Территорию спецмогильника с момента последней нашей публикации так и не привели в порядок. А стремились ли вообще...
Спецмогильник близ села Караой Илийского района Алматинской области был выделен для массового захоронения алматинцев, погибших в случае стихийных бедствий. Но когда в апреле 2020 года такой скорбный случай наступил и там начали хоронить умерших от COVID-19 горожан, вдруг выяснилось, что эта земля была передана фермеру под пастбище. «По ошибке»…
Ошибиться было трудно – на карте земельных ресурсов этот участок давно известен как выделенный под избыточные ритуальные нужды южной столицы.
Властям Илийского района пришлось срочно выделять фермеру другой участок для выпаса, и этот казус до сих пор не был предан огласке. Конечно, хорошо, что акимат района не верит в возможность землетрясений и схода селей, и отдает земли для МСБ, но законы-то надо соблюдать.
Перефразируя жутко нелюбимого мной тирана, скажу: у каждой такой ошибки есть имя, фамилия и должность. Но это уже другая история.
Павшая крепость
Сегодня спецмогильник похож на павшую крепость – двухметровые стены из бетонных блоков на месте, а ворота выбиты. Много грязной воды утекло с Капшагайского водохранилища с августа 2020 года в протекающие неподалеку реки Каскеленка и Большая Алматинка, а ворота, которые были вынесены ветром, с прошлого августа так и стоят прислонившиеся у входа, как утомленные часовые.
Виной тому не тараны половцев или печенегов, а так называемый «кордай» – ветер, дующий с юго-запада на юго-восток, и нередко он валит деревья и срывает крыши домов.
Поскольку ворота стоят как раз на линии «огня», их следовало изготовить в виде решеток, чтобы снизить давление ветра. Возвращать ворота в виде сплошного полотна на место – сизифов труд. Неужели за полгода это не стало очевидным для тех, кто занимается обслуживанием этого кладбища?
Поэтому спецмогильник открыт сегодня не только всем ветрам – «кордаю» и «чилику», но и домашнему скоту, дикому зверю и, упаси, боже – опустившимся охотникам за металлоломом. Пока таких случаев вандализма не было замечено – до села Карай около 13 км, а в радиусе трех километров расположены лишь несколько животноводческих ферм. Однако, теплое время года – уже завтра.
Следы копыт и овечьи катышки говорят о том, что у северной стены скорбного места недавно укрывалось от ветра стадо овец голов в 300. Но пастух не дал им войти на кладбище.
Напомним, что журналисты AR первыми побывали на этом спецмогильнике и написали о нем три репортажа. Суть наших претензий состояла в том, что он был устроен с пренебрежением к санитарным требованиям и нормам морали. А именно – территория не была огорожена, отсутствовали таблички, предупреждающие об опасности заражения COVID-19. Прямо посередине кладбища проходила грунтовая автодорога, соединяющая две соседние фермы. Здесь преспокойно ездили люди и пасся скот.
Тогда мы задали резонные вопросы санитарным службам и акимату Алматы: если умершие от КВИ не опасны уже спустя короткое время, то зачем отвозить их за 50 километров от города, где они лежат в забвении? Почему не хоронить их на отдельно выделенных участках обычных городских кладбищ, которые к тому же охраняются? А если они все же опасны, то где же соответствующие меры защиты – ограждения, предупреждающие знаки и охрана?
Досье AR:
Мы также задавали вопрос Минздраву РК: по каким правилам должны функционировать подобные спецмогильники по всей стране, чтобы они не стали невольными источниками заражения казахстанцев?
А еще некоторые сотрудники ритуальной службы прямо на кладбище требовали с родственников погибших по 8 000 тенге за установление табличек с данными покойных. Но раз государство лишает родственников права похоронить близкого со всеми полагающимися соответственно вере ритуалами, оно берет на себя обязанность сделать это достойно. И на это выделяются бюджетные средства.
Но всего важней была эта проблема – родственники умерших нередко посещали могилы в день нового захоронения. И никто этот процесс не контролировал. При этом на спецмогильнике хоронили практически каждый день: за 24 дня – 30 захоронений. А по данным вирусологов ВОЗ, в течение трех суток со дня захоронения умершего от КВИ могилы и прилегающая к ней местность, предметы, такие как ограда, кресты, потенциально могли быть источниками инфекции.
Акимат Алматы очень сердился на наши публикации, но в итоге со дня выхода нашей третьей статьи – 16 июня – туда перестали вывозить умерших от КВИ, а разрешили хоронить в других местах.
Мать и дочь
На 23 февраля на этом кладбище я насчитал примерно 65 могил.
На условно мусульманской стороне кладбища рядом покоятся мать и дочь. Мы рассказывали эту поистине трагическую историю.
Коронавирус безответственности, или Беспризорный спецмогильник
Алматинка Раушан Марасулова отправилась на привычную процедуру – гемодиализ в 12-ю Центральную городскую клиническую больницу (ЦГКБ), но угодила, как и все пациенты и медперсонал, на карантин в стенах БСМП. Там ее заразили коронавирусом, и 17 мая похоронили на спецмогильнике.
Результаты тестов все время у нее были отрицательными. Но через положенный срок изоляции – две недели – Раушан почему-то оставили без объяснений еще на неделю. Как сообщила она с тревогой своим близким, к ним в палату, где уже находились четыре женщины, поместили еще одну пациентку – с явными признаками ОРВИ.
3 мая врачи сообщили, что у нее обнаружена КВИ. И в тот же день Раушан перевозят в инфекционную больницу Алматы. Рентгеновский снимок показал, что у больной поражены 75% поверхности легких. 17 мая она скончалась, не приходя в сознание.
При этом в официальной справке причиной смерти названа диабетическая нефропатия, сахарный диабет (она хронический диабетик). Зато в графе 2 иезуитской формулировкой «прочие важные состояния, способствовавшие к смерти… но не приведшие к ней», указано – COVID-19.
Еще одна странность заключается в том, что из инфекционной больницы, после поступления туда Раушан Марасуловой, тут же стали звонить домой как контактным лицам. Но дочь Асель объяснила, что мама попала в БСМП здоровой, и даже спустя две недели у нее не было никаких признаков КВИ. Близкие подозревают, что из БСМП Раушан Марасулову по документам, возможно, выписали как здоровую, чтобы скрыть факт заражения в этой больнице. А уже затем обратившуюся туда с КВИ… Такая версия многое объясняет в этой истории.
Потом грянул бум высокой смертности в РК, и виновных по халатности в смерти Раушан так и не установили. В том числе и правоохранительные органы. Как говорится, Бог им судья.
В это время ее пожилая мама сама находилась в тяжелом состоянии и от нее скрыли тот факт, что ее любимая дочь уже умерла. Мама Раушан Разия Минетулловна ушла в мир иной 28 августа, пребывая в уверенности, что дочь жива. Теперь они покоятся рядом...
Статистика от лукавого
А еще этот спецмогильник помог понять лукавство постсоветской статистики. Умершими от COVID-19 по Алматы числилось на 16 июня 12 человек, а фактически захороненных я насчитал 60. Разница в 5 раз. Напомним, здесь хоронили всех, у кого был обнаружен коронавирус, даже если причиной смерти признана другая болезнь.
Игры с отрицанием КВИ, всякими идиотскими конспирологическими теориями вроде 5G, заговора Билла Гейтса, чипирования, вреда ношения масок, под влиянием которых население перестает соблюдать меры безопасности, заканчиваются плохо.
Лучше всего видно на примере России. Там конспирологией (назло США) занимались не только безумные ковиддиссиденты, а федеральные СМИ. И вот закономерный итог – в феврале РФ вышла на первое место в мире по числу умерших людей от коронавируса. Причем, это было доказано данными Росстата, который в отличие от Минздрава оперирует только актами смерти из ЗАГС.
8 февраля 2021 года Росстат, как пишет «Медуза», опубликовал данные о смертности за 2020 год: умерли 162 249 человек, у которых был выявлен коронавирус, и в 86 498 случаях COVID-19 стал основной причиной смерти. Согласно этим данным, избыточная смертность (превышение по сравнению с предыдущим годом) составила 358 257 человек. В свою очередь, вице-премьер Татьяна Голикова признала, что избыточная смертность в прошлом году на 81% связана с коронавирусом. Тогда смертность от КВИ в РФ даже по методике Голиковой за 9 месяцев составила 298 188 человек.
Однако по данным департамента здравоохранения Москвы, с вирусом связаны 98-100% «избыточных смертей». Таким образом, данные от смертности были занижены в 6.3 раза. Россия оказывается на втором месте по абсолютному количеству смертей, связанных с эпидемией, подсчитал исследователь из Университета Тюбинген Дмитрий Кобак. Выше только США, где население более чем в два раза больше – 330 млн против 140 млн.
«Если соотношение (6,3 раза) между официально объявленными смертями от коронавируса и избыточной смертностью сохранится, то на 9 февраля избыточная смертность с начала 2021 года составит более 129 тысяч. Это значит, что в России на сегодня с начала эпидемии уже умерли более 480 тысяч человек и страна вышла на первое место по относительному числу умерших», - пишет издание.
Словам, посещение караойского спецмогильника навевает немало актуальных дум - не только о бренности жизни, но и о живучести коррупции, халатности и недопустимости распространения ложной информации. Особенно, связанной со здоровьем и жизнью людей.
Марк СЕВЕРЯНИН