Устойчивый транспорт – это перемещение людей, а не машин

Автор: Сейтказин Ардак

Главный недостаток старой модели борьбы с дорожными заторами заключался в следующем: строилось все больше транспортных развязок и дорог, но удобная дорожная инфраструктура неизбежно приводила к росту покупок все новых автомобилей

kaznews.kz

Если деньги – кровь экономики, то транспортные потоки – ее кровеносные сосуды. Особенно в мегаполисах. Главная задача «Умного города» сделать комфортным проживание и передвижение людей в Алматы. Приоритет отдается развитию экологичного общественного транспорта и альтернативных способов перемещения.  

Большинство автолюбителей хотят, чтобы в городе было легко ездить на личной машине и при этом дышать чистым воздухом. Но даже если все горожане разом пересядут на электромобили, проблемы «пробок» и парковок никуда не денутся. Хотя воздух и станет намного чище.

Происхождение всех бед

Главный недостаток старой модели борьбы с дорожными заторами заключался в следующем: строилось все больше транспортных развязок и дорог, но удобная дорожная инфраструктура неизбежно приводила к росту покупок все новых автомобилей (их в Алматы сейчас свыше 500 тысяч), что опять же ведет к росту все тех же пробок. Получается замкнутый круг?

К тому же не стоит забывать, что количество не переходило в качество, в том смысле, что алматинцы до сих пор помнят все эти коптящие автобусы и «легковушки».

Да, решение очевидное – перевозить то же количество людей меньшим числом автомашин. По этой части вне конкуренции метро. Но оно имеет ряд ограничений. В большой автобус помещается до 80 человек, в легковом автомобиле – 5 максимум. То есть один автобус может заменить 5 автомашин. Хорошо если он ездит на сжиженном газе или того лучше на электрической тяге – решаются разом две задачи: снижается загруженность дорог и уменьшается объем вредных выбросов. К примеру, если все алматинцы пересядут на автобусы вместо личного автомобиля, то это приведет к снижению вредных выбросов в атмосферу в 10 раз. 

Чтобы сделать еще более выгодными поездки на общественном транспорте в мировой практике вводятся специально выделенные линии для них. В итоге, в часы пик добраться к месту назначения на автобусе (троллейбусе) становится гораздо быстрее.  

Если взвесить все плюсы и минусы содержания своей машины (ГСМ, оплата паркинга, налогов, страховки и т.д.) для жителя мегаполиса, то получится, что горожанину удобнее пользоваться ОТ.

Ну а при наличии развитой инфраструктуры, как это делается в западной Европе, можно ездить на работу на велосипеде или самокате. Так делает, скажем, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.

Город, ориентированный на людей 

Все родовые пороки мегаполисов, увы, относятся и к Алматы. Благо еще лет 10 назад была начата целенаправленная работа по развитию общественного (ОТ) и альтернативных видов транспорта (АТ). С тех пор системные проблемы стали решаться комплексно, а не по принципу «вылечить одно, покалечить другое».

Начнем с того, что в 2011 году стартовал 5-летний проект ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт Алматы» (УТГА). Устойчивый («зеленый») транспорт – система, минимизирующая вредное воздействие на окружающую среду. В частности, это развитие общественного транспорта (ОТ). Среди краеугольных задач – увеличение на 20% доли поездок на общественном транспорте к 2023 году.

А также пешие передвижения или езда на велосипеде, транспортноориентированное городское планирование и землепользование, которое сокращает потребность в поездках.  

Согласно проекту, городу необходимо разработать и внедрить к 2023 году интегрированную сеть скоростных общественных перевозок, которая будет базироваться на электронной системе оплаты билетов и информации для пассажиров и должна включать: линии метро, две линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), 5 коридоров скоростных автобусных перевозок (БРТ).

Одним из компонентов проекта стала разработка Комплексной системы организации дорожного движения (КСОДД) до 2023 года, в основе которой интегрированный подход к транспортному планированию.

В мае 2014 года акиматом были одобрены пилотные проекты БРТ и строительство новой велодорожки. Была поставлена задача, чтобы каждый третий алмаатинец передвигался на общественном транспорте. Наряду с этим был продолжен курс на развитие экологически чистого общественного транспорта и его перевода на газ. Так, в 2014 году в коммунальной собственности уже имелось 600 автобусов и 400 такси, работающих на сжиженном газе – их доля за 3 года, выросла в 6 раз (с 10 до 60%).

Развитие транспортной системы города получило особый импульс в 2015-2019 годы, когда был реализован ряд целей проекта УТГА.

В 2015 году, к примеру, в Алматы появилась первая выделенная автобусная полоса на проспекте Абая. В 2018 году ввели первую линию БРТ на улице Тимирязева. По расчетам специалистов акимата Алматы, на общественном транспорте пропускная способность полосы БРТ составляет 22 000 пассажиров против 2000 на личном транспорте, то есть пассажиропоток вырастает в 10 раз.

Максимальная скорость была снижена до 40 км в час, что привело к заметному уменьшению случаев наезда на пешеходов, особенно, со смертельным исходом.

В 2017 году на международной конференции, посвященной проекту «Устойчивый транспорт города Алматы», было официально признано, что проект успешно реализуется и часть его задач уже реализована.

В частности, были запущены выделенные полосы для общественного транспорта общей протяженностью 96 километров. В результате средняя скорость движения выросла на 50%, а пассажиропоток – на 30%. А введение платных парковок позволило снизить нагрузку на дорожную сеть и увеличить выплаты в бюджет в пять раз.

Как показывают исследования, при введении одностороннего движения пропускная способность проезжей части, и скорость движения возрастают в среднем на 10-12%, а количество ДТП существенно уменьшается. С этой целью в Алматы для оптимизации транспортных потоков было введено одностороннее движение на улицах Курмангазы и Шевченко.

Кроме того, в рамках проекта создан велокоридор от микрорайона Орбита до Зеленого базара, установлено 200 велостанций для более чем 1700 велосипедов.  

Что касается автобусного парка, то он обновляется благодаря созданию рыночных отношений и выводу доходов из тени. В частности, за счет бюджета и частными перевозчиками было закуплено 675 новых автобусов разной вместимости. В итоге уже к началу 2019 года городской автопарк был обновлен сразу на 86%.

Особняком стоит проект сборки в Алматы электробусов нового типа, которые могут ездить как с помощью проводов по уже существующим троллейбусным линиям, так и за счет аккумуляторов. Причем, последние подзаряжаются во время движения с помощью проводов. Завод «Falcon Euro Bus» - первое совместное казахско-германско-гонконгское предприятие в СНГ, был запущен осенью 2018 года в рамках наследия EXPO-2017 и городской инициативы «50 проектов-драйверов развития Алматы». Объем инвестиций составил 14 млрд тенге. При этом создано 200 постоянных рабочих мест, собрано 25 автобусов. До конца года ожидается выпуск еще более 250 автобусов. Перевезено более 3 млн пассажиров. Внедряются самые современные производственные и сервисные технологии, обучаются механики, мастера, проводятся специальные курсы.

Экобасы собирают по новой технологии с легкосплавным каркасом. В 2019 сошли с конвейера первые 10 экобасов. Сегодня их 20, и они перевозят пассажиров по маршруту N 206 - по улице Толе би, одной из главных автотрасс мегаполиса.

Далее в июле 2019 года железнодорожные вокзалы Алматы были переданы в коммунальную собственность. Это позволило городскому акимату провести реконструкцию объектов и развивать их как часть транспортной инфраструктуры мегаполиса.

Лучшей оценкой масштабной работы стало первое место Алматы – за реализацию комплексной реформы транспортной системы на Европейском форуме «Smart city-2018» в Любляне. Комитет конкурса отметил системный подход Алматы и соответствие таким критериям, как цифровое обеспечение прозрачности доходов общественного транспорта и их выведения из теневого оборота, участие бизнеса через ГЧП, а также акцент на улучшение экологии через модернизацию пешеходных и общественных пространств.

Город Zero

Отдельно остановимся на программе Vision Zero Almaty, как части комплексной транспортной реформы. Ее запустили в 2019 году основываясь на шведском опыте. Суть программы состоит в сознательном снижении скорости движения в городе, строительстве искусственных барьеров для проезда автомобилей в угоду безопасности пешеходов. Сверхзадача проекта – достижение нулевого (zero) уровня смертности и травматизма на дорогах. Естественно, это долгий путь, но каждая спасенная на дорогах жизнь стоит затрат и сил.

Дорожная карта по Vision Zero состоит из 6 разделов и 50 пунктов.

1. Дизайн уличной и дорожной среды; 2. Защита пешеходов; 3. Интеллектуальное управление транспортной системой; 4. Внедрение международного опыта – изменение законодательства в сфере регулирования дорожного движения в соответствии с Vision Zero; 5. Развитие общественного транспорта; 6. Организационные меры. 

Благодаря всему вышеупомянутому планировалось уменьшить долю погибших в ДТП – на 35% в 2020 году, а в 2021 уже на 55%.

В рамках реализации этой программы уже обустроены искусственные неровности перед школами, построено 15 светофорных объектов, обустроено 115 новых нерегулируемых пешеходных переходов, установлены болларды, отделяющие велосипедные дорожки.

На сегодня в Алматы обустроено 82 км велоинфраструктуры – велодорожек и велополос.

К слову, многие по-прежнему считают, что ездить на велосипеде по городским дорогам опасно. На самом же деле, при соблюдении ПДД и правильно устроенной инфраструктуре все как раз наоборот. К примеру, в Голландии самый высокий процент использования велосипедов в мире, и такой же высокий показатель безопасности.

Резюмируя можно сказать, что суть транспортной программы Алматы состоит в том, чтобы максимально снизить долю перевозок на личном автотранспорте, сделав приоритетом развитие «зеленого» общественного транспорта. Кроме того, создается инфраструктура для альтернативных видов перемещения, в первую очередь велосипедов и самокатов. Развивается прокат авто и других транспортных средств (шеринг). Увеличивается число улиц с односторонним движением.

Кстати, в мае этого года акимат Алматы подтвердил дальнейшую реализацию программы Vision Zero Almaty.

Все эти современные комплексные решения принимаются для того, чтобы Алматы по-настоящему стал городом для людей, а не для автомобилей.

Справка: в Алматы сегодня насчитывается 20 автобусных парков. 147 маршрутов обслуживают 1940 автобусов, в том числе 393 на газовом топливе, 14 электробусов, 160 троллейбусов, а также более тысячи на дизельном топливе (по данным almatydc.kz).

В городе оборудовано 14 светофорных объектов с адаптивным управлением, установлено и заменено более 4,8 тыс. дорожных знаков, нанесено более 270 тыс. кв. м линий дорожной разметки.

Марк СЕВЕРЯНИН