Сотрудники компании «ЖелДорТранс Актобе» уже выходят на мирные митинги, чтобы воззвать к справедливости
Туристическая компания преграждает путь перевозчику из Актобе судебными исками. С чего начинался конфликт между сторонами, кто лоббирует чьи интересы и как к делу привлекли сына, потерявшего мать при стечении трагических обстоятельств, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Корреспондент Azattyq Rýhy связался с генеральным директором ТОО «ЖелДорТранс Актобе» Талгатом Жумагалиевым. Компания в течение полутора лет не может нормально функционировать из-за барьеров, устанавливаемых со как стороны своего бывшего партнера по исполнению контракта на перевозку, так и со стороны правоохранительных органов, - рассказал он. В отношении «ЖелДорТранс Актобе» параллельно предъявили два иска на взыскание почти 1 миллиарда тенге и по какой-то непостижимой логике возобновили некогда закрытое уголовное дело спустя 2 года.
В 2018 году компания «ТрансТурс Казахстан» выиграла тендер, и передала этот контракт на стопроцентный субподряд «ЖелДорТранс Актобе». У «ЖелДорТранс Актобе» на тот момент уже имелся собственный подвижной состав. В декабре 2018 года КТЖ (АО «НК «Қазақстан темір жолы» - AR) меняет свою политику и с 1 января 2019 года меняются тарифы. Теперь тариф аренды тепловозов КТЖ существенно становится дороже, по этой причине KPO (Karachaganak Petroleum Operaiting – оператор Карачаганакского месторождения) производит повышение контрактной цены.
В апреле 2019 года «ТрансТурс Казахстан» также меняет контрактную стоимость с «ЖелДорТранс Актобе». В 2020 году «ЖелДорТранс Актобе» покупает собственные новые маневровые тепловозы, специально оборудованные для перевозки пассажирского поезда. И запускает уже поезд, полностью состоящий из собственного подвижного состава. В 2021 году компания стала участником несчастного случая.
Тепловоз совершает наезд на женщину, которая переходит железнодорожные пути в неположенном месте. Когда уже все машины и пешеходы стоят, никто не может пересечь железнодорожный переезд, она рядом перебегает ЖД полотно и попадает под колеса поезда. Она не реагировала на звуковые сигналы, была в наушниках. Дело возбуждают и тут же прекращают, так как это несчастный случай.
В 2023 году компания «ТрансТурс Казахстан» вновь предлагает работать в сотрудничестве. «ЖелДорТранс Актобе» в свою очередь, отказывается от совместного участия в тендере, проводимом KPO.
После отказа от совместного участия «ТрансТурс Казахстан» перестает производить оплату по действующему контракту субподряда. То есть «ЖелДорТранс Актобе» возит, а деньги остаются у «ТрансТурс Казахстан».
Когда в августе 2023 года перевозчики подают иск, предъявляется встречный иск, которым хотят пересмотреть условия контракта, за основу принимается «неправильная локомотивная тяга», которую предоставляет национальный перевозчик и «неправильные тепловозы» по мнению туристической компании.
Тем временем, KPO как заказчик и получатель этой услуги, чьих-то сотрудников перевозил поезд, претензий не имеет.
У КТЖ и Министерства транспорта, которые согласовывали график движения, выпускали подвижной состав на магистральный путь, тоже претензий нет. Претензии остались только у «ТрансТурс Казахстан». В чем состояла проблема? В июне 2023 года «ТрансТурс Казахстан» потребовал, чтобы KPO дало согласие на замену подрядчика. KPO, видимо, осмотрев предлагаемые взамен вагоны, не дало согласия на замену подрядчика и продолжило ездить с «ЖелДорТранс Актобе». А в феврале 2024 года КРО присудило следующий двухлетний контракт уже актюбинскому перевозчику напрямую. Потому что одной из существенных условий было опыт работы и наличие в собственности подвижного состава.
Суд первой инстанции «ЖелДорТранс Актобе» выиграл полностью. Однако, во второй инстанции первоначальный иск удовлетворили и встречный иск тоже удовлетворили. Тем самым открывая возможность довзыскать за оставшийся период пятилетнего контракта. 4 июня 2024 года Верховным судом было оставлено в силе решение суда первой инстанции. Уже в июле этого же года председатель Верховного суда внес представление о пересмотре собственной кассации предлагая поддержать решение второй инстанции. В конце августа ходатайство «ТрансТурс Казахстан» было возвращено и представление также коллегия вернула Председателю без рассмотрения. А спустя чуть больше месяца вновь подано ходатайство на имя председателя о внесении представления. И все это происходит в Главном суде страны на исключительной четвертой стадии. То есть это четвертая исключительная стадия, до нее доходят единицы. На август 2024 года таких дел было всего два по республике, а подано примерно 600 обращений.
Параллельно в 2023 году возобновляется уголовное дело двухлетней давности по факту наезда на женщину.
В 2021 году женщина переходила дорогу в неположенном месте. Уголовное дело возобновила Главная транспортная прокуратура, которая очень пристально стала наблюдать за ходом дела. Во все ключевые даты тендерного процесса тепловоз шесть раз опечатывали. Происходило это так, тепловоз должен выехать в рейс, а за два или три часа до рейса, и в выходной, в праздничный день, приезжает линейный отдел полиции по поручению Департамента полиции на транспорте в Астане и останавливает тепловоз. Немаловажный фактор: линейному отделу полиции в Уральске не дали расследовать наезд на женщину. Забрали дело в Астану для расследования. И там же создали следственно-оперативную группу.
Только когда компания подала сотни жалоб, и в феврале 2024 года закончился тендерный процесс, тепловозы перестали опечатывать на этом участке.
Дело по наезду это прыжковой плацдарм. Из него нужно было выпрыгнуть. Так в декабре 2023 года орган следствия возбуждает еще одно дело: оказание услуг, не отвечающее требованиям безопасности. Гражданским и уголовным делом, которые формально не имеют друг к другу никакого отношения, преследуется одна единственная задача – доказать любым способом, что перевозки осуществлялись тепловозом и локомотивной тягой КТЖ, которые не имели права выезда на магистральные пути. Надо понимать, что судебный акт как по гражданскому делу, так и по уголовному делу будут носить обязательный характер друг для друга.
Создалось впечатление, что Актюбинскому перевозчику просто не дают работать любым путем создавая барьеры и препятствия. У них в штате триста сорок человек, шесть регионов, где они работают. В июле - августе месяце, когда компания была доведена вместе с коллективом до отчаяния, подавались во всех регионах заявления о проведении мирных митингов, чтобы их просто услышали. 340 железнодорожников должны выйти на митинг, чтобы их услышали. Потому что, когда председатель Верховного суда внес представление о пересмотре своей собственной кассации в это же время рассматривался иск от компании-посредника на сумму почти один миллиард тенге – взаимосвязь всего происходящего стала очевидна. В настоящее время ситуация повторяется с абсолютной точностью. Ходатайство на внесение представления как уже писали подано, остается ждать следующего иска.
Редакция Azattyq Rýhy также связалась с сыном погибшей женщины, признанным потерпевшей стороной по уголовному делу, к сожалению, он не дал обратную связь.