Быть депутатом не значит размахивать флагом

Автор: Azattyq Rýhy

Недавний самоотвод депутата маслихата Семея Армана Машимова показал на практике: далеко не все новоявленные народные избранники осознают всю «тяжесть» нового статуса

Все ли кандидаты в депутаты отдают себе полный отчет о специфике работы народного избранника? Действительность показывает, что к сожалению, нет, считает секретарь маслихата Семея Бейсенбек Акжалов. Одна из причин – излишняя романтизация. Даже юношеский максимализм в какой-то степени, передает Azattyq Rýhy.

Взять хотя бы пример депутата маслихата Семея Армана Машимова. Совсем недавно он написал заявление об отставке – спустя всего полгода в новом статусе. «Я понимал, что будет тяжело, но не настолько», - признался он в интервью коллегам.

«Он заходил сюда, видимо, с таким настроем, что все проблемы он решит сразу, буквально за квартал. У него, наверное, были свои идеалистические понятия о работе депутата. Пришел, потребовал и сразу результат. Так не бывает. Решение многих социальных и других проблем связано с бюджетом, а это отдельный порядок. Есть процедуры согласования, разработки ПСД, проектов. Есть деньги республиканские, есть областные и городские. Это устоявшейся и необходимый регламент, соблюдать который мы попросту обязаны – того требует закон», - рассказал Бейсенбек Акжалов.

Бюджет и регламент наш собеседник упомянул не случайно. Дело в том, что, уходя Машимов, можно сказать, попытался громко хлопнуть дверью. Он поведал, с какими мучениями столкнулся, будучи депутатом, когда некоторые из его запросов якобы оставались без ответа. По его словам, он писал «начиная от освещения дорог до адаптации тротуаров и остановок под безбарьерную среду».

«Я проанализировал каждое из них (запросов – AR) и подчеркну, что операторами программ ему своевременно были отправлены ответы. Опять же по букве закона. А те запросы, на которые он не успел получить ответы, так там не вышли еще сроки. Если 7 июля, например, отправил, то до 7 августа ему в любом случае оператор программ, пусть это будет отдел ЖКХ или транспорта, они в любом случае ему ответят.

Та проблема, которую он поднимал, это поселок Восточный, частный сектор. Там планируется расширение дороги. Во-вторых, на следующий год планируется несколько улиц заасфальтировать, но это не основные улицы, по ним так активно, как по центральным улицам, транспорт не ходит. Подобные вопросы же рассматриваются в масштабах всего города! Неужели Арман Машимов не знает об этом?! Поэтому ему и был предоставлен ответ о том, что сейчас по утвержденной программе на это не предусмотрено средств, но в перспективе это будет рассмотрено обязательно», - продолжил разъяснять Акжалов.

Бейсенбек Акжалов, секретарь маслихата Семея

Проще говоря, проблемы решаются поэтапно. Ткнув на какую-то яму, сложно ожидать того, что завтра же ее «закатают». Начнем с того, что бюджет на 2021 был принят в 2020. То есть план работ, в том числе относительно ремонта и строительства дорог, был определен и утвержден еще прошлой осенью.

«Потом он являлся председателем комиссии по социальным вопросам. Он пишет, что инициировал собрание комиссии по таким-то вопросам, и выкладывает повестку. Мол, тогда он не услышал ответа от секретаря и аппарата маслихата. Опять же здесь есть четкий, общеизвестный регламент: заранее согласовать сроки и повестку с секретарем маслихата или руководителем аппарата. Само заседание проводится лишь после получения ответов от уполномоченных органов.

А, он хочет в один день, не поставив никого в известность, в силу может быть не знания, провести это заседание комиссии. Я проводил ликбез об этом для всех молодых депутатов нового созыва буквально через неделю после их избрания. Но, похоже, не все освоили или захотели освоить это. Кому-то, как видим, проще пошуметь, чем засучить рукава», - подчеркнул спикер.

По поводу тех же депутатских запросов. Вы может быть удивитесь, но задача народного избранника состоит в том, чтобы не только сформулировать и отправить запрос, но и держать постоянную связь с адресатом. Это, разумеется, в том случае, если упомянутый запрос был отправлен «не для галочки». Созвониться с госорганом, с конкретным исполнителем, «выпытать» по интересующему вопросу все нюансы – думается, именно так надо отстаивать права и интересы своих избирателей. Или история с асфальтом: а что, если на следующий год на данном участке запланирована прокладка трубопровода? Прикажете сию минуту постелить новенький тротуар, а после выкорчевать его и класть трубы? Тут уж «слава» на всю страну обеспечена.  

Для обывателя же депутатство – это «витринный» статус. Как говорилось выше, излишняя романтизация – главное, чтобы костюмчик сидел.

«Это на самом деле касается всей республики. Дело в том, что люди, особенно молодые, которые приходят в депутаты, зачастую не до конца понимают, что депутатский корпус – это целый институт с четким регламентом. Это ежедневная, кропотливая работа. Не нужно громогласно заявлять о том, что кто-то способен в одночасье решить все проблемы. Это популизм. Только с помощью согласованных действий с исполнительными органами мы можем разрешать эти проблемы. Думают, что придут, поднимут проблемы и они тут же решатся», - заключил секретарь маслихата.

Помните, как у Сухомлинского: «Самое трудное - мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему». То есть осязаемые, конкретные, ощутимые плоды труда того же депутата проявляются спустя годы, а не сиюминутно.