Правда, эксперты посоветовали не обольщаться – от укрепления нацвалюты цены вниз не пойдут
Последние дни тенге весьма радует казахстанцев. Сейчас курс варьируется в районе 430-445 тенге за доллар. Как-то даже опустился до 427 тенге за «американца». Что же так повлияло на столь серьезное укрепление – отвязались от рубля или все самое страшное осталось позади и теперь можно спокойно вздохнуть, не ожидая финансовых потрясений? Стоит ли запасаться инвалютой или повода для беспокойства нет? А главное – почему тенге укрепляется, а цены на продукты, лекарства и услуги не падают? Ответы искал корреспондент Azattyq Rýhy.
Ситуация на валютном рынке, признаться, складывается довольно интересная – курс вернулся к прежним показателям в 430-440 тенге за доллар. Так, напомним, выглядела валютная пара до конфликта России и Украины. По сути, за всю историю тенге не было ни одного подобного периода, когда после резкого скачка доллара нацвалюта отыгрывала все падение и возвращалась на прежний уровень.
«Но на деле ничего не рассосалось, все только начинается, а курс у нас отыгрывает практически все падение, как будто все стало так, как раньше и ничего не произошло, испугались зря, что, естественно, не так. Этим и отличается нынешняя ситуация от того, что было до этого, ведь в кризисную воронку мы только входим. Санкции начали действовать только сейчас и полностью себя еще не проявили. Они будут разворачиваться в течение лета, и первые результаты мы получим осенью этого года. Вот тогда можно будет говорить про масштабы. Основной удар там будет по России, а мы почувствуем это на себе автоматом», - утверждает экономист Арман Бейсембаев.
Однако почему доллар внезапно подешевел именно сейчас? Может, нефтяные котировки, поднявшиеся выше 110 долларов за баррель, повлияли на это или рубль укрепился, а мы – вслед за ним? Либо причина кроется в другом?
«Я полагаю, что здесь три фактора: курс рубля, как он себя сейчас ведет. Второе – это достаточно дорогая нефть. Есть ожидание, что она вырастет еще до 120-125 и, возможно, на этом не остановится. И третий фактор – процентные ставки, которые у нас растут и способны либо сдерживать падение, либо приводить к укреплению национальной валюты, потому что доходность национальной валюты растет и это вызывает спрос на тенге. Даже не резиденты, иностранные инвесторы должны будут продать свои доллары и купить тенге, что тоже может приводить к укреплению», - объясняет наш собеседник.
Взаимосвязь между мировыми ценами на нефть и курсом доллара по отношению к национальным валютам стран экспортеров нефти исследовали канадские экономисты Аюб Юсефи с Университета Западной Онтарио и Тони Уирджанто с Университета Уатерлоу (2003, 2). Исследование канадских экономистов основывается на торговых балансах стран участников ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), таких как Иран, Венесуэла и Саудовская Аравия. В результате чего, было выявлено - в то время когда страны участников ОПЕК сокращают объем добычи нефти, снижая предложение нефти на рынке, и тем самым повышая цену на нефть, то стоимость доллара обесценивается по отношению к национальным валютам стран участников ОПЕК.
Если ранжировать по степени влияния на курс, то на первый план, естественно, выходит российский рубль. Ситуация с тенге – это повторение динамики курса рубля.
«Как ведет себя рубль так он и отражается на тенге, потому что у нас большая взаимная торговля. В импорте 40%, в экспорте – 15%. В соответствии с этим у нас всегда было большое отрицательное сальдо в торговле и до Евразийского союза, и после. Причем сейчас это отрицательное сальдо расширилось. То есть мы больше платим денег за импорт, чем мы туда экспортируем. И получается, что в настоящих условиях у них до сих пор действует ограничение по валютной выручке, которую они обязаны продавать внутри страны», - подчеркивает экономист Жанибек Айгазин.
В итоге экспортеры вынуждены продавать эту валютную выручку, а поскольку они целыми секторами экономики оказались под санкциями, то начинает проседать импорт. А раз проседает импорт, то нет спроса на иностранную валюту. То есть желающих продать инвалюту сейчас достаточно много, но нет покупателей, которые бы весь этот объем могли выкупить.
«Экспортеры уже начали жаловаться, чтобы они отменили это обязательство 80% валютной выручки продавать на рынке потому, что они просто не могут его продать. Никто не покупает, потому что нет тех, кто могли бы это купить», - говорит Арман Бейсембаев.
От базовой ставки курс тенге хоть и не столь зависим, но она тоже оказывает серьезное влияние. Сейчас она на уровне 14%, что говорит о том, что инфляция уже подтягивается к процентной ставке. А чтобы держать ее в положительной зоне, остается лишь одно – повышать ее дальше.
«Скорее всего, на следующем заседании процентная ставка станет 15-16%. И это тоже способствует укреплению курса, хоть и в меньшей степени», - предполагает Арман Бейсембаев.
«Председатель Национального банка четко сказал, что это не только процентная политика для того, чтобы сделать деньги дороже. В соответствии с этим инфляция упадет, потому что цены растут. Цены растут для того, чтобы победить инфляцию и краткосрочно используется процентная политика. То есть увеличивают процент, чтобы деньги стали дорогие и в соответствии с этим люди начинают меньше потреблять и тратить, но больше сохранять», - объясняет Жанибек Айгазин.
Будущее тенге не столь уж туманно, говорят наши эксперты. Если нацвалюта продолжит укрепляться, придется проводить обратные интервенции. То есть, если ранее мы проводили интервенции на сдерживание доллара, потому что он рос, как на дрожжах, то теперь нас ждет обратная интервенция, когда мы будем не продавать доллары на торгах, а покупать их, создавая спрос и не позволяя тенге рухнуть.
«Потому что, если позволить тенге сильно укрепляться – это, конечно, достаточно патриотично звучит и простому народу это понравится, когда они увидят укрепляющееся тенге. Но на самом деле до людей нужно доносить, что ничего хорошего для нас это не несет. У нас экономическая система такая, что укрепляющийся тенге нам не нужен. И если кто-то думает, что если тенге против доллара будет сильно укрепляться и это приведет к падению цен, хочется сказать: «Ребята, закатайте губу пожалуйста, цены никуда не упадут и цены никто снижать не будет», - заключил Арман Бейсембаев.
Так что ожидания многих казахстанцев, похоже, не сбудутся. В принципе, сейчас это можно заметить наглядно – доллар упал, но продукты, лекарства, другие товары и услуги ни на тиын не подешевели.