Политологи: В Казахстане два мира – русскоязычный и казахоязычный

Автор: Сейтказин Ардак

Внедрение казахского в качестве полноценного госязыка остается камнем раздора, считают политологи Дос Кошим и Расул Жумалы

Фото: express-k.kz

В любом цивилизованном обществе государственный язык – это фактор единения граждан. Благодаря ему представители разных этносов и культур ощущают себя равными друг другу, находят взаимопонимание, а уже на этой почве обретают такие важные качества, как патриотизм, сопричастность к судьбе страны. К сожалению, в современном Казахстане казахский язык, будучи официально государственным, еще не является таковым де-факто. Более того, нередко мы можем наблюдать элементы раздора на языковой почве и попытки придать ему политический окрас. Все это заставляет внимательно отнестись к указанной проблеме и искать пути решения, передает Azattyq Rýhy.

Формирование гражданской модели идеологии предполагает наличие системы социально-политических ценностей – некого общего знаменателя, способного мобилизовать большинство населения.

При построении идеологии в Казахстане на базе традиционных ценностей казахского этноса или шире – тюрко-мусульманского мира, вопрос об интеграции европейского населения становится одним из наиболее сложных.

Сам идеологический процесс в Казахстане отличается переходным состоянием общества, который характеризуется глубокими преобразованиями политических отношений и социокультурных ценностей. Следствием чего стали перемены в ощущении идентичности части общества: идеологической, государственной, национальной.

Выросло поколение молодых людей, которое социализировалось в принципиально новых условиях, когда государство не занималось систематически и целенаправленно их воспитанием, в том числе идеологическим. Поэтому в их индивидуальном и групповом сознании сегодня можно найти разные, порой взаимоисключающие ориентации – от имперских, советских до либерально-демократических, национальных, религиозных, космополитических. Сама ситуация в Казахстане характеризуется полиэтничным и поликонфессиональным составом населения, что очевидным образом актуализирует роль социально-политического компонента. Жизнь в одной стране естественным образом толкает людей на поиск культурного базиса для консолидации.

С другой стороны, отсутствие четкой позиции властей и государственных СМИ приводит к тому, что немалое число диаспор рассматривает идею интеграции в единую гражданскую нацию в Казахстане, как своего рода угрозу для своей этно-национальной самобытности.

Выше отмечалось, что среди прочих успех политики по сплочению разных этнических групп воедино во многом зависит от успешного решения языкового вопроса. Опыт не менее, если не более мультикультурных обществ Германии, Франции, России и других – тому доказательство. К сожалению, в условиях Казахстана внедрение казахского языка в качестве полноценного государственного языка и консолидатора остается камнем раздора. Это заставляет особо выделять языковую проблему как одно из стратегических направлений этнополитики.

Очевидно, что по языковому вопросу наиболее чувствительной группой в нашем обществе остаются русские.

Ожидания значительной их части (53%) по языковой теме достаточно негативны, при этом одним из основных факторов является перевод делопроизводства на казахский язык. Показатели «азиатов» (29%) и «европейцев» (30%) незначительно отличаются от ответов казахов (25%). Приведенные сведения показывают, что языковой вопрос в Казахстане в высокой степени является проблемой именно статусного и психологического характера. В связи с этим актуальной задачей становится выработка общественного консенсуса, позволяющего «развести в разные стороны» языковой вопрос и межэтнические отношения.

В свою очередь языковое разделение влечет за собой фрагментацию самого общества.

По сути мы можем констатировать наличие в Казахстане двух миров – русскоязычного и казахоязычного, которые иногда расходятся между собой. Они читают разные газеты, смотрят разные телевизионные программы, объединяются в разные группы в социальных сетях.

Это не просто размывает единство общества. При этом немалая часть русскоязычных граждан живут старыми представлениями – телом находясь в Казахстане, душой остаются преданными России.

Это значит, что постоянно откладывать решение языкового вопроса уже не просто нельзя, но и вредно. С одной стороны власти не должны запаздывать в этой чувствительной сфере, как было все предыдущие годы. С другой стороны, самому общество пора требовать более внятных действий, вместе с тем считаться с велениями времени. Время не стоит на месте.

Налицо отсутствие последовательной языковой политики вкупе с недостатком разъяснительной работы. Загвоздка заключается в том, что официальные рупоры в лице депутатов, акимов разных уровней, официозной прессы зачастую не дают искомого результата.

Конечный адресат – обыватель зачастую остается скрытным, неискренним и недоверчивым. Обычный итог таких встреч как правило ограничивается формальным, однако вовсе не подлинным пониманием и тем более одобрением. Как представляется, хорошим подспорьем в этом смысле выступает включение в процесс разъяснительной кампании активистов гражданского общества.

Как показал опыт, поддержанные госорганами соответствующие инициативы лидера Республиканского движения «Ұлт Тағдыры» Дос Кошима (продвижение казахского языка среди русскоязычных, объяснение ономастической политики, резонов перехода казахского языка на латиницу), Даурена Бабамуратова, председателя Республиканского движения «Болашақ» (работа с маргинализированной сельской молодежью в части их отмежевания от экстремистской идеологии) и других показывает высокую эффективность: местные аудитории оказываются гораздо более отзывчивыми и готовыми к тому, чтобы принять точку зрения государства. Подобную практику полезно поощрять с привлечением других неформальных лидеров. 

Тот же опыт общения с русскоязычными сообществами, особенно на севере страны показал: подавляющая часть граждан с пониманием относится к действиям властей в части внедрения казахского языка, переименования улиц и населенных пунктов. С той лишь оговоркой: если этому предшествует аргументированная и доходчивая разъяснительная работа.

Проблему, как правило, здесь представляет горстка маргиналов, которые играя на чувствах людей и их политической незрелости, пытаются придать таким решениям политический и межэтнический окрас.

Следовательно, усилия по нахождению компромисса в языковом вопросе должны продолжиться. Подобную цель преследует проект «Государственный язык – основной фактор консолидации общества». В его рамках обсуждаются проблемы и перспективы развития государственного языка, предложения по совершенствованию механизмов работы в сфере языковой политики. Следует отметить, что проект организуется НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития РК (#CISC2020 #qogamgov).

Авторы: Дос КОШИМ и Расул ЖУМАЛЫ