$ 526.11  542.31  4.76
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Бум электромобилей: захватят ли экологичные авто казахстанский рынок?

В условиях, когда инфраструктура не поспевает за ростом количества таких авто

Бум электромобилей: захватят ли экологичные авто казахстанский рынок?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото freepik.com

По данным Бюро национальной статистики, в Казахстане насчитываются почти 8 тысяч электромашин. Всего за год их количество выросло в 13,5 раза. Чем объясняется этот тренд, несмотря на то, что инфраструктура для электрических автомобилей отстает от темпов роста их количества? Начнут ли люди массово пересаживаться на экологичный транспорт и действительно ли он выгоден для автомобилистов, расскажем в материале Azattyq Rýhy.

Эксперты автомобильного рынка считают, что официальные данные все же отличаются от реальной картины. По их оценкам, машин на электричестве в Казахстане несколько больше.

«В 2022 году по официальным данным в Казахстане было около 700-800 электромобилей. Но на самом деле эти данные были некорректны. По оценкам специалистов в этой области, таких авто насчитывалось несколько тысяч. Сейчас, я думаю, официальная статистика приходит к таким цифрам – порядка 8-10 тысяч электромобилей. Даже если эта статистика не совсем корректна, все равно рост увеличился в разы», – убежден председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

Чем же объяснить такой бум на электромобили? Тут все просто, говорит наш собеседник. Все дело в том, что ряд стран получил льготы на их ввоз. Такое решение принял Совет Евразийской экономической комиссии.

«Сейчас их ввозят в Казахстан абсолютно бесплатно. Вы не платите ни таможенную пошлину, ни налог на добавленную стоимость (НДС), ни утильсбор, ни первичную регистрацию – ничего. Плюс в Казахстане транспортный налог рассчитывается по объему двигателя. А так как у электромобиля нет объема двигателя, соответственно, транспортный налог нулевой. Это один из методов экономии, так как, я, к примеру, за автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) платил около 50 тысяч тенге в год», – говорит эксперт.

Эдуард Эдоков, кстати, тоже пересел на электрокар. И в первую очередь – из-за его экологичности, ведь в нем электрический двигатель, такой же, как в пылесосе, фене и других устройствах. При его работе ничего не сгорает и, соответственно, никаких токсичных выбросов в атмосферу нет.

«Что касается более потребительских характеристик, то у электромобилей первое, что просто поражает – это динамика. В автомобиле с ДВС вы нажимаете на газ, он начинает медленно разгоняться и только через некоторое время достигает скоростных характеристик. В отличие от них у «электрички» моментальная реакция – вы только нажали на газ, а он выстреливает как ракета. Электрокары – это своего рода гаджеты, девайсы, как те же телефоны. Они подключены к Интернету, можно поставить программное обеспечение, приложения скачать, карты и так далее», – подчеркивает он.

С точки зрения эксплуатации электромобиль менее затратен, говорит эксперт. Учитывая, что в нем гораздо меньше комплектующих и запчастей, то и меньше чему ломаться.

«Электродвигатели гораздо надежнее и эффективнее. Если коэффициент полезного действия (КПД) у ДВС составляет 25-30%, то КПД электродвигателя составляет до 80%. Плюс тормозные колодки, которые на бензиновом авто вы меняете, скажем, каждые 30 тысяч, то у «электрички» вы их меняете раз в 100 тысяч километров. Масло на авто с ДВС нужно менять намного чаще. В целом, электрокары – это что-то интересное, вы так приобщаетесь к прогрессу, к будущему, если можно так сказать», –считает Эдуард Эдоков.

Меньше владельцы электрокаров тратятся и на «топливо».

«Я менял автомобиль не в целях экономии бюджета, хотя экономия действительно серьезная. Если на авто с четырехлитровым объемом я отдавал порядка 25 тысяч тенге за бензин, то за электрокар я отдаю 8-10 тысяч тенге при схожих пробегах. То есть экономия есть, конечно», – констатирует эксперт. 

Однако есть и некоторые минусы. Инфраструктура под электромобили в Казахстане, конечно, развивается, но все равно отстает от темпов. В основном электрозаправки расположены в Алматы и Астане.

«Точной информации об их количестве ни у кого нет. Поэтому мы можем только примерно оценивать их количество. Я думаю, что их уже несколько сотен. Все это делается частниками на свои инвестиции. Это бизнес. Если киловатт в час стоит 25-30 тенге, то вы заряжаетесь по 50-60 или 70-100, а в некоторых местах по 200 тенге за киловатт в час», – говорит председатель Независимого автомобильного союза.

Здесь стоит упомянуть о печально известном ТОО «Оператор РОП», собиравшем утильсбор, и его дочерней компании. Как говорит Эдуард Эдоков, в свое время идею построить зарядную инфраструктуру как раз отдали на откуп этой «дочке».

«Этой компании выделили какое-то количество денег на то, чтобы в Казахстане построили 100 зарядок – 50 в Алматы и 50 в Астане. На самом деле сейчас это практически не работающая инфраструктура. Зарядки были поставлены примитивные, небыстрые, программное обеспечение, которое было для них закуплено, тоже полунеработающее. И в настоящий момент эти 100 зарядок практически не работают. А деньги на них потрачены», – подчеркнул он.

В целом же инфраструктура за счет частных компаний растет, но не без проблем, говорит наш собеседник, потому как по существующему в Казахстане законодательству частный бизнес не может продавать электричество. На это имеет право лишь государство.

«Эта юридическая коллизия не дает в полной степени развиваться этому бизнесу. Плюс есть у Министерства по чрезвычайным ситуациям устаревшие какие-то требования, которые относились к зарядке старых автомобилей с обычными аккумуляторами. В 70-80 годах эти требования были направлены на запрет заряда аккумулятора в обычных автомобилях с ДВС. Сейчас эти требования продолжают действовать. И под эту гребенку электромобилям не дают заряжаться в паркингах, торговых центрах. Этот вопрос тоже довольно остро стоит и тормозит развитие зарядной инфраструктуры», – утверждает Эдоков.

Еще одна большая проблема – отсутствие электрозаправок на трассах. В среднем у электромобилей в летний период пробег на одной зарядке составляет 400-500 километров. В зимний период – 200-300 километров. Поэтому на дальние расстояния электрокар не может ехать, не имея по трассе зарядку.

«Между городами зарядок очень не хватает. Когда вы едете по трассе 700-1000 километров, вам она обязательно нужна. Причем зарядка быстрая, мощная, которая сможет за полчаса зарядить автомобиль. В городах с этим уже более или менее нормально, не скажу, что идеально – их не хватает, постоянно очереди возникают, но тем не менее они есть. А по трассе их не хватает. Это одна из больших проблем, потому что для того, чтобы электромобили набирали популярность, нужно им дать возможность и между городами ездить», – убежден председатель Независимого автомобильного союза.

По прогнозу эксперта, в ближайшие годы электрокары станут еще более популярны. Поэтому пока есть возможность завозить их бесплатно, ею надо пользоваться.

Новости партнеров