В ближайшем будущем электроэнергетика республики может оказаться в полной зависимости от соседних стран
Энергетики страны нынче советуют казахстанцам не питать иллюзий касательно улучшения ситуации в этой сфере. Если ничего не предпринять уже сейчас, то страну ждет коллапс системы, частые блэкауты и тотальная зависимость от соседних стран. Поэтому учитывая, что под ударом оказалась отечественная энергобезопасность, проблема требует не праздного внимания, а принятия скорейших мер. Если не запускать новые источники энергии, то уже через три-четыре года, по прогнозам экспертов, мы будем полностью закупать электричество в близлежащих странах. А это, в свою очередь, скажется на кошельках казахстанцев, ведь импортное электричество как минимум в два раза дороже нашего. Что же привело к столь глубокому кризису в казахстанской энергетике, почему ситуацию так сильно «запустили», когда может наступить коллапс и что является для нас спасением? Эти и другие вопросы разобрали аналитики в материале Azattyq Rýhy.
Почему важно слезть с энергетической «иглы»
По словам экспертов, момент, когда в Казахстане начал возникать дефицит электричества, мы, к сожалению, «проспали». Хотя предпосылки начали возникать давно – еще в 2017-2019 годах страна начала двигаться в сторону нехватки. А наиболее остро мы ощутили дефицит примерно два года назад, когда зависимость от импортируемого товара стала уже априори очевидной.
«В прошедший осенне-зимний период в отдельные часы дефицит достигал 2500 мегаватт, мы их импортировали. Теперь для сравнения – насколько велика нехватка. К примеру, у нас есть Экибастузская ГРЭС-2 мощностью 1000 мегаватт. Вот нам не хватало работы двух с половиной таких станций. Я считаю, что это очень много. Это очень большая зависимость импортной электроэнергии от сопредельных стран. Это прямая угроза нашей энергетической безопасности. Вот так грустно выглядит наш дефицит. 2500 мегаватт – это больше 10% от нашей располагаемой мощности», – пояснил председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов.
Но печальнее всего тот факт, что дефицит этот покрыть нечем, соответственно, в ближайшем будущем нас ждет острейшая нехватка электроэнергии. По прогнозу Министерства энергетики, в этом году нам не хватит 2,4 миллиарда киловатт в час. Но этот показатель – ерундовый по сравнению с тем, что нас ждет, к примеру, в 2030 году. Тогда, по данным ведомства, страна испытает дефицит 13,5 миллиарда киловатт.
Из-за ситуации Казахстан сегодня серьезно «подсел» на энергетическую иглу соседних стран. В основном мы закупаем товар у России и Кыргызстана. Причем северный сосед продает его по более высокой цене. Особо стоит отметить, что покупаем мы электричество уже и в обычные дни.
«Если раньше электричество мы покупали в пиковые часы, то сейчас покупаем даже в обычные дни. Это вынужденная позиция. Сегодня системный оператор говорит энергостанциям: так, давай, ты сделай нормальный ремонт, и я тебя беспокоить не буду, а пойду в России куплю, а ты после ремонта работай без остановок до 15 апреля. Оператор такие станции определяет и говорит: ребята, давайте на 3 тысячи мегаватт ремонтируйтесь, никто вас не будет подгонять, а я эти 3 тысячи мегаватт куплю в России. И это не в час пик, а в обычные часы», – подчеркнул заслуженный энергетик Казахстана, управляющий директор Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Жакып Хайрушев.
Если ничего не предпринять сегодня, то завтра наша страна может оказаться в энергетической зависимости от других государств. Ведь со временем дефицит будет только возрастать. И что важнее всего – речь идет не о десятках лет, а о ближайших годах.
«При нынешней ситуации уже через три-четыре года мы будем полностью покупать электроэнергию у сопредельных государств. Некоторые эксперты заявляют, что мы будем зависеть от них. Но мы итак уже зависим от них на 10%. А будем зависеть на 50%. Все наши нефтедоллары, которые мы зарабатываем с таким большим трудом, будут уходить на покупку электроэнергии с чужой страны, а не на покрытие своего бюджетного дефицита», – отметил Жакып Хайрушев.
Если не покупать электричество, то регионы ждут веерные отключения и даже блэкауты. Но это возможно только в случае самой худшей геополитической ситуации, если мы не сможем получить товар извне. Тогда это будет сродни катастрофе. Однако этот вариант маловероятен. Самое главное последствие, которое нас ждет – это внушительное подорожание электроэнергии, если мы продолжим импортировать ее.
«Люди почувствуют это на своем кошельке. Импортная электроэнергия в два раза дороже отечественной. И простые люди почувствуют это на своем кошельке. Цена будет расти, и не потому, что нам надо будет восстанавливать наши мощности. А потому, что нам надо будет платить нашим соседям. Это касается населения. А что касается юридических лиц, то, соответственно многие проекты остановятся. Любой бизнесмен посчитает, сколько это будет стоить с учетом импортной электроэнергии, и просто не станет развивать свой бизнес. Если доля электроэнергии в проекте 30%, то цена на нее очень влияет на результат этого бизнеса. Вот так это будет происходить. Это будет экономически довлеть над нами в области энергобезопасности страны», – объяснил глава казахстанской Ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов.
Как спасти энергетику?
Казахстанская энергетика сейчас находится практически на грани – настолько ситуация критическая. Во-первых, потому что доля износа весьма существенна – не раз говорили о том, что средняя доля износа всей энергетической структуры превышает 50%.
«По секторам ситуация разная. Максимально изношены у нас ТЭЦ. В неменьшей степени изношены тепловые сети. Мы все помним происшествия в Экибастузе пару лет назад. Поэтому с точки зрения износа ситуация на самом деле критическая и тут не нужно даже никаких иллюзий строить. Износ – это прям беда», – констатирует Сергей Агафонов.
Кто же или что довело до этого? Ответ на этот вопрос у экспертов один – проблема в действующих тарифах. Что бы ни говорили, но основной источник инвестиций в снижение износа – это тарифы.
«Например, у станции наступил срок ремонтировать один из блоков. Руководство станции идет утверждать тариф, а ему этот тариф не дают. И что делать? Вместо капитального ремонта делать текущий. То есть ремонтируются самые поверхностные детали, грубо говоря, «подшаманивают». Но это не даст гарантии, что станция будет работать целый год. Она будет работать 1/3 года, а остальные 2/3 года ее будут снова ремонтировать», – говорит эксперт по энергетике Жакып Хайрушев.
Все дело в том, что тарифы – это кошельки потребителей: населения и бизнеса. Для того, чтобы поддержать и по должному отремонтировать станции, нужен очень большой тариф, который больно ударит по этим самым кошелькам казахстанцев. Поэтому сразу такой скачок по тарифу нынче невозможен, а в модернизации наши источники энергии нуждаются уже сейчас. Так что же делать и как спасать энергетику? Ситуация на первый взгляд безвыходная, но решение все же есть.
Разберем основные источники энергии в стране. Уголь нынче – уходящая эпоха. Весь мир движется к тому, чтобы прекратить сжигать органическое топливо, поскольку это сильно влияет на экологию. Мы, кстати, в числе этих стран – Казахстан присоединился к соглашению, согласно которому к 2060 году должен избавиться от углеродной зависимости.
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) весьма перспективны, но у них есть один существенный недостаток.
«Даже сейчас ВИЭ не могут обеспечить нам базовую выработку электроэнергии в силу зависимости от внешних факторов. Солнышко, которое зашло, ветер, который то есть, то его нет. Все это нужно обеспечивать накопителями, это тоже требует инвестиций. Поэтому они не очень эффективны в качестве базовой электроэнергии», – отметил председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций.
Газовой энергетики у нас нет, а до водородной, откровенно говоря, нам еще расти. Поэтому остается один вариант – атом. Сегодня, по словам экспертов, для покрытия дефицита атомная электростанция подпадает под все критерии: она экологичная, постоянная и надежная.
«Атомная энергетика – это та же самая «зеленая» энергетика. Атомная электростанция (АЭС) не наносит экологии никакого вреда, никакого воздействия на внешнюю среду нет. При этом если эффективность работы у ВИЭ – 20-40%, то у атомной станции – это 90%, просто подумайте. И на 90% она работает минимум 80 лет. Понимаете разницу? И день, и ночь она выдает электроэнергию на гарантированные 90%. К тому же для нас АЭС – это энергобезопасность, это возможность не зависеть ни от кого», – продолжил Сергей Агафонов.
Опасаться за безопасность станции в современном мире не приходится, говорит эксперт, поскольку технологии шагнули далеко вперед. Сейчас Казахстан рассматривает возможность строительства АЭС самого прогрессивного на сегодня поколения 3+.
«АЭС эксплуатируют 32 страны в мире. На эти 32 страны приходится наибольшая часть населения Земли. И при этом совокупный валовый внутренний продукт стран, эксплуатирующих АЭС, составляет 3/4 от мирового. То есть это элитарный клуб. Все, кто хочет развивать промышленность и экономику, все в этом клубе. А мы точно хотим развивать промышленность и экономику, потому что наш энергоемкий горно-металлургический комплекс требует очень много электроэнергии. И если мы хотим, чтобы наша продукция конкурировала на международном рынке, нам надо обеспечить их электроэнергией», – уверен Сергей Агафонов.
Сегодня бояться АЭС точно нельзя, убежден эксперт. Бояться следует отсутствия электроэнергии и плохой экологии в связи с эксплуатацией угольных станций, поскольку каждая тонна угля содержит радиоактивные вещества.
«Примерно в каждой тонне 7 грамм урана и тория. В пересчете на общемировое использование угля получается, что 55 тысяч тонн радиоактивных веществ во всем мире выбрасывается угольными станциями. А все атомные электростанции генерируют 12 тысяч тонн атомного топлива. Это в пять раз меньше. И эти 12 тысяч тонн аккуратно складируются, аккуратно хранятся и потом на 97% перерабатываются. Вот вам разница влияния на экологию АЭС и ТЭС», – заключил председатель Казахстнанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов.
На сегодня мирный атом – наиболее экономичный, эффективный и экологичный способ выработки электричества. В нашем же случае этот вариант является не просто источником энергии, а перспективой, спасением целой отрасли и обеспечением энергобезопасности страны.