня обработано больше 1,1 миллиона запросов.
Успешно реализуются мероприятия Integrity check по повышению добропорядочности, тактичности обращения с гражданами и умения сотрудников полиции оперативно реагировать на их обращения.
За пять месяцев 2024 года проверено более 2225 сотрудников на 584 объектах несения службы, которые ежедневно взаимодействуют с населением.
В Министерстве внутренних дел РК круглосуточно функционирует республиканский «Единый телефон доверия» (номер «1402»), на который от граждан поступило 3 279 звонков.
Особое внимание уделяется обучению личного состава. Организованы курсы для руководящего состава, повышение квалификации сотрудников полиции на базе ведомственных учебных заведений МВД с изучением сервисных подходов в работе полиции. Проводимая работа в рамках перехода на сервисную модель полиции широко освещена в средствах массовой информации.
В результате принятых мер, согласно сведениям Бюро национальной статистики, повысился уровень доверия граждан.
По итогам пяти месяцев 2024 года снижено количество уголовных правонарушений на 9,9% - с 58 603 до 52 774.
Снижено количество преступлений, совершенных в общественных местах на 13,1% (с 16 694 до 14 506), в том числе на улицах на 8,4% (с 6 974 до 6 388), несовершеннолетними на 6,4% (с 672 до 629).
В целом, снижен уровень преступности в расчете на десять тысяч населения на 11,3% (с 71 до 63).