«Выдрали кусок справедливости»: как спасали легендарную школу-интернат в Алматы

Автор: Azattyq Rýhy

Родители школьников-спортсменов, тренеры и преподаватели могут вздохнуть спокойно: с 1 февраля дети вернутся на учебу

На днях в Министерстве культуры и спорта сообщили о возобновлении работы школы-интерната при Республиканском колледже спорта (РКС) в Алматы, вокруг которого разгорались нешуточные страсти. Своим видением ситуации поделились родители учеников, депутаты Мажилиса от партии «AMANAT» и педагоги, передает Azattyq Rýhy.

Весной прошлого года тренеры, ученики школы-интерната при РКС в Алматы и их родители узнали, что учебное заведение закроют.

У Евгения Чувашова в школе современным пятиборьем занимаются два сына, оба они мастера спорта РК. Сейчас дети нигде не учатся, но надеются вернуться в школу 1 февраля.

«Узнали мы о закрытии в конце марта. Отреагировали, что может быть обойдется. Все было подведено к концу учебного года. Перед этим сменился директор РКС. В 20-х числах апреля приехал Байжанов – заместитель председателя Комитета спорта Самата Ергалиева. Он попытался провести разъяснительную работу, что здесь будет передовая академия. Детей предлагали перераспределить в два заведения: республиканский колледж спорта в Шаныраке и школу имени Каркена Ахметова. На что мы говорили: «Как вы себе это представляете?». Там есть свое штатное расписание, которое полностью заполнено, и мы родители спортсменов, тренерский состав, преподаватели, мы это прекрасно понимаем, что там никто никого не ждет», - рассказывает обстоятельства закрытия спортшколы Евгений Чувашов.

Гульнара Андаспаева была вынуждена перевести своего сына, занимающегося легкой атлетикой, из одной спортшколы в другую, но из-за отсутствия условий для занятий, тренироваться детям приходилось все равно в здании РКС.

Всего, по словам Евгения Чувашова, в школе обучались около 280 детей, вместе с колледжем – 480. На первом этапе 30% учеников ушли сразу после того, как чиновники от спорта сказали, что у учебного заведения забрали лицензию. Остальные стали ждать 1 сентября. Давление на учеников и родителей со стороны администрации школы достигло своего апогея в августе прошлого года: им сказали забирать документы, так как на месте РКС будет дирекция развития спорта.

«Министр Абаев (экс-глава Минкультуры и спорта - AR) объявил, что колледж спорта будет дальше действовать, то есть колледж они решили оставить. Но тут борьба стояла за всю систему РКС, чтобы школа при колледже была, потому что школа является фундаментальной базой для того, чтобы существовал колледж. Все рекруты набираются из школы, не будет школы – не будет колледжа», - добавил Евгений.

Периодически к недовольным приезжали чиновники от спорта, но все заканчивалось скандалом. Сдаваться родители, тренеры и преподаватели не собирались и позвали на пресс-конференцию всех чемпионов, выпускников спортшколы.

К сожалению, отозвался лишь один выпускник - олимпийский призер Ислам Байрамуков.

После этого они обратились в партию «AMANAT». Откликнулись на проблему депутаты Константин Авершин и Гульдара Нурумова. Заинтересовались ситуацией и глава Правительства, а также спикер Мажилиса Ерлан Кошанов.

«Мы добились, что приедет комиссия: ее возглавляли депутаты Константин Авершин и Гульдара Нурумова. Приехали Жарасбаев (замминистра культуры и спорта), Байжанов со стороны Комитета спорта. Решением комиссии было принято, что школа должна существовать, нужно только утрясти административные моменты и будет все нормально» - рассказывает Евгений.

Это было еще в сентябре прошлого года.

Евгений также отметил, что новый министр культуры и спорта Асхат Оралов рассмотрел обращение родителей, учителей и спортсменов и заявил 24 января о возобновлении работы школы-интерната при РКС.

«С завтрашнего дня будут забирать открепительные талоны ученики, которые перевелись в другие заведения. Набирается обратно, восстанавливается весь штат, штатное расписание школы. Планируется к 1 февраля открытие. Благодаря премьер-министру, благодаря партии «AMANAT», это все не «замылилось», - ликует спикер.

Учитель математики Болат Саймулеков говорит, что 7 класса в этом году не будет, потому что не было приема из-за объявленного закрытия.

«В школе до закрытия было около 35 учителей и преподавателей. Мы все 10 месяцев воевали. Всех преподавателей уволили, заставили писать заявление на перевод в другие школы. Я один не написал заявление, меня оставили. Сейчас я методистом работаю в колледже. Я не верил депутатам, что они помогут, но они помогли, добились! Сейчас учителя, родители, дети - все рады», - говорит Болат Саймулеков.

Константин Авершин подчеркнул, что вопрос о школе-интернате был поднят им еще в мае прошлого года депутатским запросом.

«С тех пор, преодолевая дикое сопротивление чиновников, при полном содействии партии «AMANAT», а также активистов, Ислама Байрамукова, Гульдара Нурумова подключилась в сентябре, подключился премьер-министр Алихан Смаилов, подключился председатель партии Ерлан Кошанов. В итоге совместно с группой активистов из родителей, выпускников, известных спортсменов, педагогов колледжа удалось это сопротивление переломить.

Сначала вернули колледж, потом вернули школу. И вот 20 января этого года была полная победа. Это, я считаю, реальные шаги к построению Нового Казахстана, слышащего государства, когда народ при взаимодействии с государственными органами все-таки добился своего», - говорит он.

В школе эйфория, люди радуются, характеризует нынешнюю ситуацию Константин Авершин.

«Партия «AMANAT» и я лично продолжим эту борьбу с чиновничьим беспределом, с ротозейством отдельно взятых чиновников. Мы будем поддерживать наш спорт во всех направлениях, в том числе программу Artsport», - пообещал спикер.

Возвращаясь к ситуации со спортшколой, Константин Авершин упомянул, что на наиболее активных родителей спортсменов, тренеров и преподавателей оказывалось беспрецедентное давление: на родителей «травили» ювенальную полицию, отделы образования, угрожали чуть ли не лишением родительских прав. Пытались обрезать выплаты активистам. Увольняли нескольких преподавателей за их активные позиции.

«Все лицензии, о которых говорили, что их вернуть нельзя, мы вернули. К премьер-министру мы с Гульдарой Нурумовой заходили два раза. В итоге Алихан Асханович подключился, вызвал новых министров, поставил задачу вернуть лицензии и с понедельника уже начались реальные подвижки. Важность этого момента является даже не в том, что вернули колледж, а то, что это прецедент. Первая серьезная победа, когда из лап проворовавшихся чиновников был выдран вот этот вот кусок справедливости», - заявил он.