Казахстан был и остается приверженцем принципа внешнеполитической многовекторности, считает политолог Андрей Чеботарев
Выступление Касым-Жомарта Токаева на полях Петербургского международного экономического форума, без преувеличения, разобрали на цитаты. Причем, как внутри Казахстана, так и за его пределами. Шутка ли, лидер нашей страны разом расставил точки под наиболее обсуждаемыми, резонансными вопросами. Наиболее важным из которых видится членство республики в ЕАЭС и ОДКБ.
Политолог Андрей Чеботарев представил свой анализ заявлений главы государства как в Санкт-Петербурге, так и раньше – в интервью телеканалу «Россия 24», передает Azattyq Rýhy.
Казахстан-Россия: партнерство с приоритетом национальных интересов
Текущая неделя была отмечена активностью на российском направлении внешней политики Казахстана. Тон в данном случае задал президент страны Касым-Жомарт Токаев, который 15 июня дал большое интервью телеканалу «Россия-24», а спустя два дня принял участие в работе 25-го Петербургского международного экономического форума.
В обоих случаях глава государства затронул актуальные вопросы не только в рамках взаимодействия двух стран, но и внутриполитической повестки. Причем его заявления и ответы были адресованы не только российской аудитории, но и собственным согражданам, а также заинтересованным зарубежным кругам.
Прежде всего, одним из важных вопросов стало прояснение официальной позиции Казахстана по продолжающемуся участию в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Тем более, что только в прошлом году наша страна председательствовала в этом интеграционном образовании. Участие в нем, равно как и в других межгосударственных структурах, позволяет Казахстану, в частности, наращивать свой переговорный потенциал, отстаивая свои национальные интересы.
Будучи профессиональным дипломатом, Касым-Жомарт Токаев не только понимает важность усилий в этом направлении, но и знает, что и как следует делать. А как президент Казахстана он берет на себя всю полноту ответственности за участие страны в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и т.д.
В этой связи Россия и другие страны-участницы могут быть спокойны относительно дальнейшего пребывания Казахстана в ЕАЭС. Другим же внешнеполитическим партнерам республика в соответствующей части интервью президента продемонстрирована в качестве не «послушного» и «согласного со всем» члена команды, а субъекта, готового отстаивать свои позиции и, более того, задавать время от времени собственные «правила игры». Тем более, что Казахстан был и остается в данном союзе не обычным участником, а одним из полноправных соучредителей.
Безусловно, что сам ЕАЭС имеет свои плюсы и минусы, которые периодически обсуждаются на разных официальных, экспертных и медийных площадках. Имеются также определенные риски, как для этого международного объединения, так и для казахстанской экономики в свете обострения «войны санкций» между Россией и Западом. Однако уже только в силу географических факторов Россия была и остается ведущим внешнеэкономическим партнером Казахстана. И его участие в ЕАЭС, по большому счету, является одним из инструментов выстраивания максимально взаимовыгодных отношений с этой страной.
Очевидно, что одним из серьезных приоритетов Казахстана является создание к 2025 году единого рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Это позволит нашей стране сравнительно свободно экспортировать свои энергоресурсы на внешние рынки через российскую территорию. Причем для этого осталось не так много времени.
Роль другой международной структуры с участием Казахстана – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была отмечена в контексте январских событий. Немаловажно, что хоть и вынуждено, но она впервые проявила себя в деле, отработав механизмы совместного реагирования в критических ситуациях. Причем без каких-либо политических и военных эксцессов. Казахстан также не собирается выходить из состава ОДКБ, к чему призывают отдельные политические оппоненты действующей власти. Более того, в октябре этого года на его территории пройдет цикл совместных командно-штабных, миротворческих и иных учений.
Чувствительным вопросом в казахстанско-российских отношениях является также позиция нашей страны по вооруженному конфликту между Россией и Украиной и его последствиям. Глава государства лишний раз подчеркнул неуклонное следование Казахстаном линии нейтралитета в отношении данного конфликта, а также общепризнанным нормам международного права. В последнем случае это касается территориальной целостности современных государств, что исключает официальное признание любых самопровозглашенных квазигосударственных образований.
Другое дело, что санкционное противостояние между Россией и Западом объективно требует от Казахстана не только принятия необходимых мер для защиты национальной экономики, но и участия в аналогичных совместных действиях в рамках ЕАЭС. В связи с этим предложение Токаева относительно развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС с заинтересованными странами Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии является достаточно своевременным и обоснованным. Тем более, что в создании зоны свободной торговли со странами-участницами союза заинтересованы Индия, Монголия, ОАЭ, Пакистан и т.д. Казахстан же в силу своего географического положения и конструктивных взаимоотношений со многими азиатскими странами способен сыграть в данном случае роль связующего звена.
Президент Казахстана также напомнил о председательстве своей страны в Содружестве Независимых Государств (СНГ) в текущем году. Как известно, соответствующая повестка предполагает 85 мер в рамках основных направлений межгосударственного сотрудничества. В том числе это касается координации стран СНГ по актуальным вопросам глобальной и региональной повестки дня. В связи с этим развитие взаимодействия, как с отдельными странами Азии, так и с такими международными организациями, как АСЕАН и ШОС, приобретает качественно иной смысл. Речь идет уже не о преодолении последствий соответствующих санкций, а о формировании Большого Евразийского партнерства. Понятно, что подобные инициативы требуют тщательной проработки и проведения серии переговоров с большим количеством потенциальных участников. Однако в текущих условиях они представляют собой альтернативу процессам нарастания противоречий и конфликтов между разными геополитическими акторами.
В целом Казахстан был и остается приверженцем принципа внешнеполитической многовекторности. В связи с этим он продолжает участвовать в различных межгосударственных структурах и диалоговых площадках совместно не только с Россией, но и с Китаем, США, Турцией, ЕС и т.д. Кроме того, с его участием развиваются новые транспортные и энергетические коридоры, как, например, Транскаспийский международный транспортный маршрут. Постепенно расширяется центральноазиатское межгосударственное взаимодействие.
В этих условиях способности продвигать свои цели и интересы, в том числе путем поиска компромиссов, важны в рамках каждого из ключевых направлений внешней политики Казахстана. При этом, судя по выступлению и ответам главы государства, республика готова проявлять не только дипломатическую гибкость, но и твердость. Показательными в этой связи стали замечания Токаева в адрес отдельных представителей политических и медийных кругов России, неоднократно в течение последних нескольких лет допускающих некорректные и необоснованные высказывания в отношении внутренней и внешней политики Казахстана.
В частности, Президент РК напомнил, что во время январских событий помощь стране оказала не только Россия, но и другие государства-члены ОДКБ в рамках деятельности именно этой организации. Кроме того, в своем интервью телеканалу «Россия-24» он обратил внимание на положение русского языка, чьи официальное положение и уровень применения остаются неизменными. Тем самым Касым-Жомарт Токаев дал вполне исчерпывающие ответы на довольно чувствительные темы, которые некоторые заинтересованные круги стремятся фактически использовать с выгодой для себя, пытаясь корректировать формат и повестку в отношениях Казахстана и России.
Таким образом, Казахстан в лице своего президента предпринял дополнительные усилия по сохранению и дальнейшему развитию взаимоотношений с Россией в духе партнерства и сотрудничества, не забывая при этом о своих национальных интересах. Не случайно, что такой подход встретил ответную положительную реакцию, прежде всего, со стороны президента РФ Владимира Путина.
Последний, в частности, заявил о том, что Казахстан «…является нашим союзником в прямом и самом широком смысле этого слова». Всевозможные же спорные и проблемные моменты в двусторонних отношениях вполне обсуждаемы и разрешимы в рабочем порядке. В свете текущего положения России на международной арене следует ожидать, что ценность ее отношений с Казахстаном будет возрастать.