Распродажа гольф-клуба с виллой: аукционные страсти вокруг бывшего наследия КМГ

Автор: Смагулов Амир

С молотка реализуют бывшую «дочку» нефтяного гиганта

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Некогда престижная компания «КазМунайГаз Сервис NS» нынче походит на бедного родственника, не знающего, куда бы ему пристроиться. Прежний владелец в лице КМГ от него отказался – актив перешел в руки QazaqGaz. После череды неудачных попыток продажи фирмы на торгах, ее снова выставили на аукцион. Почему же на столь, казалось бы, лакомый объект, в чьем пользовании роскошный гольф-клуб, никак не найдется покупатель, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

«КазМунайГаз-Сервис NS» является одной из ведущих компаний, предоставляющей широкий спектр сервисных и представительских услуг. Так презентует себя компания на сайте. Только вот за громкими словами стоят многочисленные попытки реализации «ведущей компании» с молотка и огромные убытки. Прежде чем перейдем к ним, расскажем некоторые подробности о самой фирме. Итак, появилась она в 2003 году. Весь пакет акций принадлежал нашему нефтяному гиганту КМГ, однако почему-то продавцом сейчас выступает QazaqGaz. В 2019 году в СМИ прошла информация, что компанию продали за 4,1 млрд тенге, однако имя покупателя не называлось. Вероятно, тогда-то и состоялась сделка между КМГ и QazaqGaz. 

В 2018-2019 годах этот актив пытались продать трижды. Причем, заметим, с понижением стартовой цены с 16,4 млрд тенге до упомянутых 4,1 млрд. Но тогда он не вызвал интереса у двух потенциальных покупателей – дело в том, что в торгах обязательно должно было участвовать не менее двух претендентов. 

Что касается грядущего аукциона, который состоится 20 декабря.

В этих торгах несколько изменений. Во-первых, актив теперь оценили в 18,089 миллиардов тенге. Во-вторых, сделку признают действительной, если в аукционе примет участие даже один покупатель.

Интересно, уйдет ли компания с молотка на этот раз, да еще и за большую цену? В прошлые годы покупателей не прельстил даже самый привлекательный актив – а «КазМунайГаз Сервис NS», на минуточку, принадлежит элитный гольф-клуб «Burabay» на берегу озера Щучье в Акмолинской области. Его масштабы весьма впечатляющие: площадь территории – 103 гектара.

Здесь имеется 18 лунок класса «Чемпионат» и тренировочное поле с искусственными водоемами на 56 гектарах. Тут же – трехэтажный клаб-хаус для гольфистов общей площадью почти в 4 тысячи квадратных метров. На участке функционирует гостиница на 43 номера, VIP-вилла на 817 квадратных метров, чайхана на 60 квадратных метров, гаражи на 80 гольф-каров, три КПП, котельная с газохранилищем, парковка для 27 машин и другие объекты.

Уточняется, что комплекс построен согласно требованиям EGA и PGA для проведения турниров международного уровня. Причем проект функционирует как круглогодичный курортный комплекс. И, судя по уплаченным компанией налогам, зарабатывает весьма неплохо. Особенно прибыльный куш был сорван в 2018 году. 

Несмотря на такие показатели, финансовая отчетность у компании далеко не безоблачная. Согласно этим данным, уставный капитал организации составляет 36 млрд тенге, а собственный капитал – минус 1,3 млрд тенге.

Одно из требований к новому владельцу – погашение кредиторской задолженности в 1,5 миллиарда тенге. Также новый хозяин должен будет не продавать купленные акции в течение двух лет, не менять профильную деятельность на протяжении пяти лет, эксплуатировать гольф-клуб по назначению, сохранить рабочие места сотрудникам, и сменить название, а именно – удалить из него слово «КазМунайГаз».

То, что покупалось и строилось за бешеные деньги, сейчас в итоге распродается. У здравомыслящих людей, разумеется, сразу возникает вопрос – зачем вообще нефтяной компании понадобился элитный гольф-клуб? Объяснение чиновников и топ-менеджеров ни тогда, ни сейчас не поддается никакой логике: оказывается, так они хотели привлечь туристов – ценителей гольфа, а не казахстанских чиновников и бизнесменов, как вы могли подумать. Ни в коем случае!

Как показывает эта история, с иностранцами, видимо, не сложилось, и компания «села в калошу». Увы, не смогли нефтяники управлять гольф-клубом. Не помогло даже то, что строительство этого огромного объекта вошло в план развития Щучинско-Боровской курортной зоны на 2012-2013 годы, и даже в госпрограмму по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы.

Это очень яркий пример, мягко говоря, нерационального управления. В свое время, когда нефть стоила больших денег, КМГ понабрал кредиты и множество ненужных активов – гольф-клуб, яхты, убыточные компании за рубежом. А потом, когда нефтяные котировки упали, и выручка сократилась – вот тут менеджеры схватились за голову. А долги возвращать нужно. В итоге сейчас нацкомпания работает практически на их погашение. По данным на ноябрь этого года, долг нашей главной кормилицы составил 10 миллиардов долларов.

О продаже невыгодных активов в КМГ, конечно, задумывались и даже пытались их реализовать, но как мы видим, очереди из желающих покупать нерентабельные объекты не выстраиваются.

Жан МУРЗА