Бизнесмены и чиновники все равно нашли способ обойти ограничения, считают эксперты
После валютного шторма, в который попал тенге из-за привязки к рублю, в Казахстане решили ввести запрет на вывоз золотых слитков и инвестиционных монет из золота и серебра. По иностранной валюте действует ограничение – теперь из страны нельзя увезти больше 10 тысяч долларов. Экономисты к новой мере отнеслись скептично. Они утверждают, что запрет можно с легкостью обойти. В этой ситуации возникают два главных вопроса – почему именно сейчас решили пойти на этот шаг и почему он не окажет ожидаемого эффекта. Ответы на эти вопросы читайте в материале Azattyq Rýhy.
Когда тенге ушел в крутое пике, на рынке из-за шока вырос спрос на доллары. В Нацбанке и правительстве нашли выход для того, чтобы люди не побежали сломя голову в обменники, а в последующем не постарались вывезти «зелененькие» из страны. Решение проблемы – введение ограничения и запрета «в целях предотвращения рисков финансовой стабильности и снижения давления спекулятивного спроса».
«Принятие данных мер обеспечит контроль за чрезмерным вывозом иностранной валюты и сохранность резервов Национального банка, а также диверсификацию инструментов сбережения», - объяснили в Национальном банке.
Денег в стране действительно ограниченное количество, говорят экономисты. Но вывозят их в первую очередь не рядовые граждане, а бизнесмены и чиновники.
«Причины довольно известны. Санкции и ограничения привели к тому, что рухнул рубль. Рухнул рубль, начал падать тенге и это повысило спрос на инвалюту в Казахстане. Ограничили вывоз для того, чтобы из страны на самом деле не уходили эти деньги, в том числе валюта и золото. Когда она уходит, это все вымывается из страны. А учитывая введение этих ограничений, поток денег очень большой. Значит, есть необходимость», - считает экономист Арман Бейсембаев.
Однако никакая система не является идеальной. Любой запрет можно обойти. Казахстанцы на этом поприще поднаторели, поэтому обходные пути обязательно найдутся, говорят эксперты. Навскидку они даже озвучили несколько вариантов. Во-первых, вывод электронных денег. Офшорные операции-то у нас не запрещены.
«Человек, сидя в столице, может зайти на сайт Виргинских островов, удаленно со своей карты оплатить открытие счета, открыть фирму и перевести туда столько денег, сколько он захочет. И никто не задаст ему вопросов. Потому что де-факто у нас офшорные операции разрешены. То есть, он берет свое ТОО, через которую он откаты получал, и отправляет от нее деньги в офшор. И никто ничего не докажет», - утверждает экономист Марат Абдурахманов.
Чтобы этого избежать, а попутно вернуть капиталы из офшоров, надо бы запретить перечислять туда деньги. Но такого запрета сейчас нет. Ни от Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, ни от Агентства по финансовому мониторингу, ни по линии Нацбанка, говорят эксперты. Борьбы, а тем более возврата денег с офшоров в таких условиях быть не может, заверяет эксперт. А новым ограничением по вывозу инвалюты и вовсе простимулируют вывод денег в офшоры, говорит наш собеседник.
По его словам, обмануть систему могут даже те, кто хранит инвалюту дома под матрасом.
«Те, которые держат большое количество денег дома наличными, могут это все легко перевести в чеки American Express и вывести в любую страну мира, потому что это не наличность и чеки не подлежат никакому контролю. В том числе таможенному. Потому что в постановлении сказано только про наличные доллары и наличное золото. Сейчас можно в любом банке пойти и купить чеки American Express без проблем», - приводит свои доводы Абдурахманов.
Так что на деле эта мера не принесет ожидаемого эффекта, утверждают опрошенные экономисты. По их мнению, этот запрет коснется лишь мелких чиновников, вывозящих деньги наличными.
«Это постановление для чиновников районного масштаба, которые понимают, что придут за ними. И они все стали массово сваливать за границу. И чтобы остановить этот вал низового звена, приняли это постановление. Это постановление для людей, у которых не так много мозгов. Это не для высших чиновников, которые миллиардами долларов воруют. Это для низового уровня», - пояснил Марат Абдурахманов.
Золото – тоже своего рода некая форма капитала. Запрет коснулся драгметалла по одной простой причине – если нельзя вывезти валюту за границу, то легко можно забрать с собой золото, а уже в другой стране превратить его в бумажные деньги.
«В турбулентные времена уход золота из страны – достаточно опасная штука. Золото же тоже капитал и оно понадобится для финансовой системы, для ее психологического состояния. Само по себе золото в современном виде не имеет той ценности, которой оно обладало 30-50 лет назад. И те слитки, которые лежат в хранилищах нашего Нацбанка, на стоимости валюты не отражаются. Золото лежит, не используется и имеет психологическое значение. У людей еще осталась мысль, что бумажные деньги обеспечены золотом. Но на сегодняшний день это не так, это неправда и поэтому сейчас роль золота номинальна. Но сам факт того, что из страны уходит много золота, способен дестабилизировать финансовую систему и нарушить доверие к ней. А это уже опасно», - считает Арман Бейсембаев.
По его словам, запрет на вывоз валюты и драгоценных слитков лишь усугубит ситуация, оказывая психологическое давление на людей. В таких условиях, напротив, возникает желание вывезти свои сбережения из страны, утверждает наш собеседник.
«Если есть запрет, значит, что-то идет не так. А значит, у тебя появляется еще больше поводов увести эти деньги за рубеж. Потому что если ты сейчас эти деньги просто так оставишь, то есть вероятность, что эти деньги просто здесь застрянут, а то и вообще исчезнут. У людей паника, ужас, страх. Люди стараются что-то спасти, подстраховаться, чтобы не потерять», - заключил Бейсембаев.
Мера лишь повысит спрос на иностранные деньги, считает экономист.
Жан МУРЗА