Последние назначения в акимате Нур-Султана – как яркий пример меритократии
«На госслужбу – по заслугам, а не по принципу кумовства, дружбы». Эти слова говорил Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев еще в 2015 году. Акцентируя внимание на важности принципа меритократии, лидер нации ратовал за то, чтобы народ открыто видел, благодаря каким умениям, навыкам и достижениям занял пост тот или иной чиновник, передает Azattyq Rýhy.
Для справки: Меритократия (букв. – власть достойных, от лат. meritus – достойный и греч. ϰράτος – власть) это форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди из различных социальных слоев.
Многие описывают меритократию как управленческую систему идеального мира. Согласно её принципу, люди продвигаются вверх по карьерной лестнице только благодаря умственным способностям, достижениям и усердному труду. В меритократии нет места связям, финансовому достатку и социальному происхождению. Все это не важно — если человек умен, он получит то, что ему полагается.
Эти слова Елбасы были основаны на передовом международном опыте. Ряд азиатских стран-ведущих экономик мира, а также признанные демократические столпы Запада давно осознали, что меритократия может служить движущей силой социальной мобильности и приносить выгоду как отдельным людям, так и обществу в целом. Так, страны, в которых государственное управление опирается на принципы меритократии, демонстрируют высокие темпы экономического роста благодаря более эффективной работе государственной службы. В качестве примера – Сингапур и Ли Куан Ю.
Кроме того, то заявление Нурсултана Назарбаева было четким сигналом для политических тяжеловесов – обратить внимание на молодую поросль, внедрять здоровую конкуренцию и поощрять отдельных чиновников.
Действительно, и внутри Казахстана немало ярких примеров меритократии. В масштабе страны – это, к примеру, внедрение президентского кадрового резерва с сильнейшими молодыми специалистами.
«Кто бы не пришел на госслужбу, надо начинать с низов. Нельзя сразу начальником стать. Стали именно расти люди с низу. А иначе нельзя – надо набраться опыта. Человек должен знать все ступени лестницы. То есть когда ты отдаешь кому-то приказ, ты должен знать, как он может быть выполнен. Эта модель способствует профессионализации государственной службы.
Учтите следующее: лучший – означает не лучший вообще, а лучший среди имеющихся. То есть надо смотреть, кто в этом подразделении работает. Так вот, это лучший из них. Но у нас долгое время была проблема в том, что госслужба была не очень привлекательная и малооплачиваемая, и поэтому на нее шли по остаточному принципу. Но сейчас зарплаты поднимают и потихоньку положение улучшилось. Есть определенная инерция и понимаете, люди, которые пошли в госслужбу, которые хорошо работают, они очень ценные кадры и для коммерческих предприятий, и поэтому их переманивают. Потому что они умеют работать с людьми и стрессоустойчивые», - отметил политолог Марат Шибутов.
«В Казахстане, безусловно, этот принцип (меритократии – AR) применяется. Есть такой процесс, который называется «циркуляция элит», когда верхние слои управленческого состава периодически обновляются за счет рекрутирования из нижних. У нас и министров назначают из числа заместителей, и акимов из числа заместителей, и иногда идет рекрутирование из экспертного сообщества и из профессионального или из общественных кругов. Например, Багдат Мусин был назначен как член национального совета общественного доверия, впоследствии стал министром. Он имеет опыт и в области цифровизации, и в области современных коммуникаций. Министр Цой, который недавно ушел в отставку, тоже был из числа профессиональных врачей», - говорит политолог Талгат Калиев.
А наиболее свежие примеры – из столичного акимата. Образчиком меритократии может служить карьерный путь Ерлана Бекмурзаева. Еще в 2007 году будучи 23-летним парнем он пришел на госслужбу. Начинал с должности рядового специалиста Департамента занятости и социальных программ тогда еще города Астаны. Набирался столь необходимого опыта. Его труды не остались незамеченными – поступило предложение из Министерства индустрии и новых технологий. Там Бекмурзаев проработал экспертом.
С 2017 по 2021 годы работал заместителем, руководителем Управления по инвестициям и развитию столицы, акимом района Алматы. И вот недавно Ерлан Бекмурзаев, имея за плечами 15-летний стаж, стал заместителем акима Нур-Султана. В соцсетях, к слову, астанчане обратили внимание на тот факт, что новоиспеченный управленец – местный житель, а значит, не понаслышке знает о нуждах и достижениях столицы.
«В акимате столицы придерживаются этого принципа (меритократии – AR). Меритократия на примере того же замакима Ерлана Бекмурзаева важна для самих карьерных государственных служащих. Это расширяет им горизонт планирования, позволяет им строить жизненную стратегию и выстраивать карьеру в соответствии со своими целями и жизненными задачами. И когда назначение имеет такую логику, то каждый госслужащий может рассчитывать, что при добросовестном выполнении своих обязанностей он в конечном итоге сделает успешную карьеру», - убежден политолог.
«Очень важно, чтобы аким, его заместители были местными, не из приезжих, потому что вот смотрите, лучший аким Алматы – это Байбек, который тут родился и Есимов, который тут практически вырос. Они все-таки гораздо бережнее относились к городу, чем Храпунов или остальные. То есть кто ближе к городу, тот и лучше относился. Поэтому хорошо, что новым замакима столицы стал один из местных. Он как минимум вопиющих дел не будет делать, таких как продавать участки земли и будет разговаривать с людьми и будет думать на перспективу, потому что он будет дальше жить в этом городе, а не свалит отсюда в другой регион или еще куда», - считает политолог Марат Шибутов.
Столь же, без преувеличения, тернистым был путь 40-летнего Нурбола Нурсагатова – нового акима района Алматы. Практически та же карьерная лестница – от рядового специалиста до акима. В разные годы он работал в Комитете строительства Министерства индустрии и торговли РК, в Управлении государственного архитектурно-строительного контроля, а с 2008 по 2011 годы был заместителем руководителя Управления строительства акимата Астаны. В 2011-2012 годах занимал должность заместителя председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК.
С 2014 по 2019 годы Нурбол Нурсагатов работал руководителем Управления транспорта и автомобильных дорог акимата ВКО, Управления строительства акимата Алматы и Управления охраны окружающей среды акимата Нур-Султана. Последние два года работал акимом района «Байконыр». Таким образом, можно воочию убедиться, что Нурбол Нурсагатов – опытный специалист, прошедший путь в соответствии с принципом меритократии от ведущего специалиста до акима района. Общий трудовой стаж на госслужбе составляет 17 лет.
В череде кадровых изменений нельзя не упомянуть и 43-летнего Ерлана Жаулыбаева, назначенного акимом района «Байконыр».
Трудовую деятельность он начал в 2001 году с должности лаборанта Костанайского колледжа бизнеса и права, с 2004-2005 – главный специалист аппарата акима Костанайской области. С 2005 по 2011 годы работал главспецом в Управлении мобилизационной подготовки и ЧС Костанайской области, Управлении мобилизационной подготовки и ЧС Астаны. Также в разные годы занимал должности заместителя акима района Житикаринского района Костанайской области, руководителем госучреждения «Управление координации занятости и соцпрограмм акимата Костанайской области».
С 2017-2018 годы – заместитель руководителя аппарата акима Актюбинской области. С 2018 по 2021 годы занимал должность заместителя акима района «Байконыр» в Нур-Султане. Общий трудовой стаж составляет более 20 лет.
Описанные в данном материале примеры – лишь малая часть реализации данного принципа отбора. Наши герои – пример для подрастающего поколения, а меритократия в целом – будто ответ на запрос общества, которое все чаще говорит о демократических преобразованиях и лучшем международном опыте.
«Меритократия, безусловно, влияет на демократизацию, потому что она позволяет обеспечить прозрачность продвижения на руководящие позиции, прозрачность отбора на руководящие должности и это повышает уровень их подотчетности перед обществом», - заключил Калиев.