Выдавали пособия на «потерянных» детей: почему в Казахстане появились дети-маугли?

Автор: Azattyq Rýhy

В стране достаточное количество профильных органов, однако далеко не все дети под защитой государства

 

Фотоколлаж AR

Громкая и шокирующая история с обнаруженными в Экибастузе детьми-маугли не оставила казахстанцев равнодушными. Больные рахитом, не умеющие ходить, разговаривать и долгое время находившиеся в изоляции от мира маленькие дети стали настоящим «сюрпризом» для властей, социальных служб и медиков. Кто должен ответить за то, что жизнь и здоровье этих малышей оказались под угрозой, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Нынешний год официально объявлен Годом детей. Однако громкая история одной семьи с четырьмя малышами, которых успели окрестить «дети-маугли» шокировала казахстанцев. Благодаря волонтерам об этом случае узнала вся страна. Как вышло, что дети оказались потерянными для ответственных служб? Это большой вопрос. Пока известно, что они были в крайне запущенном состоянии, недоедали, болели рахитом, один из них еще и коронавирусом, а у других пневмония.

Для 19-ти миллионного Казахстана история с детьми-маугли - это некий нонсенс, который, однако случился. Так кто же отвечает за здоровье маленьких казахстанцев: родители, госорганы?

На официальный запрос редакции AR в Минобразования рассказали, что по Конституции забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей, а за неисполнение долга по воспитанию, образованию, защите прав и интересов несовершеннолетнего родители могут быть привлечены к административной ответственности или же вовсе лишиться родительских прав.

А что делать, если родители в силу разных причин не могут обеспечить должный уход за детьми, куда обращаться за помощью? В том же Минобразования говорят, что учет неблагополучных семей осуществляют органы внутренних дел, а организации здравоохранения через патронажных сестер следят за детьми от рождения до пяти лет. При этом, работа по профилактике семейного неблагополучия осуществляется через Межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан и аналогичных комиссий на региональном уровне. Но, как выяснилось, это не всегда работает так, как задумывалось.

«Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются комплексом специальных социальных услуг, предусматривающих помощь в получении пособий, оформлении документов, медицинских услуг, при необходимости помощь во временном размещении ребенка. Дети данной категории получают материальную помощь в виде питания, обмундирования, летнего оздоровительного отдыха», - такую идиллическую картину видят в МОНе, которая не всегда совпадает с реальностью.

Что касается этого конкретного случая, то досталось всем: выговоры получили акимы Аксу и Экибастуза. После того, как семья переехала из Аксу в Экибастуз, они перестали числиться на медицинском учете. Тем не менее, медики не стали искать детей, которые раньше находились под амбулаторным наблюдением.

С недавних пор мать детей стала получать пособие как многодетная, то есть как минимум одному государственному органу о семье было известно, констатировал аким Павлодарской области.

Национальный координатор образовательного проекта Street Law Kazakhstan по правам человека и защите детей Халида Ажигулова признает, что ситуация шокирующая и далеко не единственная.

«Однако, к сожалению, уверена, это не единственный случай. Таких детей по стране наверняка, много. Причины, почему такое произошло? Здесь много причин. Во-первых, налицо разрозненность межведомственной работы. Семья выехала из села, значит, они когда-то были на учете: в поликлинике или по месту рождения. За детьми прикреплена патронажная медсестра. Неужели врачи не видели условий, в которых живут дети? Значит, скорее всего, за детьми вообще никто не смотрел из медперсонала», - считает эксперт.

По мнению Халиды Ажигуловой, даже в случае переезда профильные службы должны были забить тревогу.

«Почему никто не задался вопросом, куда исчезли четверо детей? Если они выехали в город, значит поликлиники уже должны были быть уведомлены, что к ним четверо детей должны встать на учет. Но не встали. Где дети? Дети детсадовского возраста, но никто в детсады не ходил. Старшей девочке 7 лет, то есть в этом году девочка должна была пойти в первый класс. Но не пошла. Почему МОН, Минздрав, многочисленные комитеты, акиматы, органы опеки, никто из них так и не забил тревогу: а где же дети? Налицо – провал межведомственной работы», - разобрала ситуацию Халида Ажигулова.

Эксперт обратила внимание на то, что население страны всего 19 млн человек, а в ней дети уже «теряются».

«Неизвестно ничего было об их судьбе. Эти дети впоследствии могут легко стать жертвами торговли людьми, рабства, или радикальных религиозных структур. У нас каждый ребенок должен быть на счету», - считает глава Street Law Kazakhstan.

Она высказала предположение, что виной всему может быть гендерное неравенство. Абсолютное большинство руководящих госдолжностей занимают мужчины. Но исторически, подчеркивает эксперт, в нашей стране всем, что связано с детьми, их потребностями занимаются женщины. Она обнажила целый пласт проблем от маленьких зарплат патронажных медсестер, до отсутствия у них условий для проверки семей.

«Здесь еще вопрос в том, что патронажной медсестре мало того, и в холод, и в стужу надо обойти всех детей и проверить их состояние, посмотреть чем их кормят. Есть ли элементарно у медсестер машины, кто их возит на те же осмотры. Этот момент тоже надо учитывать», - подчеркивает эксперт.

Халида Ажигулова обратила внимание и на то, что многодетным выплачивается пособие на каждого ребенка, поэтому государство должно держать на контроле, как расходуются эти средства.

«То есть вполне возможно, что деньги на детей выплачиваются, а дети элементарно недоедают, потому что родители ведут асоциальный образ жизни и им в принципе не до детей», - считает она.

По ее мнению, если помощь нужна самим родителям, то государство должно эту помощь обеспечить.

«Конечно, за детей, за их воспитание в первую очередь отвечают родители. Однако, что делать, если родителям самим нужна помощь? Если они сами нуждаются в защите, не говоря уже об их детях. Государство должно обеспечить защиту таких семей», - считает эксперт.

В пример Халида Ажигулова приводит 68-миллионную Великобританию, где родителям на каждого ребенка вне зависимости от гражданства, приходит письмо-уведомление о получении прививок, о необходимости выбора детского сада, медучреждения, школы. И если ребенку вовремя не поставить прививку или не прикрепить в одну из предложенных школ, родителей ждут крупные штрафы.

«Почему, несмотря на то, что в РК всего-то 19 млн человек населения, дети теряются или оказываются вне внимания профильных служб. Каждый ребенок, не только гражданин страны, но даже если его родители проживают в стране по виду на жительство, должен быть обеспечен элементарным контролем. Это стандарт и норма в современном обществе, и это должно стать нормой у нас. Только так мы можем исключить подобные ужасные ситуации», - резюмирует эксперт.

Ситуация с больными рахитом малолетними детьми шокировала и медицинское сообщество страны. Профессор, врач-эксперт Министерства здравоохранения Руслан Избасаров поясняет, что такой болезни как рахит в стране не должно быть вообще.

Болезнь развивается, в основном, от недостатка витамина D. Но в нашей стране, еще с момента внутриутробного развития, за здоровьем матери и ребенка тщательно следят, утверждает он. После рождения ребенка на каждого выдается план прививок, которые необходимо получить, за каждым ребенком закрепляется патронаж. Врач-педиатр наблюдает за развитием новорожденного, при необходимости назначает лечение.

«То есть здоровье детей всегда находится под медицинским контролем. Не бывает, не должно быть такого, чтобы дети потерялись, даже если родители переезжают. В базах эти дети есть обязательно, они же не в поле родились, у них в любом случае какие-то документы есть. Семья многодетная, значит они получали пособия. А если детей нет по месту жительства, то тут уже вплоть до привлечения участковых полиции. Конечно, куда дети делись, вообще живы ли они, что с ними, почему их длительное время нет по адресу?» - вопрошает профессор.

Эксперт убежден, что каждый ребенок в стране должен быть под строгим контролем соответствующих служб, а в ситуации с детьми-маугли, скорее всего, имеет место банальная халатность.

Конечно, чтобы точно сказать о состоянии, надо в первую очередь осмотреть детей. Но вылечить рахит реально, уверен врач, детей можно поставить на ноги.

«Дети, обнаруженные в Экибастузе, скорее всего, заболели этой болезнью из-за нарушенного, неправильного питания», - заявляет Руслан Избасаров.

Пока готовился этот материал, стало известно, что вслед за акимами наказали и медиков.

«По своей части наказаны были специалисты, отвечающие за детство, родовспоможение. Главный врач Аксуской городской больницы получил дисциплинарное взыскание. По Экибастузу тоже ряд дисциплинарных взысканий получили. Ну и последнее подведение итогов, наверное, будет по результатам акимата - там тоже проводится служебное расследование», - сообщил глава Управления здравоохранения Павлодарской области Айдар Ситказинов.